«Самые высокие примеры завершённости содержатся в иконописи. В основе этого искусства лежит ясность, определенность задач и их исполнения. В самой традиционной технике, в наложении санкиря, охрения, вплоть до покрытия готовой иконы олифой существует обоснованная последовательность, ведущая к полной завершенности. В иконописном образе святости не может быть никакой неопределенности или недоговоренности.»

— Н.Н. Третьяков.
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Спас Елеазаровский

06.03.2017

Икона Спаса Вседержителя середины XIV века из собрания Псковского музея-заповедника — один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи и единственный в Псковском музее.

Научное исследование псковской иконописи как самобытной ветви древнерусского искусства началось в 1920-е годы, когда во многие древние города были отправлены комиссии-экспедиции по выявлению и учету памятников живописи. При плохой сохранности иконы вывозились на реставрацию в Государственные центральные реставрационные мастерские (ГЦРМ) в Москву. Такая комиссия работала в Пскове в 1926-1929 годах под руководством А.И. Анисимова. Известный реставратор, знаток и исследователь древнерусского искусства, А.И. Анисимов много сделал для сохранения и изучения памятников монументальной и станковой живописи в разных городах, в том числе в Пскове. Многие вывезенные в те годы уникальные иконы XIII-XV вв. были спасены от уничтожения и украшают теперь экспозицию Государственной Третьяковской галереи.

В одну из поездок внимание ученого привлекла  небольшая совершенно темная доска с плохо видимым изображением Спаса Вседержителя, хранящаяся в Псковском губернском музее. Икона поступила в губернский музей (скорее всего, в 1918 г.) из собора Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря под Псковом — отсюда и название «Спас Елеазаровский», появившееся не ранее начала XX века. Древность иконы и ее великолепного оклада (правда, более позднего) была очевидна, поэтому решили срочно отправить ее в Москву. В сентябре 1927 г. икона поступила в ГЦРМ, где и находилась до конца 1928 г., после чего была возвращена в музей. С нее сняли олифу и слои поновлений XVIII и XVI веков.

Летом 1930 г. в докладе А.И. Анисимова «Памятники псковской живописи, раскрытые за последние годы» впервые прозвучала датировка иконы и ее оценка: «Интереснейшим памятником эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV в., является так называемый «Елеазаровский Спас»… Поясная фигура Спасителя с закрытым Евангелием изображена на красном фоне, обрамленном белыми полями. Живопись лика и одежд сильно пострадала, но и сохранившегося достаточно, чтобы понять, что псковский художник не копировал какой-либо образец, а свободно решал тему со стороны чисто художественной. Икона, видимо, издревле производила сильное впечатление и поэтому почиталась.

В XVI в. она была слегка стесана по краям и для выравнивания поверхности дополнена новою широкою рамой, давшею возможность наложить на поля нарядный чеканный оклад из золоченого серебра с дробницами, украшенными рисунками превосходной гравировки. На дробнице левого верхнего угла изображена «Троица» псковского перевода, т.е. с тремя ангелами, посаженными за столом прямолично и в одну линию. Живопись иконы была поновлена и закрыта богатым, по псковскому обычаю, сквозным финифтяным орнаментом, положенным на сплошную металлическую пластину».

История иконы, издревле почитавшейся как чудотворная, остается неясной. Согласно устному преданию, образ явился в ноябре 1352 г. после пожара ниже места сгоревшего храма «на дубу на берегу озерка». Пень от этого дуба позже был замурован в свод церкви, построенной на месте чуда. В течение нескольких веков икона пребывала в Великопустынском Спасо-Преображенском мужском монастыре (расположенном недалеко от Пскова и сейчас находящемся в руинах) и именовалась образом Спасителя из Великих Пустынь. Время возникновения монастыря в Великой Пустыни неизвестно, но, видимо, он существовал уже в XIV в. В 1766 г. обитель была упразднена, и чудотворный образ был передан в Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в начале 1430-х годов преподобным Евфросином Псковским, в миру Елеазаром (ок. 1386-1481).

Небольшой размер образа (460х315) предполагает его келейное назначение. Иконография образа традиционна и относится к распространенному типу «Христос Вседержитель» — изображение Христа по пояс (реже до плеч), с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой. В целом икона архаична и, как все подобные памятники, трудно поддается датировке (XIV-XV вв.). Из немногих известных на псковской земле чудотворных икон Спасителя единственная сохранившаяся до наших дней — Спас Великопустынский (Елеазаровский).

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1251083.html 

  • Опубликовано: 8 лет тому назад 06.03.2017
  • Рубрика: Дайджест