Мы не дозрели до понимания иконы. Икона не произведение живописи, а уникальное явление, священный организм. Она позволяет на маленький шажок приблизиться к познанию Бога. Наш мозг сам по себе не способен воспринимать такую информацию, она требует огромной работы, усилий, сосредоточения. Пока не будем готовы к восприятию этой среды, икон писать не сможем.

— С. И. Голубев
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Апостол Любви

09.10.2022

 Иоанн Богослов — один из любимых учеников Христа, единственный из апостолов, присутствовавший при страданиях и крестной смерти Спасителя.
Он сопровождал Иисуса при воскрешении дочери Иаира, при Его Преображении на Фаворе и во время молитвы в Гефсиманском саду. Иоанн был настолько близок Христу, что на Тайной Вечере возлежал на груди своего Учителя. За особую преданность Иоанн был наречен сыном Девы Марии, находящейся вместе с ним при распятии.Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сын Заведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника. Вместе с братом Иаковом  был призван для апостольского подвига прямо из рыбацкой лодки. Он сразу внял зову Учителя и, оставив дом и родителей, последовал за Ним. После призвания Иоанн неотступно следовал за Иисусом, сопровождая Его во все время земной проповеди.
Он был свидетелем многих исцелений, воскрешений и других чудес. Как самый верный ученик и друг Христов он не боясь последовал за Учителем на Голгофу, где и был усыновлен Божией Матери, о которой заботился и чтил как собственную мать вплоть до самого Её Успения.
После Успения Пресвятой Богородицы Апостол отправился в Малую Азию, где ему выпал жребий сеять семя слова Божия. Когда он вместе с учеником Прохором сел в корабль в Иопии, в море поднялась страшная буря. Огромные волны вздымались над судном, наводя ужас на путников. Ночью корабль разбился и весь экипаж, включая Иоанна и Прохора, оказались в обьятиях пучины. В шестой час дня всех, кроме Иоанна выбросило на берег неподалеку от Селевкии. Горько плакал Прохор о своем учителе и теперь был вынужден идти в Азию один. На четырнадцатый день пути, проходя вдоль одного прибрежного селения, Прохор остановился для отдыха. Сидя на берегу, ученик снова с тоской задумался о своем учителе и вдруг увидел нахлынувшую на берег волну, с шумом выбросившую на берег Иоанна. Найдя его живым, Прохор обрадовался и возблагодарил Бога вместе с чудесно спасенным учителем.


По пришествии в город, проповедники имели несчастье встретиться с одной нечестивой женой — Романой, прославившейся своими злодеяниями даже до Рима. Держательница общественных бань хитростью наняла Иоанна и Прохора и с тех пор много пришлось им претерпеть от нее. Во время строительства здания, были совершены человеческие жертвоприношения и поселившийся в той бане демон каждый год убивал по одному юноше или девушке. Так в один день был убит отрок по имени Домн, сын городского старшины Диоскорида. Узнав об этом, умер и сраженный горем отец. Романа долго возносила мольбы к Артемиде, умоляя ее воскресить отрока, но немая статуя не могла исполнить ее просьбу. Пришедшая в отчаяние женщина, увидев Иоанна и Прохора, бросилась на Апостола и, нанося ему удар за ударом, обвиняла в смерти Домна. Затем, пригрозив смертью, велела ему воскресить убитого. Иоанн помолился и юноша воскрес. Романа ужаснулась и назвала Иоанна Богом или Сыном Божиим, но тот исповедовал перед ней Господа Иисуса Христа. Апостол воскресил и Диоскорида и он крестился вместе с сыном. Проповедническая деятельность Иоанна Богослова сопровождалась многими чудесами, обличающими греховность идолопоклонства. 

Однажды во время праздника в Ефесе жители чествовали свою богиню — Артемиду. Иоанн стал обличать их в поклонении бесам и разъяренные горожане принялись бросать камни в проповедника, но ни один из них не достиг его — все камни возвращались и побивали бросающих. Апостол воздел руки к небу и начал молиться — и спал на землю зной. Люди начали умолять Иоанна сжалиться, раскаиваясь в неверии. Апостол снова помолился и умершие от жара воскресли. После этого Иоанну пришлось изгонять беса, сбежавшего из разрушенного им святилища Артемиды, притворившегося охранителем темниц. Апостолу вместе с учеником пришлось покинуть дом Диоскорида и изгнать беса.
Позже римский император Домициан воздвиг гонения на христиан, Иоанн был оклеветан перед ним и, после мучений, изгнан на остров Патмос.
Во время пути Апостол вновь совершил много чудес, отвратив императорских вельмож от идолопоклонства. Видя святость Иоанна, соглядатаи хотели отпустить его, но тот настоял на продолжении пути на остров.
По прибытии на Патмос, Апостола встретили новые испытания. У одного из родственников игемона, в доме которого поселился Иоанн, был сын — Аполлонид, в которого вселился прорицающий бес. Боясь, что проповедник изгонит его, юноша сбежал, сославшись на чародейство Иоанна. Апостол был брошен в темницу, а Прохор по просьбе учителя понес Аполлониду свиток со словами Иоанна, приказывающего бесу покинуть тело юноши. Когда послание было зачитано, к молодому человекувернулся разум, а Иоанна освободили от уз.

Еще много раз Апостолу приходилось возвращать жителей острова с пути поклонения бесам. Ему пришлось много побороться со служителями тьмы, пока свет веры Христовой не осветил почти весь остров.
Однажды, велев жителям поститься, Иоанн взял с собой Прохора и взошел на гору, где молился три дня. После в молитвы загремел гром, сотряслась земля и испуганный ученик услышал слова Иоанна:
-Пиши то, что слышишь от уст моих.
Так было записано Евангелие от Иоанна, отличающееся от остальных трех Евангелий философской возвышенностью повествования. В нем нет ни одной притчи, рассказанной Иисусом во время его земной проповеди. Для Иоанна гораздо важнее было само учение Спасителя, и суть этого
учения он видел в совершаемых Им чудесах.

 Евангелист не рассказал все их, но упомянутые события описаны гораздо детальнее, чем у Матфея, Луки и Марка, что позволяет целиком погрузиться в рассказ и понять важность повествования. В четвертом Евангелии очень ярко выражена тема любви. Именно Иоанном записана новая заповедь Христа : «Да любите друг друга.» (Ин. 13:34). Эта заповедь призывает людей любить друг друга так, как возлюбил каждого Иисус, возшедший ради нас на крест. Иоанн не стремится вести рассказ в хронологической последовательности. Его Евангелие адресовано читателям, уже знакомым с событиями земной жизни Иисуса. Рассказ Иоанна является рассказом очевидца, последовательно излагающего события . Одной из основных тем Евангелия от Иоанна является учение о Боге как о свете: «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. » ( Ин. 1. 9), «Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы.» (1Ин. 1:5). Противопоставление тьмы и света — одна из центральных тем повествования Иоанна Богослова. Именно из-за возвышенности и глубокого богословского подтекста его рассказа, символом Апостола является орел — отражающий высоту Евангельского учения.
Когда пришло время, Апостол велел своим ученикам закопать его живьем в крестообразной могиле. С болью в сердце они выполнили его просьбу, но, пожалев о том, что сделали, раскопали могилу. Апостола там не было. Каждый год в восьмой день мая из его могилы появляется благовонное миро, источающее исцеления всем приходящим. Память апостола и Евангелиста Иоанна Богослова совершается 9 октября и 13 июля, в день празднования дня Собора двенадцати апостолов. 

Древнейшие дошедшие до нас изображения апостола относятся к III-IV вв. Они сохранились в росписях катакомб и рельефах саркофагов, где святой написан среди двенадцати или четырех учеников, стоящих около Иисуса. На иконах евангелиста изображают либо в образе старца, например: сцена, где апостол с Прохором пишет Евангелие, в молчании — Апокалипсис, Успение Пресвятой Богородицы, либо изображают молодым юношей — Преображение Господне, Распятие и Тайная Вечеря, где он возлежит на груди Иисуса Христа.
Можно выделить три иконографии Иоанна Богослова: «в молчании» — пишет Апокалипсис, в образе Тетраморфа и евангельские сцены.

Изображение Иоанна Богослова «в молчании» распространилось на Руси со второй половины XVI века. Иконописцы изображают апостола с книгой в руках и сидящим около него орлом, символизирующим евангельскую глубокую веру.

Характерной особенностью иконографии является жест рук апостола, подносящего один или два пальца к губам, в знак безмолвия и ангел, сидящий на плече. На коленях святого лежит раскрытая книга Откровения. В образе орла, которого можно увидеть практически во всех иконах, также подразумевается символ силы, дарованной любимому ученику Иисусом перенести все страдания, свободы и высоты мышлений. Исследователи считают, что в основании подобного направления иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна (21:25): » Многое и другое говорил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. » Так, получить Божественное Откровение можно лишь через безмолвие и непрестанную внутреннюю молитву. Есть два варианта данного образа: краткий, представляющий собой поясной образ Иоанна со      свитком, инструментом для письма и орлом или символом Премудрости — Ангелом.


Символом Иоанна Богослова является Тетраморф — крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единое с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла. В Откровении Иоанна Богослова он представлен в образе отдельных четырех апокалиптических существ, которые являются стражами четырех углов Трона Господа и четырех пределов рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырех евангилистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формат их традиционного символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла, каждый из которых держит Евангелие. Такая система соотношения существ и апостолов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.
Иконы «Видение Иоанна Богослова» обычно включали сцены, две из которых — видение Сына Человеческого Иоанном на острове Патмос (Откровение 1:9-20) и благовестие семи Церквам (Откровение 2;3) соответствовали начальным эпизодам Откровения. К ним прибавлялись традиционные изображения Иоанна Богослова с пишущим Прохором и сцена, иллюстрирующая получение апостолом книги от слетающего с небес ангела. Главное содержание данной иконографии — прославление Иоанна Богослова, которому был дан опыт богообщения. Также большое значение имела тема благовестия семи церквам, поскольку Церковь, основанная Христом по завершении Его земной жизни, понималась как прообраз торжественной Церкви Небесной.


Почитание Иоанна Богослова на Руси в XVII в. и в Новое время имело еще один важный и оригинальный аспект: известно, что апостол Иоанн возносил молитвы об изучении иконного писания и именно его облик, как правило, старательно воспроизводили иконописцы на протяжении первых 5-6 месяцев ученичества. С подобными традициями было, вероятно, связано распространение особых изобразительных циклов, иллюстрировавших «Чудо о гусаре» — историю гусаря (пасшего гусей), которого Иоанн Богослов отправил учиться к иконописцу Хинарю, а затем сам продолжил наставлять его в иконном письме. История завершилась тем, что на состязании гусарь одержал победу над Хинарем; оба должны были написать на стенах царской палаты орлов, и живой орел подлетел к тому, который был нарисован гусарем. Тексты, рассказывающие об этом чуде, в славянских переводах известны с XIV в.

                                                                          Апостоле Христов и евангелист, Иоанне Богослове, моли Бога о нас !

 

Пресс-отдел Иконописного отделения СПбДА 2022.

  • Опубликовано: 2 года тому назад 09.10.2022
  • Рубрика: Дайджест