«Если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.»

— Монахиня Иулиания (Соколова)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Воинская победа в памятниках иконографии

09.05.2018

Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа.
(Прит. 21:31)

 

Победа… В православном сознании любая победа – и в прямом смысле, как успех военный, завершившийся полным поражением противника, как успех в состязании, закончившийся поражением соперника, и в переносном смысле – как успех в борьбе за что-либо, какое-либо достижение в результате борьбы или преодоления чего-либо – все эти виды победы непременно имели духовное измерение. И чем более значимой была победа, тем более возвышенное ей придавалось значение: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113:9).

Надо отметить, что христианское понимание феномена победы было присуще не только авторам церковным, но и отечественным теоретикам военного искусства. Так, известный русский военный мыслитель ХIХ столетия генерал М. И. Драгомиров считал залогом воинской победы готовность воина к жертвенному служению – способности жертвовать собой, при том умение действовать так, чтобы эта жертва была, по возможности, полезна своим и гибельна врагу.

Как перекликаются слова генерала Драгомирова с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви»! Там говорится, что многих воинов, совершивших жертвенные подвиги, «Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13)».

Важнейшей и определяющей предпосылкой воинской победы является смотрение Божие – слова благоверного князя Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» в буквальном смысле выстраданы: произнести их мог только воин, готовый на жертвенный подвиг и непоколебимо стоящий в правде Божией. Стояние в правде Божией помогает преодолеть страх перед превосходящими силами противника: Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой (Втор. 20:1).

Священное Писание содержит немало описаний воинских сражений, но не всегда они завершались безоговорочной победой. Победу одерживал тот и тогда, кто исполнял волю Божию. Филистимлянин Голиаф был прекрасно вооружен и физически значительно превосходил юного Давида, но Давид всё упование свое возлагал на Бога и исполнял волю Божию. И Бог препоясал его силой, научил руки его сражению, дал ему щит спасения (Пс. 17:33, 35, 36).

Напротив, отпадение израильского народа от Бога приводило к военным поражениям: когда же Израиль уклонялся от единобожия, Бог попустил военные поражения и даже порабощение израильтян: ваши трупы падут в пустыне сей (Чис. 14:32); амаликитяне и хананеи разбили их, и гнали их (Чис. 14:45).

Новый Завет не описывает воинских сражений, но развивает тему верности Богу как непременного условия победы. Победой, победившей мир, называет апостол Иоанн Богослов веру нашу (1 Ин. 5:4), а апостол Павел вспоминает праведников Ветхого Завета, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11:33–34). Павел ясно говорит и о том, как достичь победы: побеждай зло добром (Рим. 12:21).

Древнерусские памятники иконографии содержат немало примеров победы тех, кто стоял в правде Божией, кому дал Господь торжество над врагами их (2 Пар. 20:20–29).

Один из наиболее известных примеров – «Чудо от иконы Знамение», известный также как «Битва новгородцев с суздальцами». На новгородской иконе XV в. изображено конкретное историческое событие 1169 г.: победа новгородцев над превосходящими силами противника – это были суздальцы и их союзники – рязанцы, муромцы, смоляне и другие. Событие под названием «Повесть о победе новгородцев над суздальцами» описано в нескольких новгородских летописях.

Другой известный сюжет – «Благословенно воинство Небесного Царя», известный также как «Церковь воинствующая» (XVI в.) На иконе, происходящей из Чудова монастыря Московского Кремля, изображено Небесное воинство, под водительством Архистратига Михаила шествующее в Горний Иерусалим. Другая известная икона (большая, четырехметровая) была написана для Успенского собора Московского Кремля и ныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Среди изображенных здесь святых воинов представлен целый ряд русских святых, в числе которых Александр Невский, Борис и Глеб, Димитрий Донской и другие.

Воинство движется тремя полками; среди предводителей полков – равноапостольный император Константин Великий, первый император-христианин, равноапостольный великий князь Владимир, Владимир Мономах.

Поводом для создания этой сложной иконографической композиции послужило взятие Казани Иоанном Грозным – его также изображают в этом «параде победителей». Горящий «град Казань» изображен в правом верхнем углу иконы.

Целый ряд интересных изображений военных побед известен по миниатюрам византийских и древнерусских лицевых рукописей. Многие из этих миниатюр достаточно подробно изображают отдельные эпизоды сражений, в которых одерживали победы воины Византии и Древней Руси. Например, миниатюры «Хроники» Иоанна Скилицы – рукописи конца XII в. из Национальной библиотеки в Мадриде – почти сплошь изображают батальные сцены, очень подробные и выразительные.

 

Очень интересны миниатюры Лицевого Летописного Свода (1560–1570), относящиеся к Житию благоверного великого князя Александра Невского. Здесь тоже немало батальных сцен, но главное, они ясно показывают, как воспринимал эти победы сам Александр Невский: он молился. Мы видим князя Александра, молящегося перед иконой Живоначальной Троицы в Псковском соборе, видим его торжественную встречу в Пскове и Новгороде – крестным ходом выходили встречать! – и понимаем, что он воспринимал свои победы не как личную свою заслугу, даже не как заслугу своей дружины, но как благословение Божие: Его десница и святая мышца Его доставили победу (Пс. 97:1).

Епископ Балашихинский Николай

Литература:
1. Антонова В.И., Мнева Н. В. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Государственная Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
2. Лицевые рукописи XI–XIX веков. Книга первая: Лицевые рукописи XI–XVII веков. (Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания). М., 2010.
3. Макаров А.И., Суровцев А. И. Война. ПЭ. Т. 9. С. 214–220.
4. Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965.
5. Саенкова Е.М., Герасименко Н. В. Иконы святых воинов. М., 2008.
6. Grabar A., Manoussacas M. L’Illustration du Manuscrit de Skylitzès de la Bibliothèque Nationale de Madrid. Venise, 1979.

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/pobeda_v_pamjatnikakh_pravoslavnoj_ikonografii/9-1-0-1429

  • Опубликовано: 7 лет тому назад 09.05.2018
  • Рубрика: Дайджест