«Иконопись есть преимущественно искусство традиции. И эти выработанные древностью традиции передаются иконописцами из рода в род, из поколения в поколение вплоть до наших дней.
В иконописи есть своя грамота, своя школа, своя последовательность работы, через которые ученику даются особые знания, особая подготовка и особое воспитание. Программа и постепенность обучения также традиционны и проверены опытом многих поколений.»

— Монахиня Иулиания (Соколова)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Иконография Сорока мучеников Севастийских

19.03.2018

В чинопоследованиях Великого поста день памяти Сорока мучеников Севастийских, 9 (22) марта, занимает особое место: в этот день совершается полиелейная служба мученикам и Литургия Преждеосвященных Даров.

Минея Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Сорок Севастийских мучеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру Христову в 320 г. при императоре Лицинии. Произошло это близ Севастии — столицы провинции Малая Армения. Местоположение этого форпоста Рима на восточном направлении подразумевало наличие сильного гарнизона, готового к отражению любого вражеского вторжения. Кто только не нападал на Севастию за два тысячелетия ее истории! Город, большинство населения которого составляли армяне, брали штурмом и сжигали дотла персы и туркоманы, арабы и турки-сельджуки, Тамерлан и османские турки.… В 1915–1923 гг. армянское население было полностью истреблено, монастыри и храмы уничтожены.

Но вернемся в четвертый век. Император Лициний, которого биографы называют человеком жадным, властолюбивым и крайне раздражительным, тем не менее, специальных гонений на христиан не устраивал. В 313 г. император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Страдания Севастийских мучеников были отголоском Великого гонения, бывшего при императоре Диоклетиане. В Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. Зимой 320 г. он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок воинов-каппадокийцев отказались, исповедав свою веру во Христа.

Сорок мучеников Севастийских. Фреска монастыря Дионисиат, Афон, 1547 г.

Агриколай пытался их уговорить, обещал повышение по службе, деньги, но его посулы не подействовали. Он знал своих подчиненных как воинов храбрых, верных своему долгу — по сути, наказать их можно было только «по идеологическим соображениям». Воинов-христиан заточили в тюрьму. Ситуация усугублялась тем, что в Севастии находился прибывший с инспекцией от императора язычник Лисий.

Находящиеся в темнице воины усердно молились, и во время ночной молитвы услышали утешающие слова Христа: Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные.

Наутро связанных воинов-христиан вывели на берег озера, приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. На берегу была устроена теплая баня, чтобы любой из христиан мог согреться в ней, если отречется от Христа. Но воины стойко переносили холод, поддерживая друг друга и воспевая псалмы. После нескольких часов пытки один из воинов не выдержал и побежал на берег, но едва ступив на порог бани, упал замертво.

Один из стоявших в оцеплении, Аглаий, в третьем часу ночи увидел, что над головами стоящих в ледяной воде христиан сияют венцы. Один из венцов находился над тем местом, где стоял малодушный.

Аглаий сбросил с себя одежду и со словами: «И я христианин!» — вошел в воду и присоединился к мученикам. Пришедшие к озеру Лисий и Агриколай велели перебить мученикам голени, но, умирая от мучений, воины продолжали славить Христа. Тела святых были по приказу Лисия сожжены на костре, а обугленные кости утоплены: мучитель понимал, что иначе христиане будут почитать мощи мучеников. Но через три дня мученики в сонном видении явились Севастийскому епископу Петру и указали ему местонахождение своих честных мощей. Епископ с несколькими священниками ночью тайно собрали останки святых и с честью их погребли.

Впоследствии частицы мощей Сорока мучеников распространились по многим местам, а их почитание стало повсеместным благодаря усердию святителя Василия Великого, особо почитавшего «сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (из Беседы 19-й на день святых Четыредесяти мучеников).

Как писал святитель Григорий Нисский, «останки мучеников были распределены по всей земле, чтобы каждая область получила их благословение». У самого святителя Григория в домовом храме хранилась частица мощей Севастийских мучеников.

По преданию, находясь в темнице, святые продиктовали «Завещание» некому юноше по имени Евноик. Именно из «Завещания» известны имена сорока мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Подвиг подробно описан в гомилиях святителей Василия Великого и Григория Нисского, а позднее — у преподобных Ефрема Сирина, Феодора Студита и других.

В честь Севастийских мучеников строили храмы; в одном только Константинополе было не менее восьми храмов в их честь, в т. ч. построенных царицей Пульхерией и императором Анастасием. Русский паломник Антоний, посетивший Константинополь в 1200 г., писал о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.

Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Об изображениях святых Сорока мучеников упоминает уже свт. Василий Великий.

Одно из первых сохранившихся изображений — в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, VII–VIII вв.

Сорок мучеников Севастийских. Санта-Мария Антиква. VII — VIII вв.

Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтирей — как иллюстрации к 65-му Псалму: Проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой (Пс. 65:12). Известны миниатюры Хлудовской Псалтири IX в., Лондонской Псалтири 1066 г., Псалтири Барберини 1060 г., Киевской Псалтири 1397 г.

К X в. складываются два основных типа иконографии Сорока мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе обнаженными, поддерживают друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мучеников изображают с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах встречаются в храмах Каппадокии (фрески).

Медальоны с изображениями Севастийских мучеников. Храм Святой Софии. Киев. 1040-е г.

В соборе Святой Софии Киевской (1040-е гг.) мозаичные изображения Севастийских мучеников находятся на подпружных арках главного купола (они воспринимались как основа Церкви). Часть из сохранившихся мозаик представляет мучеников совсем юными, безбородыми; есть среди них также средовеки и старцы.

Но гораздо чаще встречается композиция с мучениками, стоящими в ледяном озере.

Существует краткая редакция: мученики со скрещенными руками стоят в воде; сильные поддерживают слабых; над головами сияют венцы. Техника — разная, от резьбы по слоновой кости до мозаики.

В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглаия, который вошел в прорубь вместо малодушно сбежавшего.

Сорок мучеников Севастийских. Мозаика. Константинополь. XIV в. Вашингтон. США

Две иконы из Музея икон в Реклингхаузене представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г.

Миниатюра середины XI в. из греческого Минология, хранящегося в Государственном историческом музее, представляет собой краткую редакцию. В росписях храмов можно найти как краткую (Кипр, XII в.), так и полную иконографическую редакцию.

Синайская икона конца XIII в. и две иконы-таблетки являются примерами разной трактовки полной редакции (хранятся в ГТГ и ЦАК МДА).

Изящная мозаичная икона XIV в. из коллекции Думбартон Оакс — пример краткой, иконографической редакции, в которой изображения мучеников ярко индивидуальны.

В дивном многообразии изображений Сорока мучеников Севастийских, особенно древнерусских, видится востребованность этого сюжета: в православном сознании эти святые воины всегда почитались как небесные покровители русского воинства. Мужественное стояние в вере и верность воинскому долгу — вот те качества, которые необходимы защитникам Отечества во все времена.

 

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/ikonografija_soroka_muchenikov_sevastijskikh/9-1-0-2852

  • Опубликовано: 1 месяц тому назад 19.03.2018
  • Рубрика: Дайджест