«Самые высокие примеры завершённости содержатся в иконописи. В основе этого искусства лежит ясность, определенность задач и их исполнения. В самой традиционной технике, в наложении санкиря, охрения, вплоть до покрытия готовой иконы олифой существует обоснованная последовательность, ведущая к полной завершенности. В иконописном образе святости не может быть никакой неопределенности или недоговоренности.»

— Н.Н. Третьяков.
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Неопалимая Купина: из истории иконографии

17.09.2018

Создание этого образа связано с текстом Священного Писания из 3-й главы книги Исход: Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3:1–5).

Православное богословие с раннехристианских времен видит в этом чудесном явлении прообраз Божией Матери. Увиденная пророком Моисеем на горе Хорив горевшая и не сгорающая купина (куст терновника) символически изображала Приснодевство Богородицы, чрез Которую воплотился Единородный Сын Божий. Поэтому в живописном парафразе этого текста стали изображать Пресвятую Богородицу, окруженною пламенем. Здесь представлены и явившийся Моисею Ангел, и изумленно взирающий на объятую пламенем купину Моисей, и тот же Моисей, получивший от Бога повеление снять обувь.

На Синайской иконе XII в. перед пылающей купиной изображен один Моисей, снимающий сандалии.

На более древних иконах Неопалимой Купины (например, из того же Екатерининского монастыря на Синае) Богоматерь изображена в рост, в позе Оранты. Ее изображение находится в центре композиции, и по обе стороны от Нее — предстоящие святые, причем это не обязательно Боговидец Моисей, это может быть и пророк Исаия, и даже преподобные игумены Синайской горы. Горящей купины на этих иконах нет (но эти Синайские иконы именуются Θεοτόκος ή Βάτος — «Купины»).

По преданию, первая икона Неопалимой Купины была принесена в Москву в конце XIV в. из Палестины и находилась в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

В нынешнем виде иконография сложилась достаточно поздно: изображение Богоматери, заключенное в восьмиконечную звезду и именуемое Неопалимой Купиной, на Руси известно с XVI в.

Иконография этого нового извода Неопалимой Купины включает в себя элементы иконографии Спаса в Силах, которая складывается на Руси веком ранее. Ромбы и круги на иконах Спаса в Силах, символизирующие небесную и земную славу сидящего на престоле Христа Вседержителя, а также Силы Небесные, окружающие Христа, включены и в композицию Неопалимой Купины. В иконографии Неопалимой Купины представлены сразу несколько аспектов почитания Боматери на основе ветхозаветных прообразов Боговоплощения.

Изображенная в центре композиции Богоматерь с Младенцем относится к типу Одигитрии; Она держит в руках ряд символов, иллюстрирующих ветхозаветные пророчества. Это — Гора Нерукосечная из пророчества Даниила (Дан. 2:31–35), а также и гора из пророчества Аввакума (Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. — Авв. 3:3); это Лестница праведного Иакова (Быт. 28:12), Врата из видения пророка Иезекииля (Иез. 44:2) и другие, но часто эти прообразы бывают представлены в виде отдельных самостоятельных сюжетов по краям иконы. По краям иконы могут быть изображены уже упомянутые Моисей перед несгорающей Купиной, Лествица, юже Иаков виде, Непроходимые врата, а также Жезл из корене Иессеова — расцветший жезл Аарона (Чис. 13:3–8).

Восьмиконечная звезда, в которую вписано изображение Богородицы, образовано двумя пересекающимися четырехугольниками; обычно один из них зеленого цвета, другой — красного (напоминание о несгорающей в пламени Купине). По углам расположенного глубже четырехугольника изображаются символы Евангелистов: ангел, телец, лев и орел. Пространство вокруг изображения Богоматери обычно бывает заполнено изображениями Небесных сил бесплотных; иногда встречается надпись: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103:4). В развернутом варианте иногда изображаются ангелы, символизирующие стихийные силы природы: ветер, дождь, гром, молнию, мороз, росу, мглу, землетрясение (ср.: Откр. 16).

На основании пророчества Исаии: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится… (Ис. 11:1–3) среди окружающих Богоматерь Небесных сил изображают также духов Премудрости, Разума, Совета, Крепости, Страха Божия, Ведения и Благочестия. Эти семь духов упоминает в Откровении Иоанн Богослов: Посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр. 5:6). Также бывают изображены Архангелы с усвоенными им атрибутами: Гавриил с ветвью Благовещения, Михаил с жезлом или мечом, Рафаил с алавастровым сосудом, Уриил с огненным менчом, Селафиил с кадильницей, Варахиил с виноградной гроздью.

Из других персонажей, изображаемых по краям иконы, можно назвать еще пророка Исаию — его видение Серафима с горящим углем в щипцах.

Надписи, которые делались на иконах Неопалимой Купины, либо цитируют Священное Писание, либо взяты из текста Акафиста Благовещения Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто Неневестная».

Тексты могут быть такие: Вскую непщуете, горы усыренные? Гора, юже благоволи Бог житии в ней, ибо Господь смирится до конца (Пс. 67:17) — применительно к Горе Нерукосечной. Покрывай водами превыспренняя Своя, полагай облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню (Пс. 103:3) — к изображению ангелов, символизирующих природные стихии.

Из Акафиста Богородице обычно используются такие: «Радуйся, Лествица Небесная, Еюже сниде Бог, Радуйся, Мосте, переводяй сущих от земли на небо» (икос 2); «Радуйся, Покрове миру, ширший облака» (икос 4) и другие.

Отметим, что и после того, как сформировалась описанная выше иконография Неопалимой Купины, в храмовой росписи нередки были изображения события, изложенного в Исх. 3:5.

Примером может служить роспись Грановитой палаты Московского Кремля, сделанная в ХVI в. До нашего времени она не дошла, т. к. была в ХVII в. поновлена Симоном Ушаковым, а в конце ХIХ в. — палехскими иконописцами. Известны старообрядческие иконы середины ХIХ в., выполненные в традициях старой византийской иконографии — наряду с новой иконографией, которая также широко использовалась старообрядцами.

Новая иконография Неопалимой Купины уже к началу ХVII в. стала общепризнанной, и некоторые иконы были прославлены чудотворениями.

Из ранних икон Неопалимой Купины можно назвать образы конца XVI в. из Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, из музея-заповедника «Коломенское» (XVI в.) и еще целый ряд икон, находящихся в музейных собраниях и частных коллекциях.

Икона Богоматери «Неопалимая купина» Музей «Коломенское» Конец XVI в.

Епископ Балашихинский Николай

Источник: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/86/2009/

  • Опубликовано: 1 месяц тому назад 17.09.2018
  • Рубрика: Дайджест