«Иконописание далеко не безлично, потому что следование традиции никогда не связывает творческих сил иконописца, индивидуальность которого проявляется как в композиции, так и в цвете, и в линии; Но личное здесь проводится гораздо тоньше чем в других искусствах.»

— Л. А. Успенский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Иконография святителя Спиридона Тримифунтского

24.12.2016

Святитель Спиридон Тримифунтскии родился в конце III века на острове Кипр. Имя Спиридон «Σπυρίδων» с греческого языка можно перевести как «сильный», «крепкий», «надежный», однако, по всей вероятности, происходит оно от существительного, обозначающего плетеный из лозы короб или кузов. Нечто, подчеркивающее надежность и крепость творения человеческих рук. В древности, называя ребенка Спиридон, родители наверняка надеялись, что его носитель будет непоколебим, тверд в своих взглядах и крепок, как духом, так и плотью.

Свт. Спиридон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов.

После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306 — 337), его хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого.

Свт. Спиридон. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.

Образ на склоне арки прохода из алтаря в дьяконник в церкви Преображения Господня на Ильине улице в Великом Новгороде. 

Изображения святителя сохранились в фресковых росписях монастыря Ставроникита (Афон, 1546 год), монастыря Дионисиат (Афон,  1547г.), в церкви Преображения Господня на Ильине улице в Великом Новгороде и других храмах. Они изображают святого в святительском облачении, на голове его плетеная шапочка – неизменный головной убор. В руках – либо Евангелие, либо свиток. На иконе монастыря Дионисиат святитель в правой руке держит камень, из которого исходят вода и пламень – образ, отсылающий нас к вышеуказанному сюжету жития. Однако совершенно необычный образ святителя появился на русских иконах XV  века.

Святители Власий и Спиридон. Икона. Новгород. Около 1407 г.

Обратимся к новгородской иконе начала XV века, являющей святых Власия и Спиридона. В житиях этих святых мы находим эпизоды, раскрывающие значение их особого почитания на Руси. Святитель Спиридон был бескорыстным помощником земледельцев, до конца жизни сам усердно трудился. Житие описывает такой случай: «Однажды к нему пришел человек, желавший  купить из его стада коз. Святой велел покупателю взять столько коз, за сколько он уплатил, и покупатель, отделив сто коз, вывел их за ограду. Но одна из них, как бы умная и добрая раба, знающая, что она не была продана своим господином, скоро вернулась и опять вбежала в ограду. Покупатель опять взял её и потащил за собою, но она вырвалась и прибежала в загон. Таким образом, до трех раз вырывалась она из рук и прибегала к ограде, а он силою уводил её, и наконец, взвалил её на плечи и понес к себе, причем она громко блеяла, бодала его рогами в голову, билась и вырывалась, так что все видевшие это удивлялись. Святой Спиридон, уразумев в чем дело, и не желая при всех обличить нечестного покупателя, спросил его тихо: «Смотри, сын мой, должно быть не напрасно животное то так делает, не желая быть отведенным к тебе: не утаил ли ты должной цены за него? Не потому ли оно вырывается из рук и бежит к ограде?»  Покупатель устыдился, уразумел свой грех и попросил прощения, а затем отдал деньги и взял козу, — и она сама кротко и смиренно пошла в дом впереди купившего её своего нового хозяина.»[1] 

Пожалуй, нигде так явственно не дает о себе знать прямая связь иконописного сюжета с реальными жизненными интересами, как на иконе святых  Власия и Спиридона — пишет Лазарев. [2] Против Власия восседает Спиридоний, епископ Тримифунтский. Святые выступают здесь молитвенники за бессловесную тварь, вверенную человеку.

Животные кажутся изображенными наивно, но в них подкупает непосредственность выражения, яркость красок, младенческое простодушие, — отмечал Алпатов.[3] Эта выразительность зверей — не в измененных пропорциях и необычном окрасе, а именно в том, с каким трепетом они взирают на святых, словно узнавая в их духовной высоте образ, утраченный в грехопадении, словно сами чувствующие себя в безопасности под молитвенным покровом угодников Божиих. Звери с надеждой взирают на преображенных людей — сияющих возвращенной райской   красотой и светом — ведь именно таким изображает икона святого человека. «Сама тварь с нетерпением ожидает нашей будущей славы. Почему? — Потому, что, быв создана нетленною, по причине грехов человеческих сделалась тленною, ибо и мы из нетленных сделались тленными». [4]

Святые Флор и Лавр с Власием и Спиридоном. Новгород.

В другой новгородской иконе изображение разделяется на 3 яруса. Верхней части — мы видим «Чудо о Флоре и Лавре», где Архангел передает поводья святым братьям. Во втором ярусе —   коневоды Свевсипп, Мелевсипп, Елевсипп. В третьем, нижнем ярусе мы видим  святых Власия и Спиридона,  рядом со святыми на фоне горок. Около Власия — стадо коровок, благоговейно взирающих на святого, а около Спиридона — группа черных козочек, тянущихся к святителю. 

Редкая икона XVI в. «Успение святителя Спиридона Тримифунтского»  в клеймах рассказывает житие святого, полное чудесной помощи ближним и горячего упования на Бога.

Успение cв. Спиридона Тримифунского со сценами жития, Греция, XVI в.

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348). Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме).

Примечания:

[1] Константин Буфеев, протоиерей. Животные  рядом со святыми. — М.: Издательство НП МПЦ «Шестодневъ», 2012. С. 225.

[2] Лазарев В.Н. Рус иконопись от истоков до начала XVI в. — М.: Искусство, 2000. С. 56.

[3] Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. — М: Искусство, 1978.  С. 16.

[4] Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Послание к римлянам. М.: Сретенский монастырь. 1996. С. 504.

Использованы материалы сайтов: 

http://www.patriarchia.ru/db/text/908732.html

http://days.pravoslavie.ru/Life/life3106.htm

http://foma.ru/imya-spiridon.html  

 

Статью подготовила Анна Мартынова. 

  • Опубликовано: 7 лет тому назад 24.12.2016
  • Рубрика: Публикации