«Самые высокие примеры завершённости содержатся в иконописи. В основе этого искусства лежит ясность, определенность задач и их исполнения. В самой традиционной технике, в наложении санкиря, охрения, вплоть до покрытия готовой иконы олифой существует обоснованная последовательность, ведущая к полной завершенности. В иконописном образе святости не может быть никакой неопределенности или недоговоренности.»

— Н.Н. Третьяков.
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Общие сведения  >  Педагогический состав  >  Пивоварова Надежда Валерьевна

Пивоварова Надежда Валерьевна

В 1989 г. окончила Исторический факультет Ленинградского государственного университета, в 1999 г. — аспирантуру Государственного Русского музея по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи».

С 2000 г. — ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея.

Автор более 250 научных и научно-популярных работ об искусстве средневековой Руси, в том числе нескольких книг серии «Русская икона. Образы и символы», издаваемой по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

Избранная библиография Н. В. Пивоваровой

  1. «Страшный суд» в памятниках древнерусской монументальной живописи второй половины XII в. // Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания. М., 1997. С. 128–146.
  2. Нередицкие фрески // София. Издание Новгородской епархии. 1998. N 3. С. 14–17.
  3. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 1999. 31 с.
  4. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: к 800-летию создания. Копии из собрания Государственного Русского музея. Буклет выставки. СПб., 1999.
  5. К истории организации церковно-археологических музеев: из переписки А. П. Голубцова и Н. В. Покровского // II международная конференция Троице–Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. 4–6 октября 2000 г. Тезисы конференции. Сергиев Посад, 2000. С. 44–45.
  6. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной академии. Судьба коллекций // Судьбы музейных коллекций. Материалы VI Царскосельской научной конференции. СПб., 2000. С. 70–76.
  7. Акафистная Зографская икона Божией Матери. Акафистная Хиландарская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. А–Алексий Студит. С. 381–382.
  8. Музей С.-Петербургской Духовной академии: Из истории спасения музейных коллекций в 1919–1922 гг. // Судьбы музейных коллекций. Материалы VII Царскосельской научной конференции. СПб., 2001. С. 123–127.
  9. Андроникова (Греческая, Монемвасийская) икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. II. Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 423–424.
  10. Андрей Юродивый. Иконография // Православная энциклопедия. Т. II. Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский. М., 2001. С. 393.
  11. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002. 256 с. с ил.
  12. Байбузская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV: Афанасий—Бессмертие. С. 269.
  13. Бахчисарайская [Мариупольская] икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV: Афанасий—Бессмертие. С. 398–399.
  14. Благоразумный разбойник // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. V: Бессонов—Бонвеч. С. 314–315.
  15. Благое молчание // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. V: Бессонов—Бонвеч. С. 313–314.
  16. О трех церковно-археологических открытиях в Новгородском Софийском соборе в середине XIX в. (по документам Святейшего Правительствующего Синода) // Новгородский исторический сборник. СПб., 2003. Вып. 9 (19). С. 460–466.
  17. Н. В. Покровский: личность, научное наследие, архив // Мир русской византинистики. Материалы архивов Санкт-Петербурга. СПб., 2004. С. 41–77; приложение IV (с. 87–118).
  18. Забытые имена в русской церковной археологии: И. А. Карабинов и Н. В. Малицкий // Искусство христианского мира. Сб. статей. М., 2004. Вып. VIII. С. 426–437.
  19. Об одной иконе из бывшего собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской Духовной Академии (к иконографии преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца) // Наука и искусство в пространстве культуры. Сб. научных трудов. СПб., 2004. Вып. 2. С. 320–332.
  20. Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церковного убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005 (в соавторстве).
  21. К истории собрания копий фресок Государственного Русского музея // Государственный Русский музей. Страницы истории отечественного искусства XVI–XXI века. СПб., 2005. Вып. XI. С. 33–51 (в соавторстве).
  22. Монастырские сюжеты в храмовой декорации Византии и древней Руси XII–XIV вв.: источники формирования и идейный смысл // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти Ольги Ильиничны Подобедовой (1912–1999). М., 2005. С. 309–318.
  23. Н. А. Мартынов и его рисунки древнерусских памятников // Проблемы изучения истории Русской Православной церкви и современная деятельность музеев. М., 2005. (= Труды ГИМ. Вып. 152). С. 231–251.
  24. Новгородские древности в собрании Русского музея: основные этапы и источники формирования коллекции // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Великий Новгород, 2005. Вып. 1. С. 42–67.
  25. Икона «Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля» из села Астафьево // От средневековья к Новому времени. Сб. статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. М., 2006. С. 404–418 (в соавторстве).
  26. Николай Владимирович Малицкий и изучение памятников владимиро-суздальской каменной пластики в 20-е гг. XX века // Георгий Карлович Вагнер — ученый, художник, человек. М., 2006. С. 341–348.
  27. К 125-летию со дня рождения Николая Владимировича Малицкого (1881–1938). Предисловие, библиография работ, список публикаций о Н. В. Малицком // София. Издание Новгородской епархии. 2006. № 3. С. 20, 25–27.
  28. Димитрия Солунского великомученика собор во Владимире. Роспись // Православная энциклопедия. М., 2007. т. XV: Димитрий — Дополнения к «Актам историческим». С. 215–218.
  29. Чудеса святого Иоанна Предтечи в иконописи Древней Руси // София. Издание Новгородской епархии. 2007. № 4. С. 17–21.
  30. «Четырехчастная» икона из Георгиевской церкви в Новгороде: О символическом замысле образа // София. Издание Новгородской епархии. 2008. № 2. С. 13–15.
  31. Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб., 2007 (в соавторстве).
  32. Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собрания Русского музея. Альманах. Вып. 217 / Концепция и сост. издания Н. В. Пивоваровой. СПб., 2008.
  33. Алексей Петрович Смирнов: К 120-летию со дня рождения исследователя византийского и древнерусского искусства // София. Издание Новгородской епархии. 2009. Вып. 1. С. 9–11.
  34. К истории исследования древнерусской монументальной живописи: об археологической деятельности Н. Е. Бранденбурга в Старой Ладоге в 1886–1887 гг. // София. Издание Новгородской епархии. 2009. Вып. 2. С. 27–29.
  35. Икона XVI века «Страшный суд»: дар Воскресенскому Новодевичьему монастырю в Санкт-Петербурге. Вопросы иконографии и стиля // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции-2009. М., 2009. С. 197–211.
  36. Император Николай II и Отделение христианских древностей Русского музея императора Александра III (1897–1914) // Под Высочайшим покровительством. Материалы научной конференции. СПб., 2010. С. 202–213.
  37. Новгородские брачные венцы из собрания Русского музея. Вопросы типологии и атрибуции // София. Издание Новгородской епархии. 2010. № 4. С. 14–17 (в соавторстве).
  38. Христианские древности в Санкт-Петербурге: из истории собирания и музеефикации памятников церковной старины // Вопросы музеологии. 2011. 1 (3). С. 57–66.
  39. Музеефикация памятников церковной старины: страницы истории // Записки Александрийского семинара. СПб., 2011. Вып. 1. С. 154–165.
  40. Еще раз о Синодальной регламентации художественного процесса в России в первой четверти XVIII века // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 1 (21). С. 274–277.
  41. Коллекция резного дерева Русского музея. Основные этапы формирования // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. СПб., 2013. Вып. 2. С. 147–160.
  42. Святые князья Борис и Глеб / Русская икона. Образы и символы. Т. 15. СПб., 2013. — 76 с. с ил.
  43. Икона Божией Матери «Знамение» / Русская икона. Образы и символы. Т. 20. СПб., 2013. — 76 с. с ил.
  44. Покров Пресвятой Богородицы / Русская икона. Образы и символы. Т. 22. СПб., 2013. — 76 с. с ил.
  45. Страшный суд / Русская икона. Образы и символы. Т. 26. СПб., 2014. — 76 с. с ил.
  46. Три Вселенских святителя / Русская икона. Образы и символы. Т. 34. СПб., 2014. — 76 с. с ил.
  47. Тихвинская икона Божией Матери / Русская икона. Образы и символы. Т. 34. СПб., 2014. — 76 с. с ил.
  48. Сост. изд.: Постижение образа. С. И. Голубев — реставратор, педагог, иконописец. СПб., 2014 (в соавторстве).
  49. Памятники церковной старины в Петербурге—Петрограде—Ленинграде. Из истории формирования музейных коллекций: 1850–1930-е годы. — М., 2014. — 432 с., ил.
  50. Новый взгляд на проблему формирования убранства церкви преподобного Харитона Исповедника // Научное мнение. 2015. № 8. С. 28–33.
  51. Церковь Рождества Богородицы на Петербургском острове и ее святыня — Казанская икона Богородицы // Университетский научный журнал. 2015. № 16. С. 108–116.
  52. Перипетии церковной жизни Санкт-Петербурга времени Анны Иоанновны. К истории строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15 «Искусствоведение». 2016. Вып. 2. С. 76–87.
  53. Новые материалы о деятельности мастерских Оружейной палаты во второй половине XVII века. К истории реставрации раки преподобного Саввы Вишерского // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15 «Искусствоведение». 2016. Вып. 4. С. 16–35.
  54. Художественно-археологическая экспедиция на Афон 1859/1860 гг. в периодической печати и документах российских архивов // Афон — Светоч Православия: взаимодействие культур. Материалы Международной конференции 5–7 октября 2016 г. СПб., 2017. С. 229–243.
  55. Рака преподобного Саввы Вишерского. История и реставрация // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Материалы VII научно-практической конференции 27–29 сентября 2016 года. Великий Новгород, 2017. С. 205–216 (в соавторстве).
  56. Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI–XVIII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края. М., 2017 (в соавторстве).
  57. Блаженный Симон Юрьевецкий Чудотворец: Традиция почитания и иконография // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2017. Т. III. С. 337–344.
  58. «Аки бы самые тех святых телеса…» Древнерусское рельефное надгробие XVI века и судьба резных рак новгородских чудотворцев в Синодальный период Русской Церкви // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы VIII международной научно-богословской конференции, посвященной 70-летию возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии. 16–17 ноября 2016 года. СПб., 2017. Ч. 1. С. 350–364.