«Икона — не произведение живописи, а уникальное явление, священный организм. Она позволяет на маленький шажок приблизиться к познанию Бога. «…» Один богослов сказал: икона, прежде всего произведение искусства. Нет, категорически нет! Она лишь пользуется средствами искусства, всё равно, что Святая чаша, потир, прежде всего — произведение искусства, также звучит. Никоим образом. В третью очередь, но не в первую. Икона — это величайший духовный феномен. Все наши ошибки в том, что мы смотрим и анализируем её как произведение искусства».
Эти слова принадлежат замечательному человеку – иконописцу, реставратору и педагогу Сергею Ивановичу Голубеву. 8 июня на вечер памяти Сергея Ивановича в Духовной Академии собрались его родные и близкие люди, ученики и коллеги из Русского Музея, а также студенты Иконописного отделения СПбДА, к созданию которого Сергей Иванович приложил так много усилий.
Вечер начался с панихиды в храме Двенадцати апостолов, которую возглавил архимандрит Александр (Фёдоров), заведующий Иконописным отделением СПбДА. В своем слове отец Александр отметил, что мы собрались в храме перед иконами, которые писала в Иконописной школе Ольга Кузнецова под непосредственным руководством Сергея Ивановича. На вечер также был привезен и образ написанный им самим – «Не рыдай Мене, Мати».
В книжной гостиной гости вечера поделились своими воспоминаниями. Елена Васильевна Азарина, Дмитрий Геннадьевич Пейчев, Ирина Владимировна Сосновцева рассказали о совместной с Сергеем Ивановичем работе в Русском музее. Они продемонстрировали редкие кадры, которые не всегда можно увидеть в книгах — процесс реставрации икон XVI – XIX веков, сьемки икон в инфракрасном свете, рентгеновских лучах. Всё это нужно для того, чтобы обнаружить наиболее ранние слои записи. Поновленные иконы часто имеют в своей основе довольно древние образы, и при решении реставрационного совета, раскрытие первоначального изображения может состояться. Благодаря таким технологиям мы можем узнать, как работал мастер, что изменял и привносил в образ. Сергея Ивановича, по воспоминаниям коллег, отличало очень ответственное отношение к каждому памятнику, а также высочайшие требования к себе и окружающим при реставрации. Он с одинаковым профессионализмом и ответственностью выполнял и рутинную повседневную работу, и раскрытие слоёв живописи древнейших памятников иконописи XIV – XV веков. «Писание иконы и её реставрация — это такая странная вещь: если дать себе послабление, то образ пропадет. Нужен духовный накал, обязательно. Ведь делается все через духовное горение. Работая над иконой, надо увидеть образ сердцем» — говорил Сергей Иванович.
Наталья Николаевна Боброва и Ольга Борисовна Кузнецова поделились своими воспоминаниями и о С.И. Голубеве как преподавателе. «С.И. Голубев не читал лекций – и делал это сознательно – так как считал, что единственный путь действительного постижения чего-либо для ученика – додуматься самому, иначе полученные знания быстро «выветриваются» из головы, так как человек не дорожит ими, это не его личный опыт и труд. Занятия проходили в форме семинаров, готовились доклады по иконографии отдельных икон, а затем коллективно обсуждались. Сергей Иванович терпеливо ждал, когда наши попытки проникнуть в богословский смысл той или иной иконы обретут вербальное воплощение, помогал наводящими вопросами, радовался, когда нам удавалось немного приблизиться к пониманию символики образа, но еще больше радовались мы, когда наши приблизительно сформулированные идеи обретали в устах Сергея Ивановича точную формулировку, заключающуюся порой в одной фразе. Какие-то его высказанные мысли начинаешь понимать только сейчас, по прошествии многих лет, — рассказала Ольга Борисовна. С.И. Голубев говорил: «Ведите каждую линию в иконе так, как будто она последняя в жизни…». Иконописец глубоко осознавал, что сейчас понимание иконы уже совершенно искаженное, и вернуть это высшее искусство уже практически невозможно. И при этом необходимо каждому, кто захотел пойти по пути этого служения, найти своё место. «Современный человек воспринимает икону как иллюстрацию, не постигая глубокого смысла, заключенного в ней «богословского трактата». Существо иконного образа – в его наполнении. Иконопись имеет строго и тонко разработанный язык, в ней каждый нюанс обладает глубокой насыщенностью, смысловой и символической. Мы в лучшем случае воспринимаем икону эстетически, а надо всматриваться, изучать Священное Писание, Отцов Церкви и иконографию».
Преподаватель Регентского отделения СПбДА Леонид Александрович Григорьев рассказал о своем знакомстве с Сергеем Ивановичем. Годы их дружбы были украшены многими интересными событиями: изучением икон, привезенных из северных экспедиций, раскрытие образа Святителя Николая. С большой радостью Леонид Александрович вспоминал, как Сергей Иванович позволил ему посмотреть под микроскопом известную икону XIV века из собрания Русского музея «Борис и Глеб». Леонид Александрович сравнил чудо увиденного с тем, что открылось его взору через телескоп в обсерватории.
Оглядываясь на жизненный путь С.И. Голубева, можно сказать, что все стороны его деятельности — музейная, преподавательская и труд иконописца — были слиты нераздельно, питая одна другую. Поэтому и плоды её — в отреставрированных древних иконах и написанных образах, наставлениях для музейных реставраторов, иконописцев и в памяти всех, приобщенных им к высотам духа, запечатленных в памятниках иконописи.
Студенты иконописного отделения подготовили творческие выступления: Ангелина Кривошей исполнила на скрипке композицию «Прекрасный сад», Анастасия Бабкова исполнила на фортепиано Ноктюрн Ф. Шопена. Завершился вечер стихотворением Марии Петровых в исполнении Анны Мартыновой.
Вечная память… Почему так важны эти слова? Потому что, сопереживая, приближаясь к прошлому, мы словно делаем его нашим настоящим.«Сергея Ивановича как будто бы нет с нами, а он продолжает собирать нас вместе, многому учить и вдохновлять на добрые дела»- отметил отец Александр.
Вот так и бывает: живешь — не живешь,
А годы уходят, друзья умирают,
И вдруг убедишься, что мир не похож
На прежний, и сердце твое догорает.
Вначале черта горизонта резка —
Прямая черта между жизнью и смертью,
А нынче так низко плывут облака,
И в этом, быть может, судьбы милосердье.
Тот возраст, который с собою принес
Утраты, прощанья, наверное, он-то
И застил туманом непролитых слез
Прямую и резкую грань горизонта.
Так много любимых покинуло свет,
Но с ними беседуешь ты, как бывало,
Совсем забывая, что их уже нет…
Черта горизонта в тумане пропала.
Тем проще, тем легче ее перейти,—
Там эти же рощи и озими эти ж…
Ты просто ее не заметишь в пути,
В беседе с ушедшим — её не заметишь.
(Стихи Марии Петровых)
Сердечно благодарим всех, кто принял участие в организации и проведении вечера, всех участников и гостей!