«Икона — это подобие, изображение, которое никогда не может быть совершенным, потому что изображение никогда не может совпадать с полнотой реальности, но достаточно реально, чтобы ударить нас в душу»

— Антоний, митрополит Сурожский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Общая вера и общее упование

08.05.2018

Вновь мы с трепетом вступаем на эту священную землю… Невский Пятачок, Синявинские высоты, Успенский храм д. Лезье — именно эти места определили судьбу и жизнь нашего города. Каждый раз традиционный маршрут Георгиевского Крестного хода приоткрывает новые вехи, новые страницы истории Великой войны, открывает новые судьбы, дает возможность вновь и вновь с трепетом прикоснуться к пониманию цены Великой Победы.

Первая остановка – Героический Невский пятачок, где земля, кажется, до сих пор колышется от множества взрывов.  Отец Вячеслав рассказывает об истории плацдарма: «Окруженный город был обречен, в этом состоял злодейский план немецкого руководства – не штурмовать, не нести потери, а умертвить город голодом. Если была Дорога Жизни, то должна была быть и Дорога смерти. Этой дорогой стала дорога из Невской дубровки в Московскую Дубровку. Топография старого времени совершенно уничтожена: Новый поселок, Выборгская дубровка, Московская Дубровка, Арбузово, Анненское – этих поселений сейчас нет.. Теперь упоминание о дубравах непонятно: война полностью выжгла все, и отсутствие растительности объясняется большим количеством железа в почве. Плацдарм стал самым кровавым местом земной поверхности. Сейчас трудно говорить о масштабах, количестве павших. 50-60 тысяч павших мы можем насчитать по спискам. Но части приходили сюда непереписанные! Средняя продолжительность жизни стрелка составляла 1,5 суток.

Разговор о плацдарме совершенно особенный. Мы говорим о мужестве людей, которые шли на смерть. Настоящее мужество – это устойчивость в правде. Человек знает правду и отстаивает её нужными способами – и это христианская добродетель. Мужество всегда основывается на той энергии от Бога — благодати, которая дается человеку, делающему правое дело. Каждый павший здесь — герой. Мы стоим на священной земле и не должны забывать как  о трагизме событий, о мужестве солдат, так и о неразумных решениях, браваде командиров.

Церковные иерархи в годы войны сказали: «Победа – общая вера и всеобщее упование». За три года войны произошло настоящее сплочение народа через  всеобщую веру в Победу».

В блокадном Ленинграде Церковь страдала и сражалась вместе с народом: пастыри оставались с паствой, Литургия была незаменимой поддержкой для населения… А на фронте — бойцы зашивали иконки в шинели, прятали с монетами в кошельке, в подшлемниках касок. Что, как не это, свидетельствовало о спасающей вере солдат? Некоторые из этих образков сейчас можно увидеть на полях иконы «Фронтовой Георгий». За каждым из них – жизнь и судьба отдельного человека, благословение его родителей, любовь близких, их молитвы и слезы…

Синявинские высоты были взяты ценой кровопролитнейших боев. Ничего не осталось от стоявшей на вершине церкви Архангела Михаила: храм был ориентиром для наших атак.  Сегодняшний погост располагается на месте довоенного. Синявинские операции унесли в общей сложности около 300 тысяч жизней наших солдат. Сейчас в расположенном в храме на станции Апраксин увековечены 2700 имен  наших солдат, найденных в результате поисковой деятельности.

«Рядом с нами могилы двух героев Советского Союза — солдат Володи Ермака и казаха Султана Баймагамбетова.  – рассказывает отец Вячеслав. — Они оба повторили подвиг Александра Матросова, закрывшего собою амбразуры дотов. Лежащий рядом казах и русский дают возможность говорить о той интернациональности Победы, которую мы осуществили. Вечная память включает в себя людей всех национальностей. Здесь воевали татарско-башкирские дивизии в составе 2-й Ударной армии. Именно татары и башкиры осуществляли прорыв 2-й Ударной, осуществляла десанты конно-мобильными группами, командиры дивизий, которые участвовали в операции «Искра», были армянами, на Дороге Жизни трудились выходцы из Казахстана…

Мы защищали свой город, свою страну вместе. На Синявинских высотах и на Невском пятачке есть памятники от самых разных регионов. Победа делалась сообща, мы разделяем эту победу со  всеми народами и народностями нашей страны. В этом единстве, где «ни эллина ни иудея» (Колосс. 3:11) есть источник и причина наших побед. Она далась дорогой ценой: будем помнить имя каждого солдата, их мужество, их подвиг. Спасала вера, понимание, что настоящее мужество основано на служении Правде. Эту веру и нам стоит иметь. В Священном Писании Ветхого завета есть эпизод, когда иудеи столкнулись с ассирийским войском, и Езекия, царь Иудейский сказал: «У них мышца плотская, а с нами Бог». (2Пар.32:8). «С нами Бог» было повторяемо русскими князьями, как олицетворение той Правды, которой не поступаются. Феномен нашего этноса – в монолитности. Наша память о войне – память о  народах, воевавших вместе».

Крестный ход завершился в Успенском храме д. Лезье. Этот деревенский храм стал самым крупным миротворческим проектом между Россией и Германией, он стал местом особой памяти не только военных лет, но насколько это возможно – памяти персонифицированной. Особое место здесь занимает трагическая история последних защитников лезьенского аэродрома – бойцов 50 БАО, судьбы которых сейчас – предмет поисковой работы сестер Свято-Георгиевского сестричества (Наталии Введенской, Рушаны Ибрагимовой). 148 имен из списков о потерях увековечены на памятных досках за Распятием. «Мы видим несдавшихся, по-настоящему мужественных людей. – говорит отец Вячеслав. — Мы говорили о мужестве, об устойчивости в правде. Когда есть эта правда, человек приобретает способность переносить все тяжести, они кажутся ему совершенно малыми. Мы видим их несломленными». Но рядом с бойцами 50 БАО стоят и те многие малые герои войны, кто скончался от голода и холода, кто был расстрелян за связь с партизанами и погиб на оккупированных территориях. «Эти малые герои войны наполняют наши города, площади и улицы, наши перелески и поля, наши моря и реки… Этим малым героям нужно воздавать больше почести. Мы не сумели эти почести исполнить, но мы сделали это скромное приношение всем героям войны. Это шествие мы совершаем из года в год, декларируя непостыдность веры наших отцов, подтверждаем им, имеющим вечную жизнь, что вера их и спасла».

 

Традиционный Крестный ход, приуроченный ко дню памяти Великомученика и Победоносца Георгия и дню Победы, собрал клириков и прихожан храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»(на Шпалерной улице) во главе с настоятелем протоиереем Вячеславом  Хариновым, студентов СПбДА, а также всех неравнодушных к памяти о войне.

Пресс-служба СПбДА

  • Опубликовано: 6 лет тому назад 08.05.2018
  • Рубрика: Новости