«Художественный образ в картине постоянно изменяется с изменением человеческой культуры; он всегда свободен, не сдерживается никакими рамками и канонами, в нем действует всегда колеблющаяся неустойчивость душевного настроения. Картиной мы любуемся и наслаждаемся или отвергаем и критикуем. Иконе мы поклоняемся и служим, в ней господствует устойчивость духовного устроения, а не случайность настроения».

— Монахиня Иулиания.
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

IX научно-богословская конференция (+видео)

30.09.2017

28 сентября в стенах Духовной Академии прошла IX международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и науки». В этом году она была посвящена 100-летию начала мученического и исповеднического подвига Русской Православной Церкви.

В Иконописном отделении расположилась секция «Церковное искусство». Самых разных вопросов коснулись участники в этом году:

Владыка Сергий (Голубцов) (1906 — 1982)

Армеева Людмила Алексеевна, кандидат искусствоведения, преподаватель Иконописной школы при МДА рассказала о полемике владыки Сергия (Голубцова) и Л.А. Успенского о живописных и канонических иконах. В контексте статьи Владыки Сергия, опубликованной в Богословском сборнике МДА (№16 – 17, Сергиев Посад, 2015) «Живописное и иконописное направления в церковной живописи их онтологическая оценка» рассматривается и крайне актуальная и интересная во многих отношениях переписка архиепископа Сергия (Голубцова) и Л.А. Успенского. Начало этой полемике дали так называемые «русские тезисы» владыки Сергия. Осенью 1961 на о. Родос состоялось Первое Всеправославное Совещание. Тема этого совещания была заявлена следующая: «Изучение путей к упрочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви  и

Л.А. Успенский (1902 — 1987)

традиционного византийского и вообще православного искусства в различных его выражениях (церковная музыка, иконография, архитектура и т.д.)». Составить проект программного документа к этому совещанию митрополит Никодим (Ротов), как Председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, предложил Владыке Сергию. После знакомства с этими тезисами, представленными на совещании всем русским делегатам, Л.А. Успенский написал подробное письмо (январь 1962 г.) Владыке Сергию, в котором, соглашаясь с основными положениями  о канонической православной иконе, категорически отверг рассуждения владыки о «живописном реалистическом направлении». Завязалась многолетняя переписка…

Преподобный Серафим Вырицкий. Мастерская Александро-Невской Лавры

Дмитрий Геннадьевич Мироненко, кандидат искусствоведения, заведующий иконописно-реставрационной мастерской Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и преподаватель Иконописного отделения СПбДА, поделился опытом работы над образами новопрославленных святых. «Чем больше икон новопрославленных святых, тем отчетливее «стихийность» в поиске образов, поводов для иконографической дискуссии», — отметил Дмитрий Геннадьевич. Образы, продемонстрированные в процессе доклада, создавались в мастерской Александро-Невской Лавры, и мастера вынуждены были решать непростые вопросы: насколько уместно использование древних иконографических принципов и сложившихся иконографических программ, выбор характера облачений и одежд, условность и фотографическая портретность образа… Для решения  всех этих вопросов нужно время, активный поиск и постоянное совершенствование личной образованности, работа над собой. Также Дмитрий Геннадьевич отметил первостепенную роль рисунка как ключевой дисциплины для иконописца.

Успение Пресвятой Богородицы. 17 век. Великий Устюг.

Ведущий научный сотрудник Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, доктор искусствоведения Рыбаков Александр Александрович рассказал об исследовании икон XVII века из Троице-Гледенского монастыря г. Великий Устюг. В этом монастыре издавна были сосредоточены большие исторические и художественные ценности. Образы, о которых рассказал Александр Александрович  — «Сошествие Святого Духа», «Святая Троица», «Смоленская икона Божией Матери» — имеют интересую историю создания  и написаны в характерной для своего времени манере письма. Часть икон принадлежит монаху Сергию, мастеру 2 половины XVII века, о чем можно узнать из подписи икон.

Нонна Александровна Яковлева, доктор искусствоведения, много лет посвятила труду раскрытия  благодатного образа – иконы – для зрителей разного возраста: и детей, и взрослых.  Она продемонстрировала фильмы, которые создавались на базе педагогического университета им. А.И. Герцена двадцать лет назад – как первый опыт подобной проповеди.  Как методист, Нонна Александровна, затронула и проблему преподавания в школе дисциплины «Основы Православной культуры», где рассказу об иконе посвящен только 1 урок.

Воскресение Христово с клеймами, икона Успенского собора Московского Кремля. 17 век.

Автор нескольких изданий о русской иконе, Нонна Александровна всегда стремится рассказать об образе простым и ясным языком, чтобы слушатель и зритель смогли бы не просто узнать сюжет и время создания, а именно увидеть  и почувствовать  икону, попытаться проникнуть в её глубокий богословский смысл.

Доклад протоиерея Сергия Золотарева, магистра богословия, старшего преподавателя кафедры богословия СПбДА, был посвящен иконографической программе клейм иконы Воскресения Христова из соловецкого собрания Успенского собора Московского кремля.  Икона была написана для Спасо-Преображенского храма Соловецкого монастыря, освященного в 1566 г. Цикл клейм начинается с иконы «Премудрости Божией», затем следует Страстной цикл, цикл Воскресения и завершается ряд образом «Единородный Сыне». Первый и последний образы являются одними из древнейших в своем роде.

Храм Христа Спасителя, г. Калининград.

Инна Валерьевна Аполлонская, руководитель музея церковного искусства «Ковчег» православной гимназии, рассказала о специфике иконостасного декора соборных храмов г. Калининграда.  История Православия на этой земле насчитывает 32 года, и с этим связана специфика и архитектуры первых православных храмов города, и их убранства. Попыткой «адаптировать» русский  иконостас к архитектуре  кирхи стало использование  форм готического стиля.  В новом храме Христа Спасителя иконостас создавался на основе образцов из одноименного храма в Москве, а также петербургских храмов: Казанской иконы Божией Матери, Свято-Троицкого собора Лавры.

Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения, Михаил Александрович Аникин выступил с сообщением о храме Спаса Нерукотворного образа в Зимнем дворце.

Храм Спасо-Нерукотворного образа. Зимний дворец.

Он создавался такими именитыми петербургскими архитекторами как Б.Ф. Растрелли и В.П. Стасов. Храм занимал исключительное положение: в нем хранились хранении реликвии, это было место молитвы Императорской семьи и простого народа, здесь произносились яркие проповеди. В храме молились А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.В. Суворов, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин… К сожалению, пока храм не возвращен Православной Церкви.

В завершение конференции Христина Коломайнен, выпускница 2015 года, рассказала об опыте проведения выставки церковного искусства в г. Пенза. Выставка собрала многих мастеров, среди которых – выпускники Санкт-Петербургской и Московской Духовных школ.  

Сердечно благодарим всех, кто принял участие в конференции за интересные доклады и предоставленные материалы, а также организаторов этого мероприятия!

 

  • Опубликовано: 7 лет тому назад 30.09.2017
  • Рубрика: Новости