17 мая 2023 года студенты 3 и 4 курсов Иконописного отделения посетили Государственный Эрмитаж. Учащихся сопровождал преподаватель Духовной Академии, а также художник-реставратор Отдела реставрации древнерусской живописи Государственного Русского музея Д. Г. Пейчев.
Там, на третьем этаже Зимнего дворца, Дмитрий Геннадиевич провел студентам экскурсионное занятие на тему «Искусство Византии».
Среди уникальной коллекции залов представлены фрагменты храмовых интерьеров, предметы церковной утвари из серебра и, конечно, иконы. Студенты рассмотрели такие шедевры как «Григорий Чудотворец» (XII в.), «Христос Пантократор» и «Святая Анастасия Узорешительница» (XIV в.).
Для полноты восприятия очень важно представлять исторические условия создания памятника, поэтому будущие иконописцы узнали не только о тонкостях живописных техник и приёмов, но и об истории Византийской империи и христианской Церкви.
На конкретных примерах Дмитрий Геннадиевич рассказал о том, какие художественные приемы использовали древние иконописцы для создания образов. В частности, преподаватель пояснил о технике бессанкирного письма: «Живопись бессанкирной делает принцип построения формы. И как раз «Григорий Чудотворец» прекрасно демонстрирует бессанкирную технику – нет как таковых ярких высветлений, весь объем создается за счет прохождения света через живописные слои, и лик получается, что светится изнутри». Такой наглядный рассказ помог учащимся лучше узнать возможности темперной техники живописи.
В завершении экскурсии студенты посетили другие экспозиции Государственного Эрмитажа.
Студенты благодарны за возможность почерпнуть знания, которые вскоре пригодятся им для сдачи экзаменов.
«Лекция прошла на одном дыхании. Я узнала много нового и полезного для себя, а главное – приобрела знания для своих дальнейших иконописных работ. Способность передать красками прозрачность, внутренне свечение – это все я увидела в коллекции Эрмитажа» – поделилась своими впечатлениями студентка 4 курса Анастасия Якубовская.
Автор статьи: Двойнина Ксения, студентка 3 курса Иконописного отделения.