«В иконе всякое проявление человеческой природы осмысляется, просвещается, находит своё подлинное значение и место. Таким образом, именно в иконе все человеческие чувства, мысли и дела, как и само тело, переданы во всей своей полноценности…. Преображение человека сообщается всему его окружению, ибо свойство святости — освящение всего окружающего,соприкасающегося со святым мира.»

— Л. А. Успенский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

ХI Международная научно-богословская конференция

27.09.2019

 

24-25 сентября в Санкт-Петербургской духовной Академии прошла ХI  международная  научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». В рамках работы секции «Церковное искусство» выступили с докладами преподаватели Иконописного отделения СПбДА, иконописцы России и Зарубежья, историки искусства.

В первом классе Иконописного отделение было много гостей — кандидатов искусствоведения, технических наук, художников-иконописцев, богословов, все они собрались под одной крышей неспроста — чтобы поделиться и передать друг другу опыт красоты Церковного искусства. Вспомним, как в Евангелие от Марка, один из учеников Христа, пораженный благолепием храма воскликнул «Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания!» ( Мк. 13:1 ). Еще раньше, в первой книге Ездры, между строк читаем, как в ветхозаветную пору Бог вложил «в сердце царя – украсить дом Господень» ( Езд. 7:27 ). И вот, по прошествии более двух тысяч лет, мы следуем тому же сердечному наитию , что и ученик Христа. Но что же такое храм? В первую очередь — образ преображенного мира, космос, увенчанный Пантократором. Именно этот космос пытались объять участники конференции, в рамках секции “Церковное изобразительное искусство и архитектура”.
Первой на трибуне выступила  Людмила Алексеевна Армеева (Сергиев Посад) кандидат искусствоведения, преподаватель Иконописной школы при МДА

Темой ее доклада стал вопрос об иконах преподобного Сергия Радонежского в храмах и монастырях Вильнюса . Особое внимание было уделено устойчивой традиции выполнения списков с чтимых чудотворных икон, красной нитью в докладе прослеживалась нетривиальная связь почитания одних и тех же святых образов между Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой и Вильнюсом.
После, слово взяла Раиса Анваровна  Суслова (Казань) кандидат исторических наук, преподаватель Кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии. Она рассказала слушателям обГеометрических закономерностях и линейно-графических решениях задачи о квадратуре круга в иконе «Троица» прп. Андрея Рублева.

Квадратура круга — известная неразрешимая задача, с помощью наглядных примеров, Раиса Анваровна выдвинула теорию о композиции Рублевской Троицы, где силуэты Ангелов вписаны в эту фигуру. В этой мысли можно найти интересную параллель с словами отцов Церкви, говорящими что : «Троичный догмат есть крест для человеческой мысли», ровно как и тайна композиции, изображающая Святую Троицу — “неразрешимая задача”.

Особый интерес вызвал рассказ  Нины Сергеевны Кутейниковой (Санкт-Петербург) кандидата искусствоведения, профессора кафедры русского искусства Института им. И.Е. Репина при РАХ, член-корреспондент Российской академии художеств. Темами двух ее докладов стали :

Новые иконографические решения в работах петербургских мастеров и Религиозная тема в современной скульптуре Петербурга.
Тема раскрывала интересные особенности современных питерских мастеров, таких как Мироненко Дмитрий , Стальнов Александр, Филипов Юрий , лейтмотивом стали особенности современной иконографии. Доклад посвященный скульптуре одним из вопросов ставил целесообразность размещения скульптур в церковном пространстве.

Так же за трибуной выступил  Владимир Александрович  Калитин (Санкт-Петербург) кандидат технических наук, член приходского совета храма Успения Божией Матери дер. Вершинино Плесецкой епархии, внештатный сотрудник ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский», темой доклада стало Составление архитектором И.И. Свиязевым проектов церквей и часовен для «Атласа проектов и чертежей сельских построек, изданного от Департамента Сельского Хозяйства М.Г.И.» в 1853 г. Доклад приоткрывал интересную тему приемственности двух архитекторов — К.А. Тона и И.И. Свиязева. Чертежи, предоставленные, как иллюстрации к докладу имели архивную ценность.

Иеромонах Рафаил (Ивочкин) (Смоленск) кандидат исторических наук, кандидат богословия, заведующий кафедрой богословских и церковно-исторических наук Смоленской православной Духовной Семинарии, поделился историей Почитания чудотворных икон в Смоленской епархии во второй половине XIX – начале ХХ в. Центром, стала тема надвратной иконы Одигитрии в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе и ее судьба в годы войны.

Иеромонах Тихон (Захаров) (Иваново) старший преподаватель кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Завета Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии выступил с докладом “Явления чудотворных икон в Шуе в XVII веке”.
Доклад коснулся болезненной темы смутных времен в Шуе и заступничества Божьей Матери, явленное в образе Шуйской Одигитрии. “Икона может сплотить, дать надежду”- слова Иеромонаха Тихона. Так же, в докладе прозвучало имя Иоакима Шартомского , монаха иконописца, который “чтобы не быть в праздности” писал иконы и раздавал их приходам.

Так же, искушенной публике был представлен доклад Валентины Павловны Скрипкиной (Санкт-Петербург) кандидата искусствоведения, директора Научного архива Российской академии художеств. Современное церковное шитье как феномен русской культуры. Что вы знаете о богословии ткани? “Все ткани храме — суть одежды Христа, а мы его костюмеры”-подытожила Валентина Павловна.

Созвучной темой стала работа  Татьяны Викторовны Хребиной (Санкт-Петербург) кандидата искусствоведения —

“Художественный анализ пелены «Санкт-петербургские святые» Отделение лицевого шитья Иконописной школы при МДА” Рассматривая четырехлетний труд мастерской под руководством Марины Бирюковой, гости отметили кропотливость работы и интересный состав святых , изображенных на пелене.

Заключением стал доклад  Андрея Павловича Жарова (Минск, Белоруссия) преподавателя иконописной школы-студии при Минском епархиальном управлении, члена Архитектурно-художественного совета Минском епархиальном управлении. Тема —

Чудотворная Логойская икона Божией матери именуемая «Знамение». Были рассмотрены интересные нюансы на иконах одного свода, но разных столетий.

 

 

Благодарим всех организаторов, участников и гостей конференции и надеемся на дальнейшие интересные встречи!

  • Опубликовано: 3 недели тому назад 27.09.2019
  • Рубрика: Новости