Современный человек воспринимает икону как иллюстрацию, не постигая глубокого смысла, заключенного в ней «богословского трактата». Существо иконного образа – в его наполнении. Иконопись имеет строго и тонко разработанный язык, в ней каждый нюанс обладает глубокой насыщенностью, смысловой и символической. Мы в лучшем случае воспринимаем икону эстетически, а надо всматриваться, изучать Священное Писание, Отцов Церкви и иконографию.

— С.И. Голубев
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Варлаам Хутынский. Иконография.

04.02.2017

Иконография Варлаама Хутынского представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, графическими прорисями, гравюрами, отразившими общерусский характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях новгородского и московского искусства.

В иконографической традиции изображения преподобного можно выделить несколько основных вариантов. К самому раннему типу изображения относится одноличный фронтальный образ Варлаама Хутынского, восходящий к не дошедшему до настоящего времени надгробному портрету святого. Поясной вариант этого извода воспроизводился на игуменских печатях Хутынского монастыря начиная с первого десятилетия XV в. (впервые — на печати игумена Варлаама). Преподобный представлен в куколе, в руке свернутый свиток.

Очевидно, иконы с изображением святого писались в Новгороде еще до освидетельствования архиепископом Евфимием мощей святого (1440), поскольку вышеупомянутый игумен Варлаам, став архимандритом Юрьева монастыря, уже в 1410 г. построил в Лисицком монастыре надвратную церковь во имя Варлаама Хутынского, где рядом с царскими вратами должны были поместить его образ. Поскольку в это же время (между 1408- 1422 и 1438) возникает вторая редакция жития святого, обычно сопровождавшаяся написанием иконы и возложением покрова на гробницу, следует предполагать более древнее сложение иконографии преподобного. К самому древнему иконографическому типу святого относятся его изображения на шитых покровах, известные нам по памятникам XVI в. В московской мастерской царицы Ирины Годуновой был шит покров, вложенный в Хутынский монастырь в 1579 г., на котором Варлаам Хутынский представлен в схиме, на голове куколь с Голгофским крестом, в руках свернутый свиток (НГОМЗ; более ранние покровы из Хутынского монастыря известны по описанию (Макарий (Миролюбов), архиепископ. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 2.).

Прп. Варлаам Хутынский. Покров. 1579 г. Мастерская царицы Ирины Годуновой. (НГОМЗ)

К той же традиции относятся большие храмовые иконы преподобного, их иконография отличается лишь деталями: надетым или спущенным на плечи куколем, закрытым или раскрытым свитком, содержанием написанного на нем текста. О такой иконе XVI в. в трапезной палате церкви Варлаама Хутынского Спасо-Преображенского Хутынского монастыря упоминает архиепископ Макарий: «В левой руке преподобного свиток с надписью: «Братие, о нем же изыдосте, о том и подвизайтеся и о своем спасении не нерадите; и Господь наш Иисус Христос да сохранит вы в любви Его; аз же аще и телесне отхожу от вас, но духом с вами неотступен буду, и о всем да разумно будет, аще убо обрел благодать пред Богом, монастырь и по смерти моей, якоже и при моем животе ничимже»».

Сохранился резной образ преподобного, украшавший верхнюю крышку деревянного реликвария из Димитриевской церкви в Новгороде (сер. XVI в. (1560 ?), НГОМЗ), где Варлаам Хутынский изображен без куколя, с раздвоенной бородой, благословляющим, с развернутым свитком в руках с текстом: «Блажен человек, иже помянет имя мое в день памяти моея». Такой же образ преподобного (наряду с его предстоянием Спасителю в деисусной композиции) встречается в средниках житийных икон.

Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение». Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ)

Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, свт. Харитон Исповедник. Икона из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ)

Самым ранним сохранившимся является изображение Варлаама Хутынского вместе со святыми, чьи дни памяти близки, на новгородской иконе 2-й пол. XV в. «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение» (ГРМ). Святой представлен фронтально, он в золотисто-охряном подряснике, светло-зеленой схиме с откинутым куколем и фиолетово-коричневой мантии, обеими руками придерживает свернутый свиток. На таблетке из комплекта святцев Софийского собора преподобный представлен в центре оборотной стороны (на лицевой — «Воздвижение Креста») между святыми Харитоном Исповедником, епископом Иконийским, и Сергием Радонежским. Он изображен в темно-вишневой мантии и желтом подряснике, куколе, благословляющим, со свитком в руке. В дальнейшем, особенно в XVI веке, этот вариант изображения преподобного будет самым распространенным.

Со второй половины XV в. вплоть до конца XVII в. на московских и новгородских иконах Варлаам Хутынский нередко представлен с преподобным Сергием Радонежским. Для новгородцев преподобный Варлаам Хутынский олицетворял славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому, как в Москве те же идеи связывались с именем преподобного Сергия Радонежского. Самое раннее изображение — фреска восточной стены домовой церкви во имя преподобного Сергия Радонежского архиепископа Ионы в Новгородском детинце (между 1460 и 1463). К этому же времени относится шитое убранство белого клобука Василия, архиепископа Новгородского, украшенного после 1478 г. дробницами с тремя фигурами русских святых: Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. На новгородской иконе «Избранные святые» (1560, ГТГ) по левую сторону от Богоматери «Знамение» представлены поясные фигуры преподобных Варлаама Хутынского (в схиме) и преподобного Сергия Радонежского, оба со свитками.

В XVI- XVII вв. существовал вариант пядничных икон с образами этих двух преподобных («Святые Варлаам и Сергий Радонежский», конец XVI в., ГРМ). Для многочисленных изображений Варлаама Хутынского на полях икон разных изводов характерен тот же принцип: святой чаще всего представлен в паре или рядом с преподобным Сергием Радонежским, например на московской иконе «Богоматерь Одигитрия со Святой Троицей и избранными святыми» (последняя четверть XV века, ГТГ).

Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ).

Образ преподобного часто появляется на иконах со святыми на полях в составе других преподобных: поясное фронтальное изображение Варлаама Хутынского в медальоне представлено на нижнем поле шитого сударя «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» (последняя четверть XV в., ГМЗМК). К началу XVI в. можно отметить сближение обликов Варлаама Хутынского и преподобного Сергия Радонежского, о чем свидетельствует, например, изображение на деревянном реликварии 1560 г.

«Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК)

На протяжении XVI- XVII вв. фронтальное изображение преподобного часто представлено с новгородскими святыми, например на шитой пелене середины XVI в. вместе с новгородскими святыми Иоанном и Никитой, Ионой Отенским, Евфимием Вяжицким, осененными духовным символом Новгорода — образом Богоматери «Знамение» (вышита в мастерской Строгановых и вложена Д. А. Строгановым в Хутынский монастырь, ныне в НГОМЗ). Об особом отношении новгородцев к памяти святого говорит тот факт, что уже в 1645 г. на месте, где, по преданию, жили родители преподобного, была построена часовня в честь Варлаама Хутынского, украшенная его иконой, а в 1679 г. в ней был установлен каменный крест с изображениями «Распятия» и Варлаам Хутынский (Макарий (Миролюбов), архимандрит. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 г. // ЗОРСА. 1857. Т. 9.).

Пелена. Избранные святые. Мастерская Строгановых, XVI в..

Особый иконографический тип предстоящего или молящегося Варлаама Хутынского складывался с введением его изображения в деисусный чин. Такие иконы получили распространение прежде всего в новгородском искусстве (икона из иконостаса Успенской церкви Колмова монастыря близ Новгорода, ок. 1530, НГОМЗ), чаще всего святой изображается в паре с преподобным Сергием Радонежским, напр. на деисусных иконах (ок. 1558) иконостаса церкви апостолов Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде (НГОМЗ). Деисусные иконы XVI-XVII вв. с образом преподобного известны в музеях Новгорода и Пскова (обе 1550, НГОМЗ, ПИАМ; не расчищены). В предстоянии Варлаам часто изображается среди русских преподобных перед чудотворным образом Богоматери или перед иконами-праздниками: на пелене «Богоматерь «Неопалимая Купина», с избранными святыми» (конец XV — начало XVI в., ГРМ) — рядом с преподобным Сергием Радонежским. Вместе с преподобным Антонием Римлянином он изображен в молении иконе Богоматери «Знамение» на фреске центрального прясла южной стены Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря. В паре с тем же святым Варлаам предстоит Господу Вседержителю на двустороннем образке, написанном мастером Г. Семёновым на частице камня — реликвии преподобного Антония Римлянина (XVIII в., ГРМ). На ряде икон преподобный предстоит в молении Христу (или Богоматери) вместе с преподобным Прокопием Устюжским (XVI в., АМИИ; XVII в., ГТГ); на иконе из Каргополя со святыми Николаем Мирликийским и Алексием, человеком Божиим (XVI в., АМИИ).

Пелена. Богоматерь Неопалимая купина и избранные святые. (Конец XV — начало XVI в., ГРМ)

Св. Варлаам Хутынский, новгородский чудотворец. Москва. Середина XVI в.

Преподобный Прокопий Устюжский и праведный и Варлаам Хутынский (XVI в., АМИИ; XVII в., ГТГ).

Часто Варлаам Хутынский изображен предстоящим в ряду святых: на полях вологодской иконы «Воздвижение Креста» (вторая половина XVI в., ГТГ) — в паре с преподобным Сергием Радонежским; на кресте-мощевике из Новгорода (начало XVI в., ГММК) — в руке посох (в ряде житийных тестов — явления Варлаама Хутынского с посохом, которым он наказывает грешников; посох лежал на раке святого уже в 20-30-х гг. XVI в. (Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973.).

Единоличный образ Варлаама Хутынского, предстоящего в молитве Спасителю, Святой Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI- XVII вв. был самым распространенным: икона середине XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); две иконы второй половины и конца XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Святой Троицы, очевидно, в память явления ему на месте будущего монастыря трех лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского монастыря — каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая церковь «под колоколы» во имя священномученика Григория Армянского, просветителя Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, например икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым — преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского монастыря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон преподобного был того же извода (Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9.). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов преподобного Варлаама (РИБ. М., 1876. Т. 3.), опись 1701 г. московского Успенского собора называет несколько икон святого, среди которых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной». Такие иконы во множестве писали в Хутынском монастыре или по его заказу в других местах для продажи богомольцам и поднесения знатным гостям, о чем свидетельствуют многочисленные прориси с образом В. Х. (Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. № 72, 73).

Варлаам Хутынский. Середине XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина)

Прп. Варлаам Хутынский. Покров. XVI в. (ПИАМ)

«Варлаам Хутынский в молении перед Спасом» Кирилл Уланов, 1701 г.

После чуда воскресения у раки преподобного постельничего великого князя Василия II Григория Тумгеня в 1460 г. почитание святого распространилось в Москве, где тотчас же появились его изображения. Особого размаха оно достигло в период правления князя Василия III, принявшего перед смертью в иноческом постриге имя Варлаам. Почитание Варлаама Хутынского повлияло на сложение новой иконографии святого. Вероятно, в тот период в Москве на древней иконе «Спас на престоле» (конец XIV — начало XV в., ГММК), вывезенной из Новгорода и поставленной в местном ряду иконостаса Успенского собора Московского Кремля, была приписана коленопреклоненная фигура припадающего Варлаама Хутынского в монашеском облачении (удалена при реставрации в 1934-1935). Возможно, ее копией являлась сходная по иконографии икона из церкви священномученика Григория Армянского в Хутынском монастыре (Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 2.).

Особое развитие получила иконография Варлаама Хутынского, припадающего вместе с преподобным Сергием Радонежским к ногам стоящего Спасителя — «Спас Смоленский». Первый образ такого извода, по преданию, был написан в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещен над Фроловскими воротами Кремля (уничтожен в 1917). В основе иконографии этой фрески лежит видение слепой инокине кремлевского Вознесенского монастыря, случившееся в 1521 г., когда к Москве подходили полчища Магмет-Гирея. Преподобные Варлаам и Сергий, увидев святителей, выносивших из Кремля святыни, припали к их ногам, вопрошая: «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божией, поскольку москвичи прогневили Бога и наказаны за это нашествием монголо-татар. Тронутые молитвой преподобных, чудотворцы вернулись обратно в Кремль, а Магмет-Гирей увел свои войска без боя. Самым ранним среди многочисленных повторений (см. также прориси: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 249-251) этой иконографии является средник иконы «Спас с притчами» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI в., ГММК). К нач. XVIII в. относится образ «Спас с припадающими преподобным Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским» в московской церкви Иоанна Воина на Якиманке, находящийся в киоте справа перед иконостасом.

Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом (с притчами). XVI  век. Музеи Московского Кремля.

Житийных икон Варлаама Хутынского известно немного, почти все относятся к XVI- XVII вв. Самой ранней является новгородская икона середины —  третей четверти XVI в. «Варлаам Хутынский, с 14 клеймами жития» из г. Боровичи (ГИМ), образ преподобного в среднике подобен изображению на новгородской таблетке. Содержание клейм восходит ко второй редакции жития, включавшей сказание Родиона Кожуха о чуде 1460 г. с постельничим Григорием Тумгенем; часть сюжетов связана с детством, аскетическими подвигами святого, устроением им монастыря. Одним из самых значительных памятников иконографии святого является московская икона «Святой Варлаам Хутынский, с 20 клеймами жития» 60-х гг. XVI в. (ГРМ). Средник повторяет традиционный образ преподобного в молении, предстоящего благословляющему Господу Вседержителю в небесном сегменте. Литературным источником житийного цикла был текст Пахомия Логофета. Самыми редкими являются три клейма нижнего поля, подробно иллюстрирующие чудо с Григорием Тумгенем. Ярославская икона второй половины XVI в. «Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами» (ЯХМ) иллюстрирует текст второй редакции житийной повести с добавлением эпизодов о крестном ходе в Петров пост, Варлаам Хутынский в среднике изображен благословляющим, в схиме, с развернутым свитком в отведенной в сторону руке. Ко второй половине XVI в. относится икона с 24 клеймами, иллюстрирующими распространенную редакцию жития, окружающими святого, предстоящего образу Богоматери «Одигитрия» в облачном сегменте (из ГТГ передана в музей г. Тбилиси). Житийная икона преподобного с 12 клеймами, конца XVII или начала XVIII в., из рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в основе своей имеет один из кратких вариантов Распространенной редакции жития; святой в среднике представлен в редком иконографическом варианте — по пояс, со свитком и образом храма в руках. К первой половине XVII в. можно отнести икону «Варлаам Хутынский в деяниях» с 38 клеймами, которая в начале ХХ в. находилась в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря (Никольский А. Житие преподобного Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции // ВАИ. 1911. Вып. 21.. Возможно, в настоящее время находится в НГОМЗ. Инв. 7623. 182´ 142 см; под записью). Судя по перечисленным клеймам, автор иконы пользовался одним из наиболее подробных списков распространенной редакции. К разным вариантам этой и Особой редакций относятся еще несколько памятников: икона из церкви Илии Пророка в Ярославле с 18 клеймами жития и образом предстоящего Спасителю Варлаама Хутынского. (Первая половина XVII в., ЯМЗ). В ее последних 3 клеймах помещено видение хутынского пономаря, ставшее в XVI в. темой отдельных икон «Видение пономаря Прохора». Началом — первой половиной XVIII в. можно датировать икону «Варлаам Хутынский в житии, с 18 клеймами» из Крестовоздвиженской церкви г. Петрозаводска (Музей изобразительных искусств Карелии). В среднике преподобный обращен к изображенному в левом облачном сегменте благословляющему Спасу. Подробные житийные циклы известны по многочисленным миниатюрам XVI- XVII вв. (новгородские рукописи с иллюстрированным житием Варлаама Хутынского: Сб. XVII в.- ИРЛИ. Собр. Ф. А. Каликина № 35; БАН. 30.7.30; РНБ. Соф. № 1430, XVII в.- на Л. 103 миниатюра «Видение пономаря Тарасия»; Лицевое житие XVII в.- ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 97).

Преподобный Варлаам Хутынский, с житием. Храм Василия Блаженного XVI век.

Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ)

Преподобный Варлаам Хутынский, с житием в 20 клеймах. 1560-е. Москва.

Иконы и миниатюры на сюжет «Видение пономаря Тарасия» появляются в XVI в. как отражение событий мора и пожара 1505- 1508 гг. (предание отмечает, что это наказание явилось вместо потопа, предотвращенного молитвой вставшего из гроба Варлаама Хутынского), причина создания больших иконных композиций о видении Тарасия остается неясной. О самой ранней из них, появившейся на месте чуда — в Спасском соборе Хутынского монастыря,- упоминают древние переписные книги и описи обители (Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9.). Близкой по времени является происходящая оттуда икона конца XVI — нач. XVII в. (НГОМЗ). К наиболее ранним повторениям относятся также храмовый образ XVI века Варлаамиевского придела Покровского собора на Красной площади и небольшая икона начала XVII века из собрания ГРМ. Все они (включая поздние, начала XVIII в., ГТГ) повторяют одну композиционную схему и восходят, по-видимому, к древнему образцу. Вариант видения хутынского пономаря Прохора известен в монументальной живописи по росписи в церкви Илии Пророка в Ярославле (1680), где в диаконнике был устроен придел Варлаама Хутынского, украшенный житийным циклом святого, и зимнего Покровского придела той же церкви, расписанного в 1697 г.

«Видение хутынского пономаря Тарасия» (новгородская икона, к. XVII — н. XVIII вв.). Последняя треть XVI в. Из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря. НГОМЗ.

Среди древних житийных сюжетов отдельной композицией стало изображение погребения Варлаама Хутынского на иконах-пядницах (конца XVI в. (с записями), ГРМ). Этой сцене, единственной из всего жития, соответствует подробное описание в иконописных подлинниках (см. Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2.).

На протяжении XV- XVIII вв. иконография Варлаама Хутынского варьировалась: его писали то в куколе, то с непокрытой головой, то в игуменской шапочке, с бородой разной формы и длины. В иконописных подлинниках он также описывается по-разному: «Брада руса с проседью, менши Василья Кесарийскаго, на конци уже состряся» (РНБ. Перетц. № 524. Л. 82); «рус исчерна, брада до персей, узка, на главе схима, из под нея кудерцы знать, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 186). Изображения перподобного в игуменской шапочке встречаются редко (например, на верхнем поле иконы «Воскресение-Сошествие во ад» из Пскова, XV в., ПИАМ).

Многочисленные образы Варлаама Хутынского размещаются наряду с другими русскими чудотворцами в чине преподобных в таких сюжетах, как «Воздвижение Креста», «О Тебе радуется», «Покров Богоматери», «Богоматерь Боголюбская с припадающими» и др.

По материалам pravenc.ru

  • Опубликовано: 7 лет тому назад 04.02.2017
  • Рубрика: Дайджест