«Тот образ, который пишется с благоговением, впитывает от благоговейного иконописца Благодать Божию и передаёт людям вечное утешение. Иконописец «перерисовывает», переводит себя на ту икону, которую он пишет, поэтому его душевное состояние имеет большое значение. «…»Иконы проповедуют и проповедуют веками. И когда кто-то, например, человек, которому больно, бросает взгляд на икону Христа или Божией Матери, то получает утешение»

— прп. Паисий Святогорец
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Студенты Иконописного Отделения посетили Отдел Рукописей Российской Национальной библиотеки.

18.03.2017

16 марта студенты Иконописного Отделения посетили Отдел  Рукописей Российской Национальной библиотеки. Экскурсию учащимся организовала преподаватель курса каллиграфии Дарья Юрьевна Джемс-Леви. На занятиях пока еще факультативной дисциплины (в будущем, учитывая исключительную важность предмета, курс планируется включить в учебный план) студенты изучают особенности древних шрифтов, а также  основы их орнаментировки, исследуют способы композиционного построения листа. Все это чрезвычайно важно для  развития будущих иконописцев.

Посещение Отдела Рукописей РНБ – уникальная возможность непосредственно воспринять  опыт организации  рукописного текста через изучение оригинальных памятников древнерусской письменности. Сотрудник РНБ  Евгений Александрович  Ляховицкий провел содержательную и увлекательную экскурсию с акцентом на орнаментальное сопровождение текста. Древнерусская палеография только начитает развиваться, и вопросов неисследованных в ней больше, чем изученных.

 Экскурсия началась с рассмотрения Фроловской Псалтири, украшение которой выполнено в тератологическом стиле, что характерно для памятников Новгорода. Эта пергаменная рукопись XIV в. содержит орнаментированные плетеные  заставки и  инициалы, включающие не только  фигуры животных, но и  многочисленные вкрапления трогательных бытовых сюжетов с людьми.

Рукопись 1391г из собрания Погодина интересна тем, что книжное  письмо в ней «рисованное», т.е. одна буквенная стойка может быть написана в два штриха, что позволяет придать ей более выразительный изгиб, а в плетеные инициалы  этой рукописи вписаны изображения грифонов.

Гостинопольский служебник (написан  уже на бумаге), демонстрирует  новый, так называемый балканский стиль  в орнаментации, доминирующий на Руси с XV века.  Здесь можно увидеть в украшении  заставок  то, что называется «балканской  плетенкой» с преобладанием синего цвета (в характерном варианте для нее свойственно  многоцветие), также здесь появляется в заглавиях настоящая вязь.

Четвероевангелие  первой трети XVI века из собрания Кирилло-Белозерского монастыря содержит миниатюры с изображением евангелистов Матфея, Иоанна и Марка. Характерный растительный орнамент, использованный здесь, часто принято связывать с именем митрополита Макария, именно при нем  этот стиль расцветает.  Данная рукопись была подарена Василием III видному  книжнику своего времени — Гурию Тушину, бывшему некоторое время игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. Этот факт указывает на то, что рукопись была выполнена в Москве, при великокняжеском дворе.

Для ново-византийского стиля, представленного в следующей рукописи, характерно  активное использование золота в орнаменте. Представленная рукопись вошла в Софийское собрание  из Кирилло-Белозерского  монастыря, вероятно,  что там она и была изготовлена в середине XVI века. Золотой фон и растительный орнамент  небольших, несколько однообразных, но роскошных заставок и инициалов  очень напоминает по стилистике Остромирово Евангелие. Здесь же мы встречаем образец вязи в заглавии, выполненной синем красителем, что встречается достаточно редко.

Следующая  рукопись, которая в литературе  имеет название  «Новгородский Синодик» — малоизвестный шедевр, упоминаемый лишь как исторически ценный текст, но имеющий также огромное художественное значение. Он пергаменный – редкое явление для XVI века. Орнаментация представлена в инициалах. Исключительность этого памятника в том, что  автор рукописи производит художественный синтез, и смело сочетает на одном листе инициалы различного образца, иногда использует разные стили в границах одного инициала.  Здесь появляется инициал старопечатного стиля, возникает  гибридный инициал со старопечатным заполнением внутри  буквы.

Азбука Фряжского письма конца XVII века  демонстрирует  развитые старопечатные орнаменты, инициалы, скорописные варианты написания букв и очень изощренную, нечитаемую вязь.

В завершение экскурсии была показана жемчужина коллекции, одна из так называемых азбук-прописей конца  XVII века, исполненная в виде свитка, которая чрезвычайно  впечатлила всех присутствующих. Эта рукопись представляет собой блестящий образец книжной скорописи, обрамленной рамками старопечатного орнамента.

Выражаем величайшую благодарность и признательность нашему педагогу Дарье Юрьевне  за организацию экскурсии и сотруднику Отдела Рукописей  РНБ Евгению Александровичу за содержательную беседу и демонстрацию сокровищ фондов библиотеки.

  • Опубликовано: 4 месяца тому назад 18.03.2017
  • Рубрика: Новости