«Смысл иконы не в пересказе Евангелия, а в том, что мы, глядя на икону, должны умозреть, увидеть духовными очами, а не эстетически. Единственный путь к этому — взять икону и постараться вникнуть в её богословие.»

— С.И. Голубев
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Иконописец Александр Рудой — о творческих чувствах и «творческой прелести»

20.03.2017

— Можете рассказать о своём опыте написания иконы? Как вы её понимаете? Чувствуете? Видите?
— Сложно сказать. Иногда просто делаешь, даже не думая. Смиряешься — и покорно пишешь, чтобы состоялась работа, состоялось общее. Не вмещаешь в себя. Потом уже смотришь и думаешь, что получилось. Когда я пишу, уже наперёд вижу, что хочу сделать, каким оно будет и каким должно быть. Бывает такое, что не получилось, не состоялось, недоволен результатом. Эскизы я делаю крайне редко, только в тех случаях, когда заказчик просит. Иногда, когда заказывают роспись, приходится. Но зачем? У меня может раз 20 измениться видение росписи и я могу сделать всё по-другому. И когда я пишу, то уже понимаю, какой будет икона. Вот и «Троицу» я писал по-разному.


— Церковь недавно отмечала праздник Троицы. «Троица» —это  всё-таки таинственное изображение. Когда вы пишете святого, то это конкретная личность, человек, а Троица – это до сих пор тайное, скрытое…
— Да, тайное. Поэтому своей фантазии я стараюсь не «включать», стараюсь, чтобы всё получилось очень кротко, очень тихо. Экспрессии в этом образе нет. Стараюсь сделать «на одном дыхании».

— А если говорить о символизме? Той же Троицы.
— Я лучше буду говорить о живописи, об иконографии. Потому что давным-давно, когда я еще учился, ещё шёл к иконописи, познакомился с одним человеком. Мне говорили, что он хороший иконописец. У него была большая борода, презентабельный вид. Я думал, что он шикарно пишет, похоже на того св. Георгия, который мне в одном храме очень понравился. Пришёл к нему в гости, у него иконы были повсюду — на шкафах, на стенах, сел, начал рассматривать, а он мне начал рассказывать. И как раз то, о чём вы меня спрашиваете. Посмотрел я на его работы… И они моего ожидания не оправдали. Иконописцам вообще вредно много рассуждать. Лично я стараюсь не размышлять, а покорно исполнять. Пускай другие размышляют. Могу и лишнее сказать, рассуждая о Троице.

— Насколько важны личные ощущения и переживания иконописцу? Помогает это работе или мешает?
— Конечно, я не пишу словно робот, не надо такое путать со смирением. Конечно, у меня присутствуют и мысли, и чувства, но мне сложно их выразить в словах.

Что бы вы пожелали современным иконописцам?
— Стараться обращать внимание на лучшие образцы иконописи. Не зря они считаются лучшими, не зря о них так много говорят. И тогда будет хороший результат.
Сто раз я могу открывать книгу и каждый раз нахожу что-то новое для себя. То, на что раньше, быть может, не обращал внимания. Сегодня — такое видение этого предмета, завтра – другое. Конечно, суета мешает творческому процессу, хотя, может, это и к лучшему. Творческие чувства, если им не мешать, могут человека завести в своеобразную «творческую прелесть». Всегда нужно оставаться спокойным.

Источник: http://pravlife.org/content/ikonopiscam-vredno-mnogo-rassuzhdat  

  • Опубликовано: 1 месяц тому назад 20.03.2017
  • Рубрика: Дайджест