Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения

— Монахиня Иулиания
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Современное церковное искусство: свобода и границы

22.03.2019

21 марта 2019 г. в Духовной Академии состоялся семинар Студенческого литургического общества на тему: «Современное церковное искусство: свобода и границы». Вопрос о путях развития христианского искусства в XXI в. становится особенно актуальным и вызывает оживленную дискуссию в среде художников и иконописцев. На семинаре прозвучали доклады студентов и преподавателей Академии о современной церковной архитектуре и иконописи.
Студенты 3 курса бакалавриата Алексей и Сергей Шкотовы представили сообщение «Современная церковная архитектура. Канон и образ». Согласно каноническому церковному праву, храм должен отличаться от светского здания, поскольку он символизирует небо на земле. Архитектурные элементы храма сложились в древности и несут на себе особое значение, раскрывая перед зрителем модель мироустройства. Так, например, купол обозначает небесный свод, а его луковичная форма напоминает свечу. Храм воплощает идею Нового Иерусалима, напоминая нам о Царствии Небесном. Но современные архитекторы ставят перед собой вопрос о том, как может развиваться церковное зодчество в эпоху постмодерна, каким должен быть храм, отвечающий представлениям современного человека? В поисках ответа на этот вопрос создаются необычные храмы в таких стилях, как кубизм, неоэклектика. Опытом служения в храме в честь св. Федора Ушакова в Санкт-Петербурге, встроенного в торговый и жилой комплекс, поделился настоятель храма иеромонах Игнатий (Юрченков). Заведующий иконописным отделением СПбДА архимандрит Александр (Федоров) подчеркнул значение Правил Трулльского собора не только для иконописи, но и для всего церковного искусства, в том числе для архитектуры. Новое в храмовом зодчестве возможно в рамках традиции.

_DSC0493

Студенты 4 курса Иконописного отделения Алексей Герасименко и Мария Мастерова в своем докладе «Современные вызовы церковному искусству» рассказали о тенденциях развития современного христианского искусства. В ходе доклада обсуждалась и выставка «Икона после Иконы», которая состоялась в храме Христа Спасителя в Москве. После XX в. у Церкви появилась возможность говорить свободно, и это привело к быстрому развитию иконописи. Стали создаваться многочисленные краткосрочные курсы по иконописи для всех желающих. Но необходимо помнить, что основным принципом при освоении иконописного дела является копирование древних образцов, следование канонам, сложившимся в Церкви. Цель иконы – соединить человека с Богом, передать вечную Божественную истину и красоту. Через икону происходит личная встреча с Богом. Иконографический канон относится к вечным ценностям, потому что «Христос вчера и сегодня Тот же». Произвольное отступление от канона приводит к нарушению внутренней гармонии иконы, превращает ее в художественное произведение на христианскую тему. Чтобы понять, какие новые средства выражения возможны в современной иконописи, необходимы профессиональная грамотность иконописца и внутреннее чувство вкуса.

Untitled
В завершение семинара выступил преподаватель Иконописного отделения Дмитрий Геннадьевич Мироненко (кандидат искусствоведения, заведующий иконописно-реставрационной мастерской св. Иоанна Дамаскина Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, преподаватель Иконописного отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии, иконописец, реставратор). Дмитрий Геннадьевич представил доклад на тему «Проблемы образования иконописцев и будущих священнослужителей в сфере церковного искусства». Икона является особым произведением, и каждая деталь в ней имеет важное значение. Средства выражения иконы должны отличаться от тех художественных приемов, которые используются в массовой культуре (например, в рекламе), и это не случайно: икона – это тихая, смиренная проповедь, которая направлена к сердцу человека и настраивает на мирное, молитвенное и благоговейное состояние. Задача иконописца состоит в том, чтобы растворить свое «я» в учении Церкви, выразить через икону не себя, а первообраз. Иконописец – не автор, а церковнослужитель, и результат его труда – икона – призывает человека к Богу. Не только иконописцам, но и будущим священнослужителям необходимо понимать смысл и значение икон, важно познакомиться с техникой и художественным языком иконы.

В семинаре также принял участие иконописец и художник-монументалист Алексей Козлов, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е. Репина. В своей речи он отметил, что современная икона может быть выполнена на высоком художественном уровне, но, чрезмерно уходя в символизм, она игнорирует человеческую природу Христа, а значит, догмат о Боговоплощении.

_DSC0556
Благодарим всех организаторов, участников и гостей семинара и надеемся на дальнейшие интересные встречи!

  • Опубликовано: 5 лет тому назад 22.03.2019
  • Рубрика: Новости