«Если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.»

— Монахиня Иулиания (Соколова)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Раннехристианские мозаики. Рим.

30.05.2018

Самой первой христианской мозаикой считается символическое изображение Христа, датируемое второй половиной  III века, на своде одного из мавзолеев, который ныне находится в крипте собора св. Петра в Риме. Потому логично было бы начать рассказ о раннехристианских мозаиках именно с Рима.

Мозаика — достаточно дорогостоящий вид искусства как по цене самого материала – кубиков смальты, так и по трудоемкости самой техники. И материал, и услуги мастеров стоили всегда недешево. Потому до времени прекращения гонений на христианство мы практически не сталкиваемся с мозаичным убранством христианских культовых сооружений. До этих самых пор христианское изобразительное искусство  представлено, в основном, настенной живописью катакомб (которая заслуживает отдельного рассказа).

Главной особенностью катакомбной живописи можно обозначить нарочитый символизм. Поскольку в периоды гонений прямое изображение христианских сюжетов было опасно, приходилось заимствовать сюжеты из античной мифологии, давая им новое прочтение. Здесь мы впервые, пожалуй, сталкиваемся с главным принципом христианской символики: символ не существует вне контекста. Использование христианскими живописцами античного языческого художественного языка, с одной стороны, скрывало христианские истины от непосвященных. С другой стороны, рассказывало об этих истинах самим христианам на привычном им культурном языке. Это относится и к мозаике крипты св. Петра. Язычники на ней увидели бы Непобедимое Солнце (Sol Invictus) – солнечное божество, культ которого со времен императора Аврелиана, был в Римской Империи официальным. Но для христиан истинным солнцем, Солнцем Правды (Мал. 4:2), является, конечно, Христос, который есть истинный свет (Ин 1:9).

Главное изображение обрамлено орнаментом из перевитых виноградных лоз, что придает всей композиции дополнительный смысл: Солнце-Христос согревает Своим теплом виноградник-Церковь. Образ Церкви, как лозы или виноградника, постоянно встречается в Писании (Иоан. 15:1-8, Мт. 20:1-10; Мт. 21:33-46, 1 Кор. 3:6-9 и т.д.). Это произведение, созданное ещё до Миланского эдикта, который провозглашал терпимость к христианству на территории Империи, как уже говорилось, не выходит за рамки стиля катакомб, где символика превалирует над историческим смыслом изображений.

После признания христианства изображения становятся более открытыми и конкретными. Так, интерьер мавзолея августы Константины (дочери Императора Константина Великого) – ныне церковь Санта-Констанца, совмещает и переполненные символами орнаменты, и прямые изображения Христа (1-я пол. IV века). Своды украшены уже знакомым нам изображением вьющейся лозы, а также орнаментами, составленными из ветвей, птиц, сосудов и т.д. Эти орнаменты имеют, скорее всего, более декоративный характер, чем символический.

Несколько позднее, чем мозаики свода, были созданы два изображения в апсидах мавзолея совсем другого рода. К сожалению, в поздние века эти изображения пострадали и были довольно грубо «отреставрированы», а потому первоначальный вид и истинный смысл их можно определить с определенной долей осторожности.

Мы видим два сюжета. В первом — восседающий на шаре Христос-Вседержитель передает Моисею свиток закона (вероятно, что изображенные вокруг десять пальм должны символизировать Десять Заповедей).

На второй мозаике — Христос с воздетой рукой (жест триумфатора). Он окружен апостолами Петром и Павлом. Петр принимает из рук Спасителя свиток с надписью на латыни: «Господь дает мир». Из-под Его ног истекают четыре райские реки (Бытие. 2: 10-14).

Весьма примечательно, что два образа Спасителя на этих двух мозаиках существенно отличаются: на первой, относящейся к Ветхому Завету, Христос написан с бородой в пурпурных царственных одеждах, а на второй, символизирующей Новый Завет, Он уже – юноша, его одежды блистают золотом, над головой – маленький крест, символ крестных страданий (крестчатый нимб, как непременный атрибут иконографии Христа, появился позже).

Подобного рода сюжет представлен и на мозаике церкви Санта-Пуденциана, относящейся к началу V века. К сожалению, на этой мозаике тоже есть следы позднейших реставраций, нарушающих цельное стилевое восприятие этого памятника (стоит отметить, что это общая беда раннехристианских римских мозаик – они практически все в разное время подвергались реставрации, часто не очень умелой, а некоторые были просто уничтожены в позднейшее время). Но сам сюжет остается неизменным, а отдельные детали можно с уверенностью атрибутировать именно V веком.

Спаситель представлен в виде Небесного Царя в окружении придворных-апостолов. Он восседает на роскошном престоле, за ним – Голгофа с Животворящим Крестом и символы евангелистов: ангел, лев, телец и орел. Деликатно подобранные цвета и гармоничное использование золота создают ощущение светлого праздника.

На этом этапе христианское искусство, вышедшее из катакомб, заново переосмысляет уже привычные символы, включает в свою знаковую систему новые символы, экспериментирует, вырабатывает свой собственный совершенно новый язык, пусть и на основании языческой античной традиции.

Источник: http://pravlife.org/content/rannehristianskie-mozaiki-rim-chast-1

  • Опубликовано: 5 месяцев тому назад 30.05.2018
  • Рубрика: Дайджест