«Слову теперь мало кто доверяет, и безгласная проповедь может принести больше плодов. Образ жизни священнослужителя, каждого христианина, иконы, церковное пение, архитектура храма должны нести на себе печать Небесной Красоты»

— Архимандрит Зинон
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Тридцатилетие Иконописного отделения СПбДА.

26.02.2018

25 февраля, в праздник Торжества Православия, в Санкт-Петербургской Духовной Академии состоялся творческий вечер, посвященный тридцатилетию Иконописного отделения. Вечер открылся вступительным словом владыки ректора, архиепископа Петергофского Амвросия.

«После войны церковное искусство было в огромном упадке. В те годы можно было найти лишь единицы специалистов, которые бы разбирались в иконе или посвятили ей часть своей профессиональной жизни. Правда, тогда Церковь была вынужденно замкнута внутри самой себя, поэтому особой нужды в подобных специалистах и не было. Событие 1000-летия Крещения Руси позволило нашей Церкви сделать вздох и обратить внимание на подготовку настоящих профессионалов. А такие люди не должны быть лишь ремесленниками. Когда мы говорим об иконописи, мы сразу вспоминаем имена прп. Андрея Рублева, Феофана Грека — людей, которые были не просто ремесленниками, не просто иконописцами. Они были прежде всего людьми, которые жили не ради дня завтрашнего, а ради жизни будущего века, они обладали тем внутренним устройством, которое позволяло им быть христианами и которое направляло их в Вечность.

Замечательно, что в нашей Духовной Академии уже тридцать лет существует Иконописное отделение. Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить о тех людях, которые стояли у его истоков, которые вдохновляли на его создание. Поздравляю с тем, что 2018 год ознаменован празднованием тридцатилетия начала бытия Иконописного отделения нашей Духовной Академии».

F4YfjtI8mds

Елена Михайловна Гундяева, декан факультета Церковных искусств, также поздравила преподавателей и студентов Иконописного отделения с юбилеем. В своём слове Елена Михайловна подчеркнула, что в становлении Отделения большую роль сыграл святейший патриарх Алексий:

«Любовь к нашей Академии он сохранял всю свою жизнь, и, когда возник вопрос о создании нового отделения – иконописного — то, конечно, все имели удивительную опору в то время в лице владыки. Поздравляю вас с такой замечательной датой, которую мы будем отмечать весь этот год. Я желаю вам творческих успехов, молитвенного подвига, потому как не может быть иконописец без молитвенного подвига. Вы пишете лики, к которым будет потом прибегать верующий народ. Вы выбрали трудный и прекрасный путь в жизни, помоги вам Бог, чтобы все у вас создалось так, как вам этого хотелось бы, и как на то благословит Господь».

Заведующий Иконописным отделением архимандрит Александр (Федоров) рассказал об истории создания отделения, людях, которые способствовали созиданию иконописного дела в стенах наших Духовных школ.

«Сегодня такой радостный для нас день. – сказал отец Александр. -Спасибо, владыка, что в этот год нам подарили возможность сказать несколько слов о нашем отделении, именно в день Торжества Православия, потому что, как мы помним, этот день установили в IX в. как раз в связи с торжеством иконопочитания над иконоборчеством. Этот момент, наверное, для нас самый важный, потому что мы должны задуматься: как же такое, на первый взгляд, частное дело, как создание священных образов, оказывается поводом для общего торжества Православной церкви. Конечно, этот праздник мы можем воспринимать совершенно в разных аспектах: и как торжество Вселенской Церкви, которое иногда было и очень зримым и весомым, а иногда, как в советское время, оно казалось почти незримым. Сейчас, мы видим великое и неповторимое в истории возрождение, которое переживает наша Церковь.

Что касается дела иконописного, то, конечно, оно не возникло из небытия: есть многовековой опыт, который соединяет поколения великих мастеров прежних веков и охватывает даже те периоды, которые некоторые современные исследователи иконописи считают периодами относительного упадка. Так или иначе есть преемственность, и эта преемственность, несмотря на годы советского времени, оказалась не разрушенной. Мы знаем, что уже в середине века трудами таких замечательных людей, как владыка Сергий (Голубцов), матушка Иулиания (Соколова) и другие — вновь стало созидаться иконописание как серьезное дело, вполне приемлемое даже для внешних властей, и, безусловно, радостное и необходимое для Церкви. Конечно, Троице-Сергиева Лавра и Московская Духовная Академия были первенцами в продолжении этого дела, в его кристаллизации в учебном заведении, которое стало «матрицей» — глядя на неё можно и дальше созидать подобные отделения в других семинариях и академиях или в виде отдельных подразделений в светских учебных заведениях. 

cKgVLn5gVqs

1988 – год тысячелетия Крещения Руси – стал переломным для нас, это год – когда даже атеистические власти вдруг стали немного поворачиваться к Церкви. Этот год ознаменовался созданием иконописного отделения. Был замечательный человек о. Феодосий (Коротков), который вместе с С.И. Голубевым стояли у истоков этого дела. Первоначально подразделение было скорее миссионерское, сюда могли приходить миряне и что-то делать для Церкви. Не все впоследствии стали иконописцами, но для кого-то это было душевное утешение. Потом была мастерская, которую возглавлял А.В. Стальнов. Потом святейший патриарх Алексий дал нам возможность иметь подразделение как часть Духовной Академии. Дальше все только укреплялось. И с тех пор наша Духовная Академии оказалось украшенной еще одной  жемчужиной – Иконописным отделением».

О. Александр подчеркнул важность синтеза, возможность которого дается в стенах Санкт-Петербургских Духовных школ: учащиеся могут получать базовое богословское образование, жить единой литургической жизнью со всей Духовной Академией, и в то же время получать навыки от профессионалов, которые являются людьми глубоко церковными, и в то же время опытными мастерами, которые могут свой опыт передать последующим поколениям. «Теперь уже наши выпускники становятся нашими преподавателями, и мы можем говорить о преемственности последующих уровней».

В продолжение вечера студентка второго курса Анастасия Бабкова исполнила «Ноктюрн» Шопена, а студентка четвертого курса  Ангелина Кривошей – «Вальс».

Далее об Иконописном отделении рассказали преподаватели: В.Т. Жданова, А.В. Стальнов, А.Ю. Карагина, которые поделились своими воспоминаниями о становлении школы, об учащих и учащихся, а также об атмосфере тех лет.

t5uNvjIxo8o 

После выступлений преподавателей прозвучал доклад Д.Г. Мироненко «Примеры иконографии, как проповеднического средства иконного образа», который прочла Д.Ю. Джемс-Леви.

Завершил вечер музыкальный номер студентов Иконописного отделения.

Вечер стал счастливой возможностью для выпускников и преподавателей оглянуться на 30-летний путь становления и развития Иконописного отделения, с благодарностью и трепетом вспомнить всех, кто здесь трудился, молился, делился своими знаниями. Сердечно благодарим всех, кто принял участие в вечере и разделил с нами эту радость!

Пресс-служба Иконописного отделения.

  • Опубликовано: 3 месяца тому назад 26.02.2018
  • Рубрика: Новости