Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия

— Архимандрит Зинон (Теодор)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Общие сведения  >  Музей Академии

Музей Академии

Церковно-археологический музей
при Санкт-Петербургской православной духовной академии

Время работы

Понедельник-пятница – 15:00-18:00
Суббота – 15:00 – 17:00
Воскресные дни и церковные праздники – выходной

(812) 717-33-50

История музея

Церковно-археологический музей при Санкт-Петербургских духовных школах был основан благодаря трудам выдающегося русского учёного Н.В. Покровского (1848-1917), чьё имя хорошо известно специалистам в области церковной археологии — науки, изучающей церковные древности и истории церковного искусства. Будучи преподавателем на кафедре церковной археологии и литургики Духовной академии, он отправляется за границу, чтобы там ознакомиться с методиками преподавания археологической науки в западноевропейских университетах. Там он слушает лекции ведущих профессоров старейших учебных заведений, осматривает коллекции древностей и лично знакомится с археологическими памятниками. «Здесь, — как пишет сам Николай Васильевич, — у меня созрела мысль об учреждении музея церковных древностей при Академии с целью успешного преподавания археологии». Совет Академии благосклонно отнесся к этой инициативе. Наконец, 30 апреля 1879 года вышло решение Святейшего Синода об учреждении музея: «Церковно-археологическая коллекция желательна и была бы весьма полезна и для успешного преподавания в Академии науки о церковных древностях, и для сохранения и ученой разработки древних памятников, имеющих отношение к древнехристианскому периоду истории и к истории Русской Церкви».

Случилось обстоятельство, которое промыслительно способствовало скорейшей реализации планов. В Новгородской епархии за невостребованностью закрывался земский музей и его заведующий, протоиерей Н.Г. Богословский обратился к ректору СПбДА протоиерею И.Л. Янышеву с письмом, в котором выражал готовность передать подходящие экспонаты в Духовные школы. Николай Васильевич съездил в Новгород, осмотрел музей, отобрал около трёхсот предметов-памятников церковной старины Новгородской епархии, которые и стали первым фондом музея.

Лекция Н.В. Покровского в Церковно-археологическом музее

Лекция Н.В. Покровского в Церковно-археологическом музее СПбДА. 1909.

В последующие годы экспозиция пополнялась благодаря дарам и пожертвованиям. Среди дарителей музея известны: митрополиты Санкт-Петербургские Исидор (Никольский), Палладий (Раев), Антоний (Вадковский), знаменитый археолог, настоятель Данилова монастыря в Москве, архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев). Из хранилищ обители он передал около трёхсот древних икон. Свой вклад внесли знаменитый исследователь христианского Востока архимандрит Антонин (Капустин), граф С.Г. Строганов, а также преподаватели, студенты Академии, настоятели монастырей. В числе экспонатов встречались отдельные экземпляры, каких не было даже в наиболее богатых и значимых музеях. Наибольшей ценностью и полнотой отличался отдел литейных произведений (кресты, образки, складни); также замечателен был иконный отдел, особенно для XVII века. Общее число предметов за тридцать лет работы музея (к 1909 году) составило более трёх тысяч единиц хранения. Музей превратился в крупнейшее в Петербурге хранилище памятников русской церковной старины.

Последующая судьба музея была трагична. Музей вместе с Духовными школами был закрыт после 1917 года. Н.В. Покровский не дожил до этого дня, на посту заведующего в 1917 г. его сменил Н.В. Малицкий. Коллекции музея некоторое время складировались, а затем неоднократно перераспределялись между музеями, следствием чего явилась полная утрата следов их былой принадлежности. Теперь удаётся лишь частично восстановить состав и местонахождение коллекции, например, хранителем части её стал Государственный Русский музей. (см. Покровский Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб.,1909; Пивоварова Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии. Судьба коллекции // Судьбы музейных коллекций. Сб. СПб., 2000.).

История музея была продолжена в 1997 году, когда решением Ученого совета Академии был открыт музей церковной археологии. В январе 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил это начинание. Заведующим музея с 1998 был диакон Александр Мусин, с 2000 по 2003 год — С.В. Голубев (1947-2008), известный реставратор Русского музея, один из лучших специалистов в области иконографии, автор ряда научных работ.

Ныне музей не обладает ни одним из экспонатов дореволюционного музея, современные фонды представляют из себя предметы, бережно собранные в различных помещениях и службах Духовной академии, а также переданные в качестве дара Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, другими архиереями Русской Православной Церкви, учёными и благотворителями.

Описание музея

Музей находится в помещениях, служивших во второй половине XX века покоями ленинградских митрополитов, во время изгнания их из зданий Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Начинается музей с храма Успения Пресвятой Богородицы – домовой церкви ленинградских архипастырей, основанной в 1970-х годах митрополитом Никодимом (Ротовым). Тогда же были выполнены росписи, обновленные в 1999 г. трудами петербургских художников.

Первый зал носит название Патриарший, так как посвящен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

08-10-2015_museum_1Почивший Предстоятель Русской Православной Церкви окончил нашу Духовную академию в 1953 году и поныне не оставляет её своей заботой. В зале выставлен дар Святейшего владыки, первый экспонат музея – Тихвинская икона Божией Матери, некогда принадлежавшая Патриарху Алексию I. Здесь же фотографии из личного архива Его Святейшества. На самых ранних из них в юном отроке с трудом угадывается будущий Патриарх. Более явственно узнаётся он в молодом священнике. Затем перед нами предстоит умудрённый опытом архипастырь – архиепископ Таллинский, потом митрополит Ленинградский и, наконец, новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси. Рядом с фотографиями располагается сочинение священника Алексия Ридигера на степень кандидата богословия «Митрополит Филарет (Дроздов) как догматист» и докторская диссертация «Очерки Православия в Эстонии».

08-10-2015_museum_2В витринах можно увидеть личные вещи Патриарха: митра, посох, скуфья, облачение. Особо следует отметить другой дар Святейшего – уникальную коллекцию орденов и медалей Русской Православной Церкви и собрание юбилейных и памятных медалей.

Второй зал музея посвящен памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). На стендах представлены редкие архивные фотографии той эпохи. В витринах экспонируются личные вещи и облачения этого выдающегося архипастыря. Потрясает воображение коллекция наград владыки – представлены церковные награды практически всех Поместных Церквей.

08-10-2015_museum_3Имя митрополита Никодима тесно связано с нынешним первоиерархом Русской Церкви – Святейшим Патриархом Кириллом. Отдельная часть экспозиции посвящена годам ректорства в академии Святейшего. Он возглавлял Санкт-Петербургские духовные школы с 1974 по 1984 год. В витринах представлены облачения Патриарха, которые были переданы музею практически сразу после интронизации. Также представлена работа на соискание научной степени кандидата богословия, которая до сих пор вызывает высокую оценку среди специалистов в области экклезиологии.

08-10-2015_museum_4Третий зал музея посвящен церковному искусству и живописи. Помимо плащаницы, хоругвий и предметов церковного назначения посетителям представлена для обзора коллекция картин голландских, итальянских и русских мастеров. Также в витринах этого зала выставлена обширная коллекция наград Русской и Украинской Православных Церквей.

Четвертый зал музея представляет взгляду посетителя многообразие форм церковного искусства. Здесь и иконы, в основном, XIX века, и предметы литья, в том числе разнообразные кресты, и рукописные и старопечатные книги. Предметы древнерусского ювелирного искусства наглядно показывают, как в средневековом сознании сочетались языческие и христианские элементы.08-10-2015_museum_5

Представленные образцы материальной культуры раннехристианской эпохи позволяют обратиться к основам христианского искусства: копии изображений из христианских катакомб, светильник, маленькие кувшинчики, использовавшиеся, видимо, для благовоний. Эти предметы из раскопок Херсонеса – греческой колонии Северного Причерноморья, где принял крещение св. князь Владимир, Креститель Руси. Херсонес явился своеобразным мостом для распространения Православия и его искусства из Византии на Русь. В этом отношении также интересен представленный номинал – малая бронзовая монета Константина Великого с его изображением.

08-10-2015_museum_6Из представленных экспонатов интересна коллекция антиминсов – прямоугольных платов с вшитой частичкой мощей святого мученика. На антиминсе (буквально с греч. — вместо престола), который находится в каждом православном храме, совершается Таинство Евхаристии – пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь нашего Спасителя. Антиминсы, представленные здесь, относятся к XVII-XIX векам. Самый старый из них датирован 1667 годом, он освящён архиепископом Вологодским и Белозерским Симоном при царе Алексее Михайловиче. Интерес представляет и греко-католический (униатский) антиминс. От православного он отличается изображением личного герба правящего католического епископа.

Кроме металлических крестов в музее собраны деревянные, костяные нательные крестики и огромные намогильные и поклонные каменные кресты, самый большой из них, вероятно, относится к XIII веку, памятник времени св. Александра Невского.

Сегодня, несмотря ни на какие трудности, дело Николая Васильевича Покровского продолжается. В музее трудятся студенты Духовной академии и семинарии, иконописного отделения, люди жертвуют экспонаты, помогают в создании музейного оборудования. Музей сотрудничает с другими церковными и государственными музеями, научными учреждениями. Посетители приходят, с интересом слушают экскурсовода, задают вопросы. Нередко нас посещают делегации различных православных и инославных церквей, студенты светских вузов и много простых людей, которые могут знакомиться здесь с православной культурой России.