«В иконе всякое проявление человеческой природы осмысляется, просвещается, находит своё подлинное значение и место. Таким образом, именно в иконе все человеческие чувства, мысли и дела, как и само тело, переданы во всей своей полноценности…. Преображение человека сообщается всему его окружению, ибо свойство святости — освящение всего окружающего,соприкасающегося со святым мира.»

— Л. А. Успенский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Воскресение Христово

20.04.2014

Пасха. Праздников Праздник, Торжество из Торжеств… Прихожанин подходит к иконе, лежащей на аналое и застывает в недоумении… Какая-то черная бездна с различными ключами и замками, отверстые гробы, люди и Христос в центре, держащий за руку одного из них. Что это за композиция и какое отношение она имеет к сегодняшнему торжеству? Иконография с восстающим из гроба Спасителем, спящей стражей и отваленным камнем, так часто встречающаяся в современных иконах и на открытках, на самом деле позаимствована с Запада и появилась с XVII века. Непосредственно момент Воскресесния Христа — непостижимый, никем не виденный — в Евангелии не описывается. Сюжет, издревле изображаемый на иконе «Воскресение Христова» или «Сошествие во Ад» являет собой избавление людей от уз вечной смерти (ведь и само название праздника — Пасха — означает «избавление»). События эти описаны в апокрифическом евангелии от Никодима, а также в сочинении Евсевия Александрийского и Епифания Кипрского: Христос спустился в Ад, куда до этого попадали души всех людей: и праведных и неправедных, сломал врата Ада, связал Сатану и вывел души ветхозаветных праведников, чаявших Его пришествия, с Собой. Потрясающее событие, изменившее весь ход человеческой истории, изменивший наше с вами будущее. Отныне у людей появился шанс спастись, попасть в Царство небесное. Если всмотреться внимательнее в икону Воскресения Христова мы увидим, что люди, окружающие Христа и даже стоящие в гробах — это Авель, царь Давид, Соломон, Иоанн Предтеча. А слева и справа от Спасителя ни кто иные как Адам и Ева — Прародители, искупившие свой грех ослушания в Раю долгой и праведной жизнью на земле. Как пастырь, как добрый отец, выводит Христос Адама за руку из адской бездны. Как Победитель смерти держит в другой руке крестное знамение — ранее символ проклятия, а теперь — символ спасения всех людей, и попирает ногами крестообразно сломленные врата Ада. Как Бога Его окружает сияющий ореол славы — так называемая «мандорла» (в переводе с греческого «слава»). А что же эти различные ключи-замки, что видны в черной Адской бездне? Толкования объясняют это символом сломанных врат Ада. Так как любая иконография имеет право на различные интерпретации, икона Воскресения Господня в исполнении известного иконописца Дионисия имеет интересную деталь: в Адской бездне здесь изображены демоны подписанными над ними пороками. А в мандорле вокруг Спасителя видны ангелы с противоположными грехам добродетелями. Ангелы поражают демонов. В центре Христос левой рукой выводит Адама, а правой — Еву и целый сонм ликующих святых окружает Господа. В самом верху иконы три ангела держат Крест Господень, а в самом низу — два ангела связывают изогнувшегося в мучительной позе Дьявола. «…И сказал Господь, простирая руку Свою: Приидите ко Мне, все святые Мои, ибо имеете подобие Образа Моего — вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите: древом диавольским Я осудил смерть.»

Анна Андреевская

  • Опубликовано: 10 лет тому назад 20.04.2014
  • Рубрика: Публикации