Типографская икона — явление современное и по сравнению со всей историей иконы новое. К ее достоинствам относится невысокая цена, к недостаткам — недолговечность, а главное — неиндивидуальность. От писаной типографская икона отличается как репродукция от подлинника.Что делать человеку, решившему заказать писаную икону, как выбрать иконописца, что нужно знать об иконах и их изготовлении? Мы предлагаем мнения священников, искусствоведов, иконописцев.
«Сейчас появление писаной иконы в доме простого человека — это событие. Наверное, нужно стремиться иметь в доме писаные иконы, хотя бы одну, — говорит иконописец Лариса Гачева, преподаватель факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета. — Если в доме нет образов Спасителя и Богородицы, то начать лучше с них, поскольку такова хронология иконописи: первыми были написаны именно иконы Спасителя и Божией Матери и уже потом — образы апостолов, мучеников, святых».
Практикуется заказ семейных икон — так называются иконы, на которых изображаются святые, соименные членам семьи, — небесные покровители родителей и детей. Семья — малая Церковь, и возникновение традиции семейной иконы, конечно, с этим связано. Семейные иконы известны примерно с начала XVII века, и сейчас эта традиция возрождается. Почитаемая в семье икона — это реликвия, на Руси она передавалась по наследству. Это могли быть иконы двунадесятого праздника, с которым связаны события в семье, особо чтимые образы Богородицы, святых. На полях такой иконы обычно изображались святые покровители членов семьи.
В доме диакона Федора К., клирика храма Покрова Богородицы в Красном селе, особенно почитается образ Божией Матери «Знамение». Как рассказал отец диакон, «это связано с тем, что мой прадед и его семья жили во дворе церкви Знамения Божией Матери в Зубове. Престольный праздник Знаменской церкви — 10 декабря по новому стилю — был главным праздником семьи. В начале 30-х годов церковь сломали, а чудотворный образ перенесли в церковь свт. Николая в Хамовниках. И каждый год 10 декабря семья собирается в этот храм на семейный праздник. Живя во дворе Знаменской церкви, мои предки, естественно, имели и дома икону “Знамение”. После смерти прабабки икона досталась моему отцу, в доме которого она и висит в красном углу одной из комнат. Икона совсем не древняя, середина позапрошлого века. Она считается одной из наших главных семейных святынь».
Случаи, по которым пишутся иконы для семьи, могут быть разные. Один из заказов Егора Сафронова, художника иконописной мастерской при художественно-производственном объединении «Софрино» , был сделан для потерявших новорожденного ребенка родителей — в память о нем.
Часто заказывают венчальные иконы, как правило, это образы Божией Матери и Спасителя, или иконы для родительского благословения, например дочери на брак.
Сейчас можно услышать о мерных иконах. Такие иконы пишутся в связи с рождением ребенка. На доске, высота которой соответствует росту младенца, изображается в полный рост святой небесный покровитель ребенка. «Мерные иконы появились на Руси с XVII века, — рассказывает иерей Борис МИХАЙЛОВ, искусствовед, член искусствоведческой Епархиальной комиссии, — и первоначально такую икону могли позволить себе знатные люди. Они были в традиции, например, дома Романовых. В наше время люди состоятельные часто заказывают мерные иконы, но здесь не должно быть фетишизма: “если мерная икона есть, ребенок будет защищен, и все у него будет в порядке”. Конечно, хорошо, когда над кроваткой малыша висит образ его небесного покровителя, но если за него не будут молиться — большой ли смысл будет в мерной иконе?»
Писаную икону можно заказать кому-то в дар: родственникам, друзьям, духовнику, лечащему врачу… Отец Борис Михайлов: «Когда мы дарим икону, она должна восприниматься нами не просто как ценный подарок, а именно как дар. Ведь икона — это святыня, “образно выраженная молитва”, как говорила известный иконописец, духовная дочь святого Алексия Московского (Мечева) матушка Иулиания (Соколова). Тогда икона будет выражением нашей любви, нашей просьбой к святому, изображенному на иконе, станет предстательствовать об этом человеке».
С чего начать?
Заказ иконы — дело ответственное, и подойти к нему нужно без суеты и спешки. Если человек мало знаком с традицией православной иконописи, ему необходима помощь специалистов. В первую очередь следует взять благословение на заказ иконы у священника, обсудить с ним идею будущего образа, посоветоваться, к какому мастеру обратиться. Можно узнать про мастерские, находящиеся при храмах и монастырях. В наше время на приходах почти всегда есть человек, который знает, где заказать икону — выяснить это можно в церковной лавке. Можно воспользоваться Интернетом, но Интернет — не монастырь, на всяких «иконописцев» можно нарваться.
Иконописец — не просто художник. «Люди должны полагаться на добросовестность иконописца как профессионала и на его молитвенность, — считает отец Михаил. — Сейчас часто устраиваются православные ярмарки, где иконописцы выставляют свои иконы. К сожалению, многие из них имеют характер “продукции”, а не святынь Церкви. Икона имеет “товарный вид” — рыночную красоту, но и только… Она может быть превосходно сделана, ее хочется купить, украсить свой дом или даже свою душу. Но нельзя забывать о том, что икона — не украшение. Матушка Иулиания (Соколова) говорила, что икона высится над миром в ином плане бытия. Написать икону — это сотворить свидетельство о горнем мире, о Царствии Небесном.
И потому основанием иконы является не художественное образование или вкус иконописца, а его аскетическое делание в той или иной степени. Заказчик также не просто деньги платит, его духовный вклад — это молитва».
Как понять, что икона написана правильно?
Прежде чем заказать икону у определенного мастера, необходимо познакомиться с его работами, понять, насколько его манера письма вам близка. «Икона, которой человек молится, должна быть ему понятна, — считает игумен ЛУКА, заведующий иконописной школой при Московской духовной академии. — Иконописцы сейчас работают в очень разных стилях: кому-то близка икона XI-XII веков, кому-то XV-XVI, а кому-то — живописные, реалистические иконы XIX века, хотя, мне кажется, по своему языку они скорее душевны, чем духовны. Однако мы знаем, что и среди реалистических икон нередко бывают чудотворные. Икона должна помогать молиться. А ее красота — категория не столько эстетическая, сколько духовная. Но если икона отталкивает, тревожит, тут могут быть две причины: или мы не готовы к ее восприятию, или иконописец не справился со своей задачей. Новая и нетрадиционная иконография* должна быть согласована с экспертом — архиереем, священником или грамотным в таких вещах мирянином, — насколько она соответствует традиции». Существуют и специальные сборники правил изображения святых для иконописца — «Лицевые подлинники». Не так давно был переиздан «Лицевой подлинник» Н. П. Кондакова (Паломник, 2001; репринтное воспроизведение издания 1905 г.), книга, в которой собрано большое количество прорисей (рисунков икон, выполненных согласно иконографическому канону).
По мнению Ларисы Гачевой, «хороший способ проверить, насколько правильно написана икона, — принести ее в храм для освящения. Если священник скажет: нет, я это освятить не могу, — значит, что-то не так. Также нужно помнить, что изображения Спасителя, Божией Матери или святых на иконе обязательно должны быть подписаны».
Подписание иконы — свидетельство ее каноничности. Первоначально подписание даже соответствовало освящению икон. Степень каноничности определялась священством. Написанный образ приносился иконописцем на рассмотрение предстоятелям Церкви, и только после того, как они подтверждали, что изображенное соответствует замыслу, например — образу Божией Матери, святого или двунадесятому празднику, икона подписывалась. В наше время освящением иконы (уже подписанной) считается ее окропление святой водой с чтением положенных молитв. То есть православная традиция признает иконой только подписанные и освященные изображения.
Любой иконописец в своей работе опирается на иконографический канон. Выслушивая пожелания заказчика, мастер может сказать, какие из них можно учесть, а какие противоречат правилам. Сочетание классического канона с предложениями заказчика — творческая задача, в решении которой проявляется индивидуальность мастера. «Иконописец должен уметь выстроить композицию. Какие святые будут изображаться, определяет заказчик. А вот в расположении фигур должна соблюдаться иерархия святых чинов, — говорит Егор Сафронов. — На некоторых иконах святые написаны как бы в одном возрасте, что в принципе правильно, так как икона — не портрет, а “плоть, преображенная Духом Святым”. Конечно, есть позиции, где иконописец должен быть принципиальным. Разговоры вроде “Этот святой должен быть похожим на моего сына — вот фото, а эта святая на мою жену…” — неприемлемы. Красота образа не должна забиваться красивостью технических решений. Например, золото на иконе — символ нетварного света. Сейчас становится популярной чеканка орнамента по золотому фону и нимбам. Однако “нетварный свет” в цветочек или крестики с богословской точки зрения объяснить трудновато…»
Когда заказчик прав?
В основе отношений заказчика и иконописца должно быть доверие. Во избежание недоразумений все свои пожелания лучше изложить вначале. Обычно мастер делает много эскизов, прежде чем начинает писать на доске. Именно на этом этапе, считает Лариса Гачева, можно попросить посмотреть работу, показать ее священнику. И если что-то вызывает сомнения или не соответствует ожиданиям, обсудить это с мастером.
Конечно, когда икона уже написана и заолифена (олифой покрывают готовые иконы, чтобы сохранить их от влаги и вредных воздействий воздуха), отказываться от нее нехорошо. Но если заказчик видит явные недостатки — плохо положенное золото, другие технические огрехи или канонические ошибки, — он вправе быть недовольным.
Сколько стоит чудо?
Перечисленные достоинства рукописных икон совсем не означают, что обычные типографские иконы, которыми заполнены наши церковные лавки, второсортны. Читатель, не имеющий достаточных средств для того, чтобы заказать икону, не должен расстраиваться. Подлинная ценность икон определяется не пышными ризами и даже не талантом мастера, а верой человека, обра щающегося с молитвой к Богу и святым: «Яко честь, святому образу воздаваемая, на первообразные восходит».
В молитве на освящение иконы говорится: «И даждь ей силу и крепость чудотворного действия» (Требник). Благодаря этому можно сказать, что каждая икона потенциально благодатна. «Становясь чудотворной, икона из места прикровенного присутствия Божественной силы становится местом ее явления» (прот. Александр Киселев. «Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории»).
Егор Сафронов рассказывал о мастере — иконописце, которого все знали как неверующего.
У него на свеженаписанном образе Божией Матери из глаза стала течь слеза. «Он ее вытирал, вытирал, да так и сдал плачущую».
Сразу после нанесения рисунка, перед росписью красками, выполняется золочение образа. Золото не только украшает икону, но и имеет символический смысл, означает божественный свет, сияние. Для золочения используется сусальное золото, которое тончайшими пластинками наносится на образ
После золочения рисунок, как говорят иконописцы, «уточняется», – наносится еще раз по первоначальному контуру с большей детализацией
Следующий этап – наложение красок. Когда «заложены» основные тона, икона считается «раскрытой». Краски могут использоваться как натуральные – на основе яичного желтка, так и синтетические – казеиново-масляные или поливинил-ацетатные. Затем выполняется охрение – постепенный переход от основных тонов к более светлым
После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси (контуру иконы) красками прописывают лик и все детали рисунка. Этот процесс в иконописи носит название «росписи»
Готовый образ подписывается. В заключение икону олифят – покрывают соответствующим образом обработанным маслом, чтобы защитить ее от вредных воздействий воздуха и влаги