Современный человек воспринимает икону как иллюстрацию, не постигая глубокого смысла, заключенного в ней «богословского трактата». Существо иконного образа – в его наполнении. Иконопись имеет строго и тонко разработанный язык, в ней каждый нюанс обладает глубокой насыщенностью, смысловой и символической. Мы в лучшем случае воспринимаем икону эстетически, а надо всматриваться, изучать Священное Писание, Отцов Церкви и иконографию.

— С.И. Голубев
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Празднование иконы Божьей Матери «Знамение» Царскосельская

10.12.2014

10 декабря — особый день в Духовной Академии, один из самых важных праздников. Это день, когда Церковь особо чествует чудотворную икону Знамение Царскосельская. Вот уже как 66 лет этот образ находится в академическом храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Ежедневно воспитанники и воспитанницы духовной школы возносят свои искренние молитвы к Пречистой Деве с надеждой на Ее милостивый покров и заступничество. И, несомненно, в благодарность за дивные утешения и благодеяния, подаваемые по молитвам всем притекающим к сему святому образу Божией Матери, поются в храме в честь Ея священные песнопения. Не так давно в академическом храме была возрождена добрая традиция чтения акафиста перед этим чудотворным образом по средам, когда все студенты Духовной школы собираются вместе для молитвенного прославления Царицы Небесной. Литургия же совершаемая в этот день наполнена всегда особой торжественностью.09-12-2013_znamenie_1

Икона «Знамение» Царскосельская принадлежит к высоким образцам иконописного искусства и по характеру живописи должна быть отнесена к древневизантийским произведениям. Икона, имеющая длину 1 аршин и 15 вершков (138 см) и 1 аршин 8 вершков (107 см) в ширину, написана на деревянной доске и представляет собой поясное изображение Пречистой Девы с простертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем в лоне Ее. Правой рукой Он, как Великий Архиерей, благословляет мир, а в левой держит свиток в знак благодатного и спасительного Своего учения, которым Он просвещает род человеческий. 

Иконы Знамения, находящиеся в различных местах нашего Отечества, оказываются большей частью написанными по образцу Новгородской, представляются копиями, списками ее. Однако эта икона имеет ряд отличительных особенностей от других знаменских икон. Здесь следует обратиться к истории Царскосельской иконы «Знамение», чтобы узнать о ее происхождении и о том, каким образом она появилась в стенах нашей Духовной академии.

znamenie-carskoselskaya-spisok-s-iko

Знамение Царскосельская. Христина Коломайнен. Выпуск 2015 г. Руководитель Карагина А.Ю.

Царскосельская икона Знамение Божией Матери известна в России со времен Царя Алексея Михайловича. Именно ему, по преданию, Константинопольский патриарх Афанасий преподнес образ Знамение. Патриарх Афанасий прибыл в Москву 16 апреля 1653 г. и 22 апреля был принят Алексеем Михайловичем. Патриарх поднес ему привезенную святыню, которой, по преданию, и была икона Знамения. Возможно, что икона была написана и затем приобретена Патриархом на Афоне, где, после падения Византии, зажглась первая искорка возрождения церковного иконописного искусства.

Подаренная икона Знамение Божией Матери на протяжении первых 100 лет находилась в царских чертогах и была, по сути, келейным образом Дома Романовых. Перед ней постоянно совершались молебны о здравии членов Царской семьи, о различных начинаниях как семейных, так и государственных, благодарственные молебны о победах и Божиих милостях Державе. Пётр Великий, основав новую столицу — Санкт-Петербург, перенёс туда, во дворец, и святую икону. Перед смертью он, по преданию, благословил иконою свою дочь Елизавету Петровну, как будущую наследницу престола. По своем восшествии на престол, она украсила образ окладом, велела написать по сторонам иконы образы св. Алексия, человека Божия, и апостола Петра, имена которых носили первые обладатели иконы: дед и отец Елизаветы, а также праведных Захарии и Елисаветы, в честь собственного дня Ангела. Церковь в Царском Селе, начавшую строиться, Елизавета решила посвятить образу Знамения Пресвятой Богородицы.

hutorskaya_natalya

Икона выполнена Хуторской Натальей. Выпуск 2005 г., преподаватель Жданова В.Т.

Икона Божией Матери «Знамение» помещалась в XVIII – середине XIX века над Царскими вратами в придворной Царскосельской Знаменской церкви. История также сохранила множество чудесных событий и исцелений, происшедших по молитвам к Богородице перед Её иконой «Знамение» Царскосельская.

После революции икона находилась в Знаменской церкви вплоть до середины 1930-х годов, когда была изъята в так называемый «ГОСФОНД», после чего бесследно исчезла. Советские войска в освобожденной Риге на одном из брошенных обозов неприятеля обнаружили икону Царскосельскую и вместе с ней Казанскую икону Божией Матери. Святые иконы были доставлены в Ленинград и переданы Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию, а затем весной 1948 г. украсили церковь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Ленинградской духовной академии и семинарии, где и находятся поныне.

smolencevoy_marii_vypusknicy_2010g

Икона выполнена Смоленцевой Марией, выпуск 2010 г. (преподаватель Стальнов А.В.)

На добровольные пожертвования верующих икона Знамения была украшена венчиком над главами Богоматери и Богомладенца. В 1952 году для икон Знамения и Казанской иконы Божией Матери были сооружены одинаковые дубовые киоты.

Некоторыми подробностями письма Царскосельская икона отличается от других известных икон «Знамения». Несмотря на древность иконы, в ней поражает необыкновенная ясность очертаний, живость цветов и теней. Святой лик отражает и глубокое смирение Пренепорочной Девы, и величие Царицы Небесной, и милосердие, и строгость. Замечают, что лицо Богородицы почти в одно и то же время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умиленным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли на том же месте.

olga_filonova_31

Икона написана Филоновой Ольгой, выпуск 2012 г. (преподаватель Кусов И.А.)

Иконография Богоматери свидетельствует, что изображение Богоматери, молящейся, поднимающей, воздвигающей к небу на молитву Свои руки, с иконой Младенца на груди, относится к самому раннему времени, к середине II столетия, когда почитание Богоматери, установленное еще в апостольское время, стало уже фактическим догматом христианского учения. Образ молящейся Богоматери следует считать одним из древнейших. Он пережил период катакомбной и мозаичной живописи и перешел в византийско-русскую живопись и на иконы. У греков образ Богоматери, с изображением на груди Богомладенца, получил наименование Оранты, и «Ширшая небес», а в русской иконографии — наименование «Знамение».

В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было Рождество Христово. В связи с этим, естественно, вспоминается великое ветхозаветное вдохновенное пророчество Исаии о рождении Эммануила от Девы. «Сам Господь даст вам знамение: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Исаии, 7,14; ср. Мф. 1,23). Поэтому икона Богоматери с сидящим в Ее лоне Богомладенцем не есть ли дивное знамение именно в этом смысле? Не есть ли это – знамение, видимый знак несказанного всемирного чуда, чуда явления во плоте Сына Божия; знамение Божественной любви, на котором, как на незыблемой основе утверждается все здание нашей святой веры? Название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.

voropaeva_darya

Икона, выполнена выпускницей 2010 г. (преподаватель Стальнов А.В.) Воропаевой Дарьей, написана в каноне, но сохраняет характерные иконографические особенности Царскосельской иконы.

После гонений на Церковь и войны икона «Знамение» Царскосельская стала поистине благим знамением, чудом, свидетельством нового возрождения и расцвета прославленной академии. Все учащие и учащиеся непременно ощущают через этот образ распростертый над ними Покров Пресвятой Богородицы, с благой надеждой и верою непрестанно в молитвах прибегая к Ее помощи и ходатайству пред престолом Всевышнего. По милости Божией мы имеем в нашем академическом храме эту великую святыню, ясно являющую многие видимые и невидимые чудеса. И поистине Тебе, Царица Небесная, мы благодарственно и «верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало».

Ежегодно в нашей иконописной школе создаются списки с чудотворной иконы, которые впоследствии украшают храмы России и Зарубежья, а также становятся молельными иконами гостей нашей академии – архипастырей, пастырей, представителей светской власти.

Статью подготовила Ольга Семенова. 


Источники:
1.    http://drevo-info.ru/articles/8120.html
2.    http://www.pravenc.ru/text/199925.html#part_3
3.    http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisanie-ee-zemnoj-zhizni-i-chudotvor…
4.    http://old.spbda.ru/academy/r-33.html

  • Опубликовано: 9 лет тому назад 10.12.2014
  • Рубрика: Публикации