«Икона — и путь, и средство; она сама молитва. Отсюда её величественная простота, спокойствие движения; отсюда ритм её линий, ритм и радость её красок, вытекающие из совершенной внутренней гармонии.»

— Л. А. Успенский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Светлана ЛИПАТОВА. Троеручица: странная икона.

15.03.2017

Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА.

Усеченная десница

В основе иконографии Богоматери Троеручицы лежит традиционное п
оясное изображение Девы Марии в типе Одигитрии. При этом Младенец Христос представлен восседающим на ее правой руке. Левая же рука Марии поднята к груди в указующем на Сына жесте. Появление в нижней части иконы «третьей» руки, давшей название такого рода образам, находило объяснение в двух преданиях.

Наиболее популярным было сказание, связывавшее историю Троеручицы с преподобным Иоанном Дамаскиным. В некоторых списках жития святого повествуется о ненависти к нему как к защитнику почитания икон византийского императора-иконоборца Льва Исавра, приказывавшего уничтожать иконы и мозаики в храмах. Чтобы оклеветать Иоанна перед его господином — могущественным халифом из династии Омейядов, Лев Исавр составил поддельное письмо с призывами к войне. Получив подложное послание, написанное почерком Иоанна, разгневанный халиф повелел отсечь преподобному правую руку. Святой, истекая кровью, стал молиться перед иконой Богоматери об исцелении десницы — руки, которой были записаны слова в защиту православной веры и икон. По его молитве отрубленная рука была исцелена. В память об этом чуде преподобный Иоанн прикрепил к нижней части иконы Богоматери изображение кисти правой руки, отлитой из серебра. В этом, по всей видимости, проявилась древняя традиция подношения «вотивных» предметов святыне в благодарность об исполнении просьбы или обета (от латинского votivus — «посвященный богам»). Обет, данный Иоанном Дамаскиным, был простым — служить Христу и Богородице, прославляя их. Святитель Димитрий Ростовский, описывая радость святого об исцелении руки, вкладывает в его уста слова, обращенные к Господу: «Десная Твоя рука исцелила мою усеченную десницу и сокрушит врагов, непочитающих Твоего и Твоей Пречистой Матери образы, и уничтожит ею для возвеличения славы Твоей врагов, попирающих иконы».

Афонская игуменья

Сказание об исцелении Иоанна Дамаскина было распространено на Святой горе Афон наряду с другим, более древним сказанием о чуде с неким иконописцем сербского монастыря Хиландар. Иконописец писал икону Богоматери и дважды стирал с нее изображение третьей руки, которое само неизвестно каким образом проявлялась на доске. После этого во сне ему явилась Пресвятая и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству». Примечательно, что в Хиландаре действительно издавна находился (и находится до сих пор) чудотворный образ Троеручицы, однако не с изображенной на иконе рукой, а именно с серебряной деталью, прикрепленной к окладу. Этот образ многими исследователями датируется XIV столетием и считается привезенным из Сербии. Точных исторических сведений об этом не имеется, но это предположение отчасти согласуется с преданием. Правда, варианты этого предания снова различаются: по одной из версий, икона оказалась привязанной к спине осла, однажды пришедшего к воротам монастыря Хиландар из Сербии, где власть захватили мусульмане. Местонахождение этой иконы во Введенской церкви Хиландарского монастыря связано с еще одним чудом: во время споров братии при выборе нового игумена образ Троеручицы самостоятельно переместился из алтаря на игуменское место, указывая, что сама Богоматерь является настоятельницей монастыря. Следы почитания Троеручицы в средневековых памятниках на территории Сербии и соседней Македонии немногочисленны. Среди них отметим уникальное изображение Богоматери в росписи Белой церкви села Каран (1340-1342). Здесь Мария представлена в рост, в длинной голубой тунике. Правой рукой она держит Христа, а двумя левыми (именно так!) обращается к Нему. Поздний список с хиландарской иконы стал главной реликвией болгарского Троянского монастыря, причем особенностью этого образа является наличие не одного, а трех серебряных привесов в форме руки, закрывающих изображения рук Богоматери на иконе.

Святыня с табличкой

Почитание иконы Богоматери Троеручицы в России началось довольно поздно и не сразу получило широкую известность. Во второй половине XVII века патриарх Никон, стремясь утвердить Россию как центр православного мира, переносит в Москву многие греческие святыни и реликвии. Среди них, к примеру, была Иверская икона, которая впоследствии стала одной из самых чтимых в России. По просьбе патриарха из Хиландара доставляются и несколько списков Троеручицы. Один из них был заказан для царицы Марии Ильиничны, другой, привезенный в 1661 году, был помещен Никоном в Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря. Известно, что необычный образ Троеручицы смущал молящихся. В начале XVIII века рядом с иконой была повешена табличка с подробным объяснением ее происхождения. В ней сообщалось о чудесном появлении на иконе третьей руки у Богородицы в мастерской иконописца и не упоминалось о предании, связанном с именем Иоанна Дамаскина. По всей видимости, в это время образ и списки с него были распространены в основном в Москве. Одна из икон Троеручицы находилась в Свято-Даниловом монастыре, другая, написанная в 1718 году московскими мастерами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым, была перенесена в Белобережскую пустынь Брянской области. Белобережская икона Троеручицы на протяжении XVIII-XIX веков славилась чудотворениями, и к ней ежегодно приезжало несколько тысяч паломников. Третья рука на этой иконе была представлена не как серебряное дополнение, а как еще одна реальная рука Богоматери, выступающая из-под мафория в нижней части иконы в центре. Такого же типа иконография зафиксирована и на других иконах и гравюрах ХVIII-XIX веков. По всей видимости, возрастающее распространение этих образов вызвало обеспокоенность Синода, включившего Троеручицу в список тех икон, что противоречат «естеству, истории и истине». Различия в типах изображения третьей руки Богоматери опирались на разные источники — предание об Иоанне Дамаскине предполагало изображение отдельной серебряной подвески или ее имитации; предание об иконописце позволяло изображать все три руки Богоматери совершенно одинаковыми.

Несмотря на противоречия в разрозненных церковных преданиях о возникновении образа Богоматери Троеручицы, его дальнейшей истории и различиях в способе изображения «третьей» руки, смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

 http://www.nsad.ru/articles/troeruchica-strannaya-ikona

  • Опубликовано: 1 неделя тому назад 15.03.2017
  • Рубрика: Дайджест