Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия

— Архимандрит Зинон (Теодор)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки»

18.11.2016

dsc_0122Конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки» прошла 16-17 ноября в Духовной Академии. В заседании секции “Церковное искусство” приняли участие иконописцы и искусствоведы из разных городов России, Белоруссии и Греции. Свои доклады представили 8 выступающих. 

Заседание секции возглавил заведующий отделением архимандрит Александр (Фёдоров). 

Кандидат искусствоведения Белоножкин Алексей Евгеньевич  рассказал о создании  Историко-археологического  комитета в Санкт-Петербургской епархии как церковно-общественной инициативе начала XX в. Эта орга01низация была связана с личностью историка русской куотруы, реставратора и архитектора А.П. Аплаксина, протоиерея Тимофея Налимова, профессора СПбДА Покровского Н.В, и других деятелей. Ввиду сложившейся исторической ситуации (Первая Мировая война), комитет так и не начал свою работу, но разработанный устав раскрывает обозначенные высокие цели по сохранению и изучению памятников.

Выпускник Иконописной школы СПбДА  Жаров Андрей Павлович,
преподаватель иконописной школы-студии в Минске (Белоруссия), член Архитектурно-художественного совета Минского епархиального управления
представил доклад «Восстановление алтарной преграды в Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря». Спасо-Преображенская церковь XII века полоцкого женского ЕвфросиньеKONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAвского монастыря является одним из наиболее сохранных памятников домонгольского периода и, до недавнего времени, самым малоизученным древнерусским храмом этого периода времени. Воссоздание алтарной преграды потребовало глубокого изучения памятника. В своей работе иконописцы попытались передать стилистику древних мастеров, поэтому воссозданная алтарная преграда  так органично вошла в пространство храма.

9

Святые мученики Антоний, Евстафий и  Иоанн. Икона Андрея Жарова.

Второй доклад Андрея Павловича был посвящен иконографии Виленских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия. На формирование этой иконографии оказало влияние изображения святых князей Владимира, Бориса и Глеба, и со временем иконы виленских мучеников стали малоотличимы от икон этих святых. «Позднейшие текстовые иконописные подлинники способствовали унификации в изображении святых, усреднив индивидуальную трактовку образов. Поэтому при написании современных икон святых Виленских мучеников имеет смысл принимать во внимание особенности в развитии их иконографии и выбирать тот вариант, который все-таки наиболее точно соответствует более раннему историческому протографу (изображение мучеников на т.н. «Большом саккосе»)» – рассказал Андрей Павлович.          

risunok1 Преподаватель Иконописной школы, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея Пивоварова Надежда Валерьевна рассказала  о традиции древнерусского рельефного надгробия и судьба резных рак новгородских чудотворцев в Синодальный период Русской Церкви. Резные фигуры пролежали в хранилище на хорах новгородского Софийского собора более 100 лет до тех пор, пока их не увидели любители древностей — впоследствии известный художественный критик Владимир Васильевич Стасов, и Иван Иванович Горностаев, профессор изящных искусств Императорской Академии художеств. Наиболее подробно Надежда Валерьевна рассказала о раке преподобного Саввы Вишерского хранящейся в  собрании Русского музея.

Армеева Людмила Алексеевна, кандидат искусствоведения, преподаватель Иконописной школы при Московской Духовной Академии, освятила Петербургские страницы в истории Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры. Иконописную мастерскую с Северной Столицей связывает личность иконописца Александра Малы7шева, работавшего в середине XIX века в Лаврской мастерской и проходившего обучение в Академии Художеств.  Интересно, что пособия для Лаврской мастерской закупались именно в Петербурге. Возрождению мастерской в 1946 году способствовал митрополит Филарет (Дроздов), бывший в 1912-1919 ректором СПбДА.

Кандидат искусствоведения, преподаватель Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Большакова Светлана Евгеньевна 
рассказала об иконах и росписях монастыря св. вмч. Пантелеимона на Афоне, об особенностях  афонской живописи, наиболее распространённых иконах Удела пресвятой Богородицы: «Иверской», «Скоропослушница», «Достойно Есть» и других.

Кутейникова Нина Сергеевна, risunok1
кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, представила доклад «Образ св. блаженной Ксении Петербургской: художник – коллекционер – музей». Рассматривая иконографию святой, Нина Сергеевна сделала акцент на недавно открытый прижизненный портрет блаженной Ксении, хранящийся в Государственном Эрмитаже.

Два доклада были посвящены вопросам истории и технологии церковного шиться:  доктор археологии, профессор Высшей церковной академии Салоники Влахопулу Елени
представила доклад «Современное церковное золотое шитье в Греции: перспективы и проблемы», кандидат искусствоведения
Хребина Татьяна Викторовна освятила Технические особенности современного церковного шитья.

dsc_0067 dsc_0115

 

 

 

 

 

 

 

 

Закончил конференцию рассказ Андрея Павловича о технике энкаустики – восковой живописи. Основываясь на текстах трактатов мастеров и личной практике, иконописец изучил и освоил эту древнюю технику.

dsc_0093

Благодарим всех участников конференции за представленные доклады! Такие мероприятия не только дают новые знания, расширяют кругозор, но и представляют возможность общения с мастерами и профессионалами. 

 

 

  • Опубликовано: 2 месяца тому назад 18.11.2016
  • Рубрика: Новости