Мы не дозрели до понимания иконы. Икона не произведение живописи, а уникальное явление, священный организм. Она позволяет на маленький шажок приблизиться к познанию Бога. Наш мозг сам по себе не способен воспринимать такую информацию, она требует огромной работы, усилий, сосредоточения. Пока не будем готовы к восприятию этой среды, икон писать не сможем.

— С. И. Голубев
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Икона Богоявления – междузаветный «водораздел».

20.01.2017

Что самое главное в иконе Крещения Господня? Что такое «Божественный мрак»? Как возможно изобразить глас с неба? Почему Христос обнажен?

Глядя на многие иконы праздников, можно отметить их «геометричность». Тот или иной сюжет порой четко разделен – то по-горизонтали, то по-вертикали, то крестообразно и т. д. Это позволяет сосредоточить внимание зрителя на тех или иных важных частях сюжета, подчеркнуть дополнительный смысловой уровень и др.
Классическая схема иконы Богоявления имеет вертикальное деление.

Собственно, иконография Богоявления (Крещения Господня) имеет много деталей, которые вносили иконописцы разных времен. Но мы поговорим о самом главном в этой иконе и в качестве примера возьмем образ Крещения Господня из византийской рукописи XI века.

В центре композиции – Господь Иисус Христос, погруженный в воды Иордана. С одной стороны от Спасителя – крестящий Его  Иоанн Предтеча. С другой – почтительно склонившиеся ангелы с полотнами в руках, готовые принять Христа.

Над Христом расположен полукруг т. н. мандорлы, которая символизирует Свет Бога Отца и от которой в луче, падающем на главу Спаса, мы можем видеть Святого Духа в виде голубя.

Это очень важный момент, ведь в сцене Крещения Господня явление всей Святой Троицы:
«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16–17).
«И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).

Икона Богоявления – икона Троицы

Сын присутствовал телесно, Дух явился в виде голубя, Отец явился в гласе. Как поется в тропаре праздника: «Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца)…» (русский перевод). Потому-то Церковь, празднуя это событие, называет его Богоявлением. Таким образом, икона Крещения Господня является одновременно и в известном смысле и иконой Святой Троицы. Хотя, разумеется, Отца на иконах Крещения Господня традиционно не пишут, поскольку Его образ явлен не был (и только в позднее время иконописцы во многом отошли от византийских канонов и стали писать символическое изображение Старца-Отца). Вместо Бога Отца, как говорилось выше, изображают мандорлу в виде концентрических кругов, из которых те, что ближе к центру, темнее тех, что ближе к краю.

Божественный мрак

Это неслучайно. Этот символическое отображение того самого «Божественного мрака», о котором говорит Дионисий Ареопагит:
«Божественный Мрак – это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании, пребывает Бог» (Послание Дорофею диакону).

Как изобразить голос?

Изобразить то, что не имеет образа, можно лишь при помощи символов. И византийские иконописцы в этом преуспели. Если незримое присутствие Отца символически изображалось в виде круга неприступного Света, то были также попытки изобразить тот самый голос, прозвучавший над Иорданом, который услышал Иоанн:«Сей есть Сын Мой возлюбленный…»

Но как возможно изобразить голос? Конечно, можно просто написать текст (и такой прием мы можем видеть в более поздние эпохи). Но византийцы нашли прием гораздо тоньше. В предыдущих наших беседах мы несколько раз обращались к теме античных ораторских жестов, которые были заимствованы византийским искусством. Так и здесь – символом гласа Бога Отца послужила длань с уже знакомыми нам перстосложениями.

Мозаика. XI век. Дафни

 

Мозаика. XI век. Осиос Лукас

 

Со временем эта длань приобрела значение благословения.

Почему Христос без одежды?

Христос написан обнаженным. Вероятно, это должно указывать на истинное вочеловечивание Сына Божия. Но также это напоминает рождение человека, который приходит «нагим из утробы матери своей» (Еккл. 5:14). Ведь Таинство Крещения, прообразом которого было крещение Иоанна, – это рождение человека в новую жизнь: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Вертикальное деление

От мандорлы сверху вниз можно провести одну вертикальную линию: Отец – исходящий от Него Дух – Христос – Иордан. Иордан, в воды которого погружен Спаситель, выглядит как продолжение луча Божественного Света, нисходящего на главу Христа.

Все это вместе делит икону на две части. Таким образом, Иордан становится символической границей, отделяющей Ветхий Завет от Нового. С одной стороны, Христос, исполнивший все предписания Закона, вплоть до обрезания, с другой – новое грядущее Царство, в которое можно попасть лишь через Крещение Духом Святым (в этом смысле крещение Иоанна является прообразом нового христианского Крещения). На одном берегу Иоанн – последний пророк Ветхого Завета («Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче…»,  как написано в молитве), на другом берегу – ангелы, принимающие крестившегося Спасителя. Руки ангелов покрыты — это не просто ткань, которой должен быть обернут вышедший из вод Иисус. Покрытые руки и согбенные позы – это элементы византийского придворного ритуала: во время аудиенции придворные в присутствии императора должны были скрывать руки под одеждой либо в рукавах.

Это знак царственности Христа, еще одно знамение Царства будущего века.

 

Дмитрий Марченко 

http://www.pravlife.org/content/ikona-bogoyavleniya-mezhduzavetnyy-vodor…

  • Опубликовано: 2 года тому назад 20.01.2017
  • Рубрика: Дайджест