«Тот образ, который пишется с благоговением, впитывает от благоговейного иконописца Благодать Божию и передаёт людям вечное утешение. Иконописец «перерисовывает», переводит себя на ту икону, которую он пишет, поэтому его душевное состояние имеет большое значение. «…»Иконы проповедуют и проповедуют веками. И когда кто-то, например, человек, которому больно, бросает взгляд на икону Христа или Божией Матери, то получает утешение»

— прп. Паисий Святогорец
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Круглый стол «Церковная архитектура Санкт-Петербурга»

10.11.2017

9 ноября в Духовной Академии прошел круглый стол на тему «Церковная архитектура Санкт-Петербурга». Заседание Студенческого исторического общества открыл проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Константин Костромин. Он сказал о важности изучения исторического прошлого Церкви и государства: «Нужно знать свое прошлое и любить его. Без этого невозможно быть не только хорошим христианином, но и просто состоявшимся человеком. И то, что мы здесь делаем по определению имеет Божие благословение».

Студенты Иконописного отделения подготовили доклады о храмах города на Неве, рассказали об истории их появления, создателях и  архитектурных особенностях.

Путиловский храм святителя Николая Чудотворца и мц. царицы Александры

Анна Жевликова – студентка 1 курса – рассказала об архитекторе, чьи творения стали неотъемлемой частью архитектурного облика Петербурга – В.А. Косякове: «Моё знакомство с Василием Антоновичем Косяковым произошло ввиду близости его архитектурного произведения, Путиловской церкви, к моему дому. Сейчас трудно угадать в дважды перестраивавшемся здании величие и нарядность трехнефной базилики с тремя апсидами, пятиглавием со стороны восточного фасада и колокольней — с западного. Путиловский храм святителя Николая Чудотворца и мц. царицы Александры, построенный в 1901-1906 гг. по инициативе и на средства рабочих Путиловского завода, стал свидетелем быстрого разложения общества и непосредственным участником трагических событий революционной России. Послужив на благо Церкви меньше четверти века, с приходом советской власти храм был обезображен и превращён в заводской клуб. С 2006 года в здании, возвращенном Православной Церкви, вновь проходят богослужения».

А.А. Парланд. Храм Воскресения Христова. Проект, опубликованный в журнале «Зодчий», 1907 г.,вып 35.

Рассказ Анны Мартыновой– студентки 3 курса – был посвящен  храму Воскресения Христова, известном больше как Спас на крови. По своему виду это самый непетербургский из храмов города, но без него немыслимо представить Петербург. Именно этот храм воплотил в своём облике яркие художественные искания и осмысление опыта прошлого, это воплощение трагедии, и вместе с тем, в своем облике он словно излучает радость, он объединил труды множества лучших людей своего времени и разделил печальную судьбу многих храмов в годы гонений на Церковь. Сооруженный на месте смертельного ранения императора Александра II, Спас на крови был создан по желанию Александра III в русском стиле архитектором А.А. Парландом совместно с архимандритом Игнатием (Малышевым).  Храм строился четверть века, его уникальное декоративное убранство и мозаики не имеют аналогов в русском искусстве. Дмитрий Сергеевич Лихачёв называл город на Неве самым европейским и самым русским городом,  городом трагической красоты. Уникальный по своему историческому прошлому и художественному замыслу храм Спас на Крови является прекрасным примером этим словам. Интересна связь истории создания храма с Духовной Академией: в комиссию по строительству входил профессор СПбДА Н.В. Покровский, а первым настоятелем был назначен протоиерей Петр Лепорский – также профессор СПбДА.

Екатерининская церковь на Васильевском острове.

Дина Пикулина – студентка 1 курса – рассказала о Екатерининской церкви.  Уже почти 20 лет идёт восстановление храма св.Екатерины на Васильевском острове (Кадетская линия ВО 27а) после ее возвращения верующим. До закрытия это был прекрасный храм, купол которого венчал ангел с крестом в руках. Церковь была построена в начале XIX века архитектором А.А. Михайловым Вторым. Согласно первоначальному замыслу это был однокупольный храм с греческим крестом в плане. Трапезная и колокольня были построены в 60х годах XIX века. Силуэт церкви играет большую роль не только для острова, но и для всего Петербурга: архитектурные формы куполов Екатерининской церкви, Исаакиевского собора, Троицкого и других перекликаются между собой, придавая северной столице неповторимую красоту.

Три века архитектуры Санкт — Петербурга – это разнообразие стилей, это удивительная история возникновения храмов и творчества их создателей. Замечательно, что  у нас есть возможность узнавать и учиться понимать эту высокую красоту.

  • Опубликовано: 6 лет тому назад 10.11.2017
  • Рубрика: Новости