Для тех, кто впервые собирается побывать в нашем городе или мало знаком с ним, мы хотим сказать несколько слов о Северной Столице.
Город на Неве всегда своей красотой удивлял и вдохновлял путешественников, художников, поэтов. Его набережные, каналы с многочисленными мостами, «оград узор чугунный», высокие шпили Петропавловского собора и Адмиралтейства, многочисленные дворцы и парки создавали неповторимый и узнаваемый образ Города на Неве. Он не похож ни на один город России! Гуляя по улицам и набережным Петербурга, не перестаёшь любоваться им, и даже прожив здесь годы, а может быть, и всю жизнь, не теряешь это чувство восхищения.
Нужно заметить, что в начале XX века Петербург выглядел иначе. В годы богоборчества были уничтожены многие храмы, например, выполненные в русском стиле церкви К. А. Тона. Тем не менее, по храмам Петербурга можно буквально изучать историю искусства – здесь и образцы стиля барокко и классицизма, ампира и эклектики. Благовещенская церковь на Васильевском острове несёт на себе отпечаток архитектурных традиций московской архитектуры XVIII века, и это словно раскрывает в городе его русскую душу.
О Петербургских святынях хочется сказать особо. Сердцем православного города стала Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, где покоятся мощи святого князя, перенесённые Петром I из Владимира. Именно в её стенах было заложено начало духовного образования в Петербурге. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», принесённая с Афона и множество других святынь. Не только территориальная близость к Лавре объединяет её с Духовной Академией. Заведующий Иконописно-реставрационной мастерской при Лавре является преподавателем Иконописной школы.
Большое счастье жить и учиться рядом центром духовной жизни Петербурга! Лавра — один из старейших архитектурных ансамблей, над созданием которого трудились многие талантливые архитекторы: Д. Тризини, М. Земцов, И. Старов и другие. В начале XX века на территории Лавры действовало 12 церквей, в настоящее время работают только три: торжественный Свято-Троицкий собор, небольшая Надвратная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Никольская церковь на Никольском кладбище. В Некрополе сохраняются памятники выдающимся представителям отечественной культуры и искусства XIX-XX вв.: писателям Ф.М.Достоевскому, В.А.Жуковскому, художникам А.А.Иванову, И.Н.Крамскому, А.И.Куинджи…
В Казанском кафедральном соборе хранится одна из самых почитаемых петербургских святынь – Казанская икона Божией Матери, написанная в начале XVIII века и перенесенная из Москвы царицей Параскевой Федоровной. С самого утра у этой иконы собирается очередь желающих помолиться перед чудотворным образом. В день празднования — 4 ноября – студенты часто приезжают сюда для участия в Божественной Литургии.
Спасо-Преображенский, Исаакиевский, Петропавловский соборы, Спас-на-Крови… – каждый из храмов, как незаменимый фрагмент петербургской городской мозаики, вносит своё дополнение в многогранный и вместе с тем очень цельный образ города.
Петербургские музеи – Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж — являются бесценными хранилищами искусства, в том числе русского и византийского. Образы «Ангел златые власы», Святой мученицы Анастасии и множество других собирают перед собой не только гостей города, искусствоведов, любителей искусства, но и иконописцев. Видеть подлинник очень важно: никакая репродукция не сможет заменить настоящую икону, и по одним только фотографиям технику не изучить. На базе музеев проходят и временные выставки, например, недавняя выставка Византийского искусства в Эрмитаже предоставила уникальную возможность увидеть древние иконы Греческих музеев и монастырей.
Можно без сомнения назвать Петербург городом святых. За свою трёхсотлетнюю историю он явил множество примеров верности Богу. Даже само название — Санкт-Петербург, несмотря на иностранное звучание, несёт в себе ясное свидетельство небесного покровительства святого первоверховного апостола.
Петербург явил имена святой блаженной Ксении, всероссийского батюшки Иоанна Кронштадтского, преподобного Серафима Вырицкого, Царственных Страстотерпцев, множества новомучеников XX века. Находясь в этом городе, очень ярко ощущаешь ход истории, близость святых, их жизни и подвига. Ведь до некоторых из них нас отделяют всего 2-3 поколения!
История Петербурга знает очень тяжёлые годы войн и революций. Но чем, казалось бы, бесчеловечнее становилась жизнь, тем больше являлись высокие свидетельства любви к Богу и готовность, согласно евангельскому слову, «положить жизнь за други своя». В лице всех явленных и неявленных святых у Петербурга множество небесных заступников. В Духовной Академии несколько лет назад была написана икона тех святых, жизнь которых была связана с Духовными школами: здесь рядом стоят равноапостольный Николай Японский, святитель Филарет Дроздов, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Феофан Затворник…
Нельзя быть равнодушным к Петербургу — городу необыкновенной красоты и трагической истории, городу парадной торжественности и подвига святости. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Он самый русский среди русских и самый европейский среди европейских городов! Поэтому Петербург и не похож ни на один русский, и ни на один европейский город. Потому что в обоих смыслах он самый, самый!»[1]
[1]Лихачев Д.С. Раздумья о России. — СПб.: Издательство «Logos», 1999. — С. 541—552