Реставратор, педагог, иконописец.
С 1987 года, параллельно с работой в Русском Музее, Сергей Иванович преподавал технику иконописи, основы реставрации и иконографию сначала в вечернем классе, а с 1998 года во вновь созданной Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Он по праву считается одним из основателей иконописной школы, учителем таких современных петербургских мастеров, как И.А. Кусов и В.Т. Жданова.
Вся жизнь Сергея Ивановича была посвящена иконе: её изучению, реставрации, сохранению и возрождению древних традиций в современной иконописи.Он тщательно исследовал древнейшие памятники везде, где только предоставлялась возможность побывать: в Киеве, Минске, московских музеях, Эрмитаже и Кирилло-Белозерском монастыре-заповеднике.
Сергей Иванович часто повторял, что каждая икона в процессе её создания, реставрации или молитвенного созерцания по сути своей есть исследование. В Его личности были органично сплавлены все эти стороны творческого отношения к иконе. Реставрируемые им памятники, особенно древние, постоянно занимали его мысли, что нашло своё выражение в письменном наследии — статьях по иконографии, раскрывающих богословское содержание того или иного образа, и технике исполнения икон.
«Каждая линия прориси должна петь, каждую надо прочувствовать, создать, дать ей жизнь. Но нельзя сосредотачиваться исключительно на технических проблемах. Усложняя свою работу, следует переходить на более высокий уровень понимания иконы, а не заниматься простым копированием. Современный человек воспринимает икону как
иллюстрацию, не постигая глубокого смысла, заключенного в ней «богословского трактата». Существо иконного образа – в его наполнении. Иконопись имеет строго и тонко разработанный язык, в ней каждый нюанс обладает глубокой насыщенностью, смысловой и символической. Мы в лучшем случае воспринимаем икону эстетически, а надо всматриваться, изучать Священное Писание, Отцов Церкви и иконографию».
Именно Сергей Иванович впервые после десятилетий запрета на религиозное мировоззрение заговорил о литургическом контексте иконы. Причем обращал внимание не только на особенности иконографии, но и на технику живописного построения формы, тесно связанную с характером образа и проблемами атрибуции. Его особенно интересовала тонкая область взаимосвязи техники исполнения и богословского содержания в художественной ткани произведения. Цель исследования материальной структуры памятника состояла для него именно в определении характера этой взаимосвязи.
«Мы не дозрели до понимания иконы. Икона не произведение живописи, а уникальное явление, священный организм. Она позволяет на маленький шажок приблизиться к познанию Бога. Наш мозг сам по себе не способен воспринимать такую информацию, она требует огромной работы,усилий, сосредоточения. Пока не будем готовы к восприятию этой среды, икон писать не сможем. Один богослов сказал: икона, прежде всего произведение искусства. Нет, категорически нет! Она лишь пользуется средствами искусства,. всё равно, что Святая чаша, потир, прежде всего — произведение искусства, также звучит. Никоим образом. В третью очередь, но не в первую. Икона — это величайший духовный феномен. Все наши ошибки в том, что мы смотрим и анализируем её как произведение искусства.»
«Тема любой иконы — Свет, она может так или иначе разворачиваться событийно», — наставлял Сергей Иванович новое поколение иконописцев. В связи с этим он часто возвращался к размышлению о символике цвета.: золота — как иноприродного всем другим материалам, не соизмеримого человеку, и белого, как символа преображенной плоти. С таким пониманием была органично связана и техника исполнения его собственных работ. Для него наиболее важно было выявить идею Света, и он стремился к максимальной «нематериальности» сложных моделировок, тонкослойности светотеневых отношений, сдержанности цветового решения.
«Писание иконы и её реставрация — это такая странная вещь: если дать себе послабление, то образ пропадет. Нужен духовный накал, обязательно. ведь делается все через духовное горение. Работая над иконой, надо увидеть образ сердцем. «
Сергей Иванович разработал и ввел в повседневную практику новую методику реставрации,что в значительной степени гарантировало сохранение авторских красочных слоёв при послойном раскрытии памятников. Несколько поколений реставраторов прошли его школу и успешно работают с использованием метода раскрытия «в сухую», разработанным Сергеем Ивановичем. Он совершил реставрацию икон «Воскрешение Лазаря» и «Богоматери Умиление Владимирской» из собрания В. А. Прохорова, святые князья Борис и Глеб и другие памятники Древнерусского искусства. Как объемное глубокое исследование можно рассматривать статью С. И. Голубева «Техника живописи в художественной структуре византийской иконы». Каталог реставрационных работ мастера включает шестьдесят икон из собрания Русского музея.
Он ушел из жизни 23 марта 2008 года, в Неделю вторую Великого поста. Это был день памяти особо почитаемого им Григория Паламы, горячего защитника учения о Фаворском свете.
Оглядываясь на жизненный путь С.И. Голубева, можно сказать, что все стороны его деятельности — музейная, преподавательская и труд иконописца — были слиты нераздельно, питая одна другую. Поэтому и плоды её — в отреставрированных древних иконах и написанных образах, наставлениях для музейных реставраторов, иконописцев и в памяти всех, приобщенных им к высотам духа, запечатленных в памятниках иконописи.
В издательстве «Европейский Дом» вышла в свет книга «Постижение образа. С.И. Голубев – реставратор, педагог, иконописец», составленная Ольгой Владимировной Голубевой, супругой ныне покойного С.И. Голубева, реставратором и заведующим сектором теории и истории музейной реставрации Михаилом Георгиевичем Малкиным и искусствоведом Русского Музея Пивоваровой Надеждой Валерьевной при участии коллег, друзей и учеников Сергея Ивановича.
Источники:
«ПОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗА. С.И. Голубев — реставратор, педагог, иконописец»
http://restoration.rusmuseum.ru/rest-golubev-article-01-.htm