«Бог есть совершенная Красота. Красота в этом мире еще не царствует, хотя она вошла в него с пришествием Сына Божия, с Его вочеловечением. Она проходит за Христом путь своего распятия. Красота распинается в мире, и потому она есть Красота крестная.»

— Архимандрит Зинон
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Феодоровская икона Божьей Матери. История почитания и иконография.

27.03.2017

4(27) марта Церковь совершает память Пресвятой Богородицы в честь иконы Ее Феодоровской. Феодоровский образ Божией Матери – древнейшая святыня нашего Отечества, икона, почитаемая в Русской Православной Церкви чудотворной, хранится в Богоявленском соборе города Костромы.
 

История чудесного обретения и почитания образа

Название иконы напрямую связано с ее историей. Первое упоминание Феодоровского образа относится к началу XIII в. Так, например, в «Легенде о граде Китеже» говорится о возведении в это время близ Городца Богородицкого монастыря в честь чудотворной иконы. Но уже во время Батыева нашествия, Городец, а вместе с ним и монастырь, были сожжены. Жители были уверены, что святыня погибла в огне. Однако, спустя некоторое время, 29 августа 1239 г., она была чудесным образом обретена местным князем Василием Костромским (младшим братом Александра Невского). Согласно «Сказанию об иконе Божьей Матери Феодоровской» (датируется 17 веком, автор точно неизвестен), пришествие иконы в Косторому произошло в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15(28) августа, накануне ее обретения костромским князем.  В этот день местные жители видели воина в блистающих одеждах, в котором многие узнали великомученика Феодора Стратилата (именно в честь него был освящен главный косторомской храм).

«

…видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи.»

Он прошел через весь город, неся в руках икону Богородицы. На следующий день, во время охоты, князь, оказавшись в чаще леса, увидел на сосне икону Пресвятой. Но взять он ее так и не смог, ни сразу после обретения, ни после долгого моления. Князь был вынужден вернуться в Кострому, где собрал крестный ход и отправился к месту явления иконы. После молебного пения священники беспрепятственно смогли взять икону, с честью перенесли ее в город, где поставили в алтаре храма вмч. Феодора Стратилата. Икону назвали Феодоровской, памятуя о чудесном явлении Феодора Стратилата с иконой и являвшегося покровителем Костромского храма. Несколько раз храм горел, но икона чудесным образом оставалась невредимой. Тогда на месте пожарища князь решил построить каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата (так как в этот праздник было видение вмч. Феодора с иконой на руках), куда и была поставлена святыня. Для городецких жителей, которые признали в Феодоровском образе древнюю святыню своего города и много скорбели, что лишились особого заступничества Пресвятой, был изготовлен список с чудотворной иконы и передан монастырю, теперь носившему название Феодоровского. А на месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – мужской монастырь в честь Спаса Нерукотворного (ныне Спасо-Запрудниковский), так как именно в тот день, 16(29) августа, когда она была чудесно обретена князем, Церковь празднует Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса  Христа из Едессы в Царьград. Все эти события также нашли отражение в древней службе иконе, написанной, согласно исследователям, не позднее XV в. Она подтверждает историчность «Сказания». Согласно костромскому исследователю, свящ. В. А. Соколову, «Не могло быть, чтобы служба прославляла событие, которого не существовало; напротив, она составляет как бы эхо этого события, — выражая главным образом то настроение и те чувства, которые внесло оно в жизнь церковную». [1]

Особое распространение  почитания по всей России Феодоровской иконы Божией Матери  связано с событиями начала XVII века — окончанием Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 (27) марта.  С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что часто Феодоровский образ писались представителям царской семьи. Например, по заказу Николая II была написана икона Богоматери Феодоровской с предстоящими преп. Серафимом Саровским и митр. Алексеем Московским – преподобного очень почитали в Царской семье, ему был посвящен нижний храм государева собора, а митр. Алексий был небесным покровителем цесаревича Алексея. Также к 300-летию дома Романовых была написана серия икон —  Феодоровский образ с предстоящими покровителями царской семьи – Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митр. Алексием и Михаилом Малеином. Также список иконы Феодоровской Божьей Матери, принадлежащий Императрице Александре Федоровне, был обнаружен в Ипатьевском Доме Екатеринбурга после расстрела царской семьи.Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Феодоровна в честь фамильной иконы (императрица, страстотерпица Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна; императрица Мария Феодоровна). Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Тогда же начал оформляться и текст «Сказания». [1] [2]

 

 Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.  Примером этого может послужить икона письма Гурия Никитина «Феодоровская икона Божией Матери со сказанием в 20 клеймах»,1680 г., написанная в храм Спасо- Запрудниковсого монастыря.  Клейма рассказывают о  явлении иконы и ее чудесах. Но и в XIII, и в XIXв. Продолжались писаться иконы «в размер и подобие» первого образа. [2]

 

Чудотворный Костромской образ, реставрация

На протяжении своей истории Феодоровская икона неоднократно поновлялась.  С XVIII в. указом Святейшего Синода, икону перестали выносить из собора во время крестных ходов, чтобы не повредить древний образ. Первая научная реставрация происходила в 1919 г. под руководством И. Э. Грабаря, во время которой обе стороны иконы были очищены от копоти, грязи и наслоений потемневшего лака, раскрыты от позднейших записей. Но в местах, где авторский слой сохранился плохо, оставлялись поздние вставки. Обновления лика Богоматери XVII, одежд Богомладенца XVI в. и другие поновления XV в. остались нетронутыми. [1]

Но уже в 1929 г. впервые за свою историю Феодоровский образ покинул Костромскую землю и уже в Москве произошло повторное раскрытие иконы также под руководством И.Э. Грабаря. Были сняты поздние записи, от личного письма сохранились первоначальный рисунок, санкирь, притенения и небольшие остатки живописи. [1]

 

В 1922 г. по декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей была конфискована драгоценная риза Феодоровской иконы Божией Матери. В 1947 г. на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 г. патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад украшенный драгоценными камнями. С 1990 года была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской Православной Церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным собором Костромской епархии, где она сейчас и находится.

 

Иконография Феодоровского образа Божьей Матери

Именно с первого чудотворного образа и стала распространяться иконография Феодоровской – сначала делались списки, в более позднее время добавлялись или  менялись некоторые детали.

Общая иконография Феодоровского образа близка к иконографии Владимирской иконы Богородицы. Но в Феодоровской иконе есть ряд особенностей. Рассмотрим икону подробнее. Обратимся к фотографии иконы отдела Рукописей ГТГ 1919 г., на которой Костромская икона запечетлена до ее раскрытия в 1929 г. [1]

Феодоровская икона относится к иконографическому типу «Умиление». Главной чертой подобных икон является обращенность Младенца Христа к Матери, Который обнимает Ее за шею, приникая щекой к щеке, что мы видим и на этой иконе.  Несколько необычным может показаться то, что Младенец как бы восседает на руке Богородицы — «благоволил еси плотию седети на объятиих Чистейшия Отроковицы» — из канона Феодоровской иконе. Это больше свойственно для икон типа «Одигитрия», где Божия Матерь символизирует Собой Престол. Воспеваемая Церковью как Божественный Престол, Богородица являет Собой и Престол Царский, и Престол Жертвенный, Литургический.  Ножки Христа всегда изображаются в шаге. Таким образом, Он оказывается в символической чаше, которая образуется из  опущенной между руками Богородицы тканью Мафория. При этом символическое дно чаши дополнительно очерчено тонкой линей золота – ассиста, также как и сандалии Младенца. Особое значение чаши для верующих не требует дополнительных объяснений. Именно в нее во время Евхаристии опускаются частицы просфоры и вливается вино, являющие Тело и Кровь Христа. [1]

Младенец погружен в недра Материнской фигуры. Мофорий Богородицы темного пурпурного цвета, что также символично. С глубокой древности этот цвет был принадлежным лишь царской власти. Тема Царственного величия Христа мы видим, как указано ранее, и в символе Богородицы как Царственного Престола. В христианстве пурпурный цвет приобрел и еще один смысл – воплощения и страданий Христа. Иисус Христос взял начаток человеческой природы только от Богородицы. Во многих службах, посвященных Пречистой, именно тема Боговоплощения является особо значимой. В великом каноне свт. Андрея Критского мы читаем: «Мысленная багряница – плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу». В службе Феодоровской иконе также неоднократно прослеживается эта тема. В каноне Богородицы в честь чтимой иконы мы читаем моления Христу: «вселивыйся во чрево смиренномудрыя Матере Девы, явился еси мирови», «Божественнаго Твоего воплощения еже от Девы, да присно славится таинство», «да даси нам присно славити воплощение Твое». Пурпур здесь также и символ страданий Христа. [1]

Ткань, в которую завернут на богородичных иконах Младенец Христос также символизирует его воплощение. Плащ весь покрыт золотыми лучами ассиста – символ Божественной природы Христа, но положены они поверх «земного» цвета – Человеческой природы. Также золото входило в символику царских облачений и покровов. При этом золотые плащи часто являлись погребальным облачением императоров – снова повторение Страстной и жертвенной темы данного образа. «Золотой «погребальный» плащ в иконах Богоматери мог напоминать и о Царственном достоинстве Богомладенца и о Его жертвенной природе» — пишет А. Лидов. К тому же ножка Богомладенца на Феодоровской иконе обнажена до колена, а обнажение плоти в иконе является воспоминанием и дополнительным символом страданий Христа. [1]

Поэтому прижатые друг к другу лики Христа и Богоматери здесь ассоциируются не только с ласканием Матери и Сына, но и с прощальным целованием – на иконах Оплакивания и Погребения Христа мы видим такое же соединение ликов Богородицы и Ее Божественного Сына. Отсюда и скорбность лика Богоматери. [1]

К редко встречающимся деталям иконографии также относятся необычайно большие глаза Богоматери; изображение складок мафория Богородицы, покрывающего плечо и спину Младенца, а также положение правой руки Девы Марии, у которой часть пальцев скрыта складками одеяния Христа. [2]

Левая рука Богоматери  поднята в молитвенном жесте, обращенном к Богомладенцу и одновременно указующем на Него как Спасителя мира. Мофорий Богородицы украшен тремя золотыми звездами приснодевства — как знак чудесного Рождества. «Прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева» — воспевает Церковь, Богородичен 7 гласа. На богородичных иконах они изображаются по-разному, но на Феодоровских образах они почти всегда представлены в виде крупных украшенных ромбов. Одна из звезд скрыта фигурой Младенца. [1]

Чудотворная Костромская икона является двусторонней, ранее имевшей снизу древко, что напрямую указывает на то, что образ являлся запрестольным. На оборотной стороне написан образ святой, руки которой молитвенно воздеты перед грудью, предположительно, великомученицы Параскевы Пятницы. Двусторонние Богородичные иконы довольно часто встречались в Византии, а затем и в древней Руси. На обороте часто изображалось Распятие или  Этимасия — Престол Уготованный ко Второму Пришествию Спасителя — с орудиями страстей Христовых (примером может послужить известная Владимирская икона Богоматери).  Также на оборотной стороне встречаются изображения мучеников, которые являются своего рода заменой Креста как и в данном случае, потому что мученики повторяли путь Страданий Господа. [1] [2]

Соединение царственного и жертвенного мы видим на многих иконах Богородицы, но в Феодоровской оно подчеркнуто особенно. Неслучайно в одном из сохранившихся списков чудотворной иконы, а именно в Феодоровской иконе XIII в. из Дмитровского монастыря г. Кашина, в верхней части доски добавляется изображение двух летящих ангелов с орудиями Страстей Господних. Автор еще больше усиливает тему жертвенности в данной иконе. [1]

При составлении данной статьи использовался труд Е. А. Виноградовой, О. В. Губаревой, А. В. Федорова «Феодоровская икона Божией Матери» из серии «Русская икона. Образы и символы». В качестве вывода приведемобщую символическую программу  Феодоровского образа, которую авторы выражают так: «Господь Сам, Своею властию Свой Царственный Престол преображает в жертвенный, спускаясь с Престола в жертвенную чашу. Главное действие в иконе говорит о добровольном приношении Господа. Богородица, будучи по рождению обычным человеком, рядом со Христом всегда представляет всех людей. Мы видим, как Царь Небесный нежно обнимает человечество в лице Своей Матери, и понимаем, что Его жертва – это жертва бесконечной любви». [1]

Богослужебное почитание

В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 16(29) августа – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 14 (27) марта – в память об избрании Михаила Романова на царство в 1613 году. Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. После вступления на московский престол Михаила Фёдоровича появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре (при этом местное празднование в честь её обретения становится общецерковным). Изначально оно не имело определённой даты. Под 14 марта в церковном календаре этот праздник закрепляется начиная с 1620 года. Этот новый праздник сразу же становится весьма торжественным и приобретает особое значение в царской семье.

Чтимые иконы и списки Феодоровской иконы Богоматери

XVXVI вв. Волоколамск. ГТГ, Москва

 

 

Нач. XVII в. Музей Московского Кремля

 

XVII в. Ризницы Ипатьевского монастыря. Чтимый список в окладе.

Около 1630 г. Феодоровская икона Божией Матери с избранными святыми на полях.

Икона XVIII в.

Икона XVIII в., Кострома

1757 г., Ярославль

Современные иконы

Точная копия Феодоровской иконы, находящейся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасинского монастыря Костромы, — главной Феодоровской иконы России. Копия, включающая золоченую ризу с драгоценными камнями и образ великомученицы Параскевы на тыльной стороне. Изготовлена для Феодоровского собора в г. Санкт-Петербурге, основанном к 300-летию дома Романовых.

Иконописная школа при МДА. Феодоровская икона Божией Матери с акафистом. Л. Ю. Шаламберидзе (преподаватель Н. Е. Алдошина), 2001 г.

В нашей школе также нередко пишется именно Феодоровский образ Пресвятой Богородицы.

 

Феодоровская икона Божьей Матери, выполненная известным Петербургским иконописцем, выпускницей иконописной школы при СПбДАиС, Прохоровой Христиной для воссозданного иконостаса Феодоровского собора г. Санкт- Петербурга.

 

Феодоровская икона Божьей Матери с избранными святыми — покровителями дома Романовых. Дипломная работа инока Стефана (Довженко), выпуск 2007, преподаватель — Кусов И. А.

Феодоровская икона  Божьей Матери, работа выпускницы Иконописной школы при СПбДАиС 2014 г.,  Тарасовой Анны, выполненная на 3 курсе обучения (преподаватель – Стальнов А.В.)

Феодоровская икона Божьей Матери, выполненная студенткой Иконописной школы при СПбДАиС Денисовой Христиной на 2 курсе обучения (выпуск 2015 г., преподаватель Карагина А.Ю.).

Феодоровская икона  Божьей Матери, работа студентки 3 курса Иконописной школы при СПбДАиС Жук Вероники (преподаватель — Кусов И. А.)

 

В статье использованы материалы из книг:

  1. Виноградова Е. А., Губарева О. В., Федоров А. В. «Феодоровская икона Божией Матери» из серии «Русская икона. Образы и символы». СПб, Метропресс, 2014
  2. Тихомирова Е. Л. Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Сказание в иконе. – М.: Гранд-Холдинг, 2009

Интернет-источники:

1. https://ru.wikipedia.org

2.  http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post267486517/

3.  pravicon.com

4.  http://drevo-info.ru

5.   nfo.ru

 

Вероника Афанасьева

  • Опубликовано: 4 недели тому назад 27.03.2017
  • Рубрика: Публикации