«Икона — и путь, и средство; она сама молитва. Отсюда её величественная простота, спокойствие движения; отсюда ритм её линий, ритм и радость её красок, вытекающие из совершенной внутренней гармонии.»

— Л. А. Успенский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Защита дипломных работ 2019

28.06.2019

26 июня 2019 г. в Актовом зале Духовной Академии состоялась защита дипломных работ учащихся Иконописного отделения. Выпускные работы этого года отличаются своей уникальностью: восемь выпускников класса Анны Юрьевны Карагиной создали индивидуальные иконописные образы.

Герасименко Алексей написал икону святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Этот образ создан для строящегося кафедрального собора в честь Воскресения Христова в г. Кокшетау республики Казахстан. Выбор изображенных святых не случаен – в 2018 г. отмечалось 100-летие мученической кончины Царской семьи и членов дома Романовых. Опираясь на древние и современные образцы парных икон, Алексей разработал простое и гармоничное композиционное решение. Монументальные фигуры святых преподобномучениц изображены в светлых, жемчужно-белых монашеских облачениях. Именно такое облачение предложил художник Михаил Нестеров для насельниц Марфо-Мариинской обители.

Непростой задачей была разработка образа святых Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую успешно выполнил Казакевич Григорий. В отличие от уже имеющейся иконы, Григорий написал свой проект в русской иконописной традиции, взяв за основу фрески Ферапонтова монастыря. Сложная многофигурная композиция представляет собор всех прославленных святых нашей Духовной школы, изображенных на фоне Академии со стороны двора, где находится алтарная часть храма в честь св. Иоанна Богослова.

Каменецкая Анна написала икону святой блаженной Ксении Петербургской. Всеми любимая святая предстает перед нами молодой странницей – легкий поворот фигуры создает ощущение движения. «Мне хотелось изобразить Ксению в начале подвига, но уже всецело обратившейся в молитве к Богу», — рассказывает Анна. Как отметил Владыка ректор, в этом можно увидеть и миссионерский смысл: святость – как молодость, как стремление человека к Богу уже с юности, что очень важно для студентов Академии. Икона выдержана в стилистике строгановского письма XVII в., написана в светлой цветовой гамме и украшена изящным орнаментом. Центральное изображение обрамляют житийные клейма и тексты из акафиста.

Мастерова Мария представила икону святого преподобного Серафима Вырицкого. Особую трудность для иконописца представляет создание узнаваемого иконописного образа, в котором сочетаются портретное сходство и иконографические каноны, и работа Марии соответствует этим задачам. Центральная поясная фигура окружена 16 житийными клеймами. При разработке клейм Мария обращалась к образцам житийных икон XVI в. «В выборе сюжетов я ориентировалась на биографические сведения, а также на богослужебные тексты – акафист и канон. Одежды персонажей следуют устоявшимся традициям, но я дополнила их некоторыми деталями, позволяющими определить время, в которое жил святой». Монументальный средник иконы и миниатюрные житийные сцены гармонично сочетаются в их композиционном и цветовом решении.

Омельчук Марина написала икону святых Царственных страстотерпцев. При разработке образа Марина ориентировалась на древние образцы и уже имеющиеся иконы Царской семьи, в особенности на икону преподавателя Иконописного отделения Валентины Тихоновны Ждановой. «Фигуры святых стоят близко друг к другу, что указывает на их единство не только в земной жизни, но и в небесной. Над ними в мандорле находится образ Божией Матери «Знамение» – как указание на Царскосельскую икону «Знамение», перед которой они молились и которая находится здесь, в Академии». На верхнем и нижнем полях расположен тропарь из службы Царственным страстотерпцам, выполненный вязью. Он указывает на их добродетельную жизнь и благочестивое воспитание детей.

Еще одну икону святых Царственных страстотерпцев написал Хабаров Роман. Он разработал другую композицию: в центре стоят Николай II и Александра Федоровна, перед ними – молящийся наследник Цесаревич Алексей, а справа и слева – Великие Княжны в светлых одеждах, как ангелы, служащие Богу. В верхней части иконы находится Нерукотворный Образ Спасителя. Красный фон символизирует мученическое и царственное достоинство святых. Позолоченные поля и нимбы украшены чеканным орнаментом, благодаря чему создается ощущение торжественности.

Чабанова Юлия в качестве дипломного проекта выполнила две ростовые иконы Спасителя и Богоматери, которые будут находиться в преподавательском общежительном корпусе Академии. Спаситель изображен в соответствии с распространенным иконографическим типом «Пантократор», или «Вседержитель». В качестве образцов для лика Христа Юлия использовала иконы монастыря Ватопед конца XIII в. На страницах раскрытого Евангелия расположен текст: «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин. 8:12). Икона Божией Матери типа «Никопея» (греч. «победоносная») представляет образ Богородицы в полный рост, держащей Богомладенца прямо перед Собой. Основой для рисунка фигуры послужила фреска монастыря Студеница (кон. XII – нач. XIII вв.), а также иконы преподавателей Иконописного отделения. «В руке у Богородицы – белый удлиненный плат. Это Евхаристический плат, который в древней церкви женщины приносили в храм и принимали в него Тело Христово. Также он подчеркивает служение Пречистой Девы тайне Воплощения Христа. И мы видим, Божия Матерь приняла Господа и держит Его на руках».

Выпускная работа Черновой Анны – икона святого преподобного Иоанна Дамаскина, известного богослова и гимнографа. «Сложность работы заключалась в отсутствии образца – житийной иконы преподобного, на которую можно было бы ориентироваться. В процессе поиска образа и композиции я обращалась к сербским фрескам монастыря Грачаница XIV в., византийским иконам и фрескам XIII-XV вв., а также к русским иконам». Монументальная светлая фигура святого расположена на золотом поле в форме креста – его образуют четыре житийные клейма по углам. Анна представила самые важные моменты жития преподобного: его выступление в защиту святых икон, чудо исцеления усеченной руки, принятие пострига и последующие богословские и гимнографические труды в монастыре. Рядом с клеймами по золоту выполнены подписи – тексты из службы святому, поясняющие содержание сюжета и дополняющие композицию иконы.

Экзаменационную комиссию возглавил ректор Духовной Академии Владыка Серафим, епископ Петергофский. В оценке работ также принимали участие декан Факультета Церковных искусств Елена Михайловна Гундяева, заведующий Иконописным отделением архимандрит Александр (Федоров), руководитель выпускного курса Карагина А. Ю. и другие преподаватели Отделения. Владыка ректор и рецензенты высоко оценили все дипломные работы и поздравили выпускников с успешным завершением обучения. Желаем нашим студентам дальнейшего творческого и духовного роста, и пусть память об Академической жизни всегда согревает ваши сердца!

  • Опубликовано: 3 недели тому назад 28.06.2019
  • Рубрика: Новости