«Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения.»

— Монахиня Иулиания (Соколова)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Святый великомученик Георгий Победоносец

06.05.2014

«Божий посланник, несущий светлые идеалы христианства, мучимый злыми язычниками, сделался олицетворением русского народа, судьбы Русской земли, стоящей на пути степных орд и западных иноверцев»*.

Иконография любого святого отображает его характер, жизнь, подвиги, именно все то, чем он прославил Христа, пострадал за Него. Конечно, в иконе передаются не все черты и особенности характера, иконография всегда отказывается от «человеческого» в человеке и изображает нетленное, чистое, тот образ Божий, который отчетливо просматривается в душах святых в моменты их страданий. 

В житийных иконах сцены страданий и чудес обрамляют изображение великомученика как драгоценный оклад, — такое декоративное осмысление символизирует бесценное величие подвига святого во славу Церкви*. Св. Георгию, в юности сделавшему блестящую воинскую карьеру, достигшему высокого чина комита (296 г.), во время гонения на христиан пришлось претерпеть невероятные мучения: истязание палками, колесование, трехдневное истязание в яме с негашеной известью, терзание раскаленными железными сапогами с гвоздями внутри (часть из этого — от императора Диоклетиана), — и всё за то, что мученик открыто заявил о своей вере во Христа. Во всех испытаниях он получал исцеление от Бога, и люди, видевшие всё это, обращались в христианство.      

    

Св. Георгий в житии. Первая треть XVI в. Москва. Из Успенского собора г. Дмитрова.
Центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева, Москва.

Житийные иконы раскрывают три основные темы: мученичество, чудеса прижизненные, чудеса посмертные. Одни из вариантов таких икон начинаются со сцены раздачи великомучеником своего имущества бедным и завершаются положением во гроб*. Другие в первом клейме повествуют о приведении святого к императору Диоклетиану, а завершаются чудом о сарацине. В центре — величественный образ мученика, он как бы собирает в себе всё то, что претерпел святой.

Символика. Византия, — здесь впервые обретает зримые черты образ святого. Великомученика изображают обычно в облачении ратника того времени, но это говорит нам не просто об исторической достоверности, а ещё и о том, что каждый христианин в свое время должен «облечься в доспехи добродетели, чтобы бороться с грехом». Всякая из деталей воинских одежд имеет свое символическое значение (подтверждение находим в текстах Св.Писания): «Он возложил на себя правду как броню, и шлем спасения — на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом» (Ис.59, 17), также щит воина символизирует веру, и меч — слово Божие. В X в. в символику мученичества входит красный цвет, чаще всего им пишут плащ или рубаху, этот цвет — символ огня: «огненной Божественной Природы; […] пламенной веры мучеников; обоженой человеческой природы»*. С другой стороны — это «священная кровь, пролитая мучениками за Христа, знак того, что они приняли крещение не водой, а кровью»*. Образ Святого Георгия в виде пешего воина, в полный рост, во всеоружии, (1130-1140 гг.) из Юрьева монастыря в Новгороде — самая ранняя из сохранившихся русских икон: он держит копье в поднятой правой руке, и меч — в ножнах, — такая поза напоминает императорскую. Именно так полководец приветствовал своих воинов, показывал, что он готов идти с ними и разделить все испытания, которые выпадут им в бою.

Св. Георгий, в рост. 1130-1140-е гг. Из Юрьева монастыря в Новгороде.

С X-XI ст. Георгий — не только воин, ещё его пишут в скромных одеждах или в изысканных и богатых (одеяниях византийской знати), — этим символизируется высокое положение в небесной иерархии, близость к престолу Царя Царей. «Но иконографическое многообразие изображений Георгия в образе воина и воина на коне решительно теснит образ мученика. Объяснение этому то, что Византия была в затруднительном политическом положении и постоянно находилась в состоянии войны. К святым-воинам обращались, моля о помощи, украшали их образами свои знамена»*. Теперь Георгий — величественно шествующий всадник (изображение императорского триумфа), к такому его образу с XIII в. прилагается эпитет «Победоносец».

В «Чуде св. Георгия о змии» святой изображается в виде всадника, наносящего удар дракону — этот образ взят из предания разных народов о чудесной победе героя над чудовищем. «Изображение отличается необычайно сильным внутренним напором и драматизмом»**. С легкостью и уверенностью всадник поражает змия; копье увенчано крестом, что говорит о том, что не своей силой он делает это, а с помощью Божией, — силой креста. Этой силе повинуется и он сам, и его лошадь, которая часто изображается повернувшей голову назад и смотрящей на всадника. «Здесь, в посмертном чуде, побеждая змия и освобождая от него людей, он тем самым освобождает их также от язычества»**. В эпоху языческой древности такое изображение осмыслялось как идея вечной борьбы добра со злом. В странах Кавказа в средние века также встречаются образы св. Георгия на коне, но в них он поражает не дракона, а дьявола в виде человека со скованными руками и ногами (это памятники храмов Армении и Грузии). С XIV-XV вв. сюжет змееборчества Георгия распространяется в ряде православных государств и самой Византии. 

Чудо Св. Георгия о змие. XVI в. Новгород. Из собрания И.С. Остроухова.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Св. Георгий с отсеченной головой в руке (Кефалофорос). Средник иконы. Конец XV — нач. XVI в. Византия.
Государственный Исторический музей, Москва.

Вызывает интерес ещё одна иконография святого, которая существовала в уже завоеванной турками Византии, и на Руси практически не встречается, — св. Георгий с отсеченной главой в руках, другое название «Кефалофорос». Самое раннее из таких изображений (XV-XVI вв.) представляет Георгия в воинских доспехах, синей рубахе и киноварном гиматии, завязанном узлом на правом плече. Правая рука обращена к Спасителю, а в левой — собственная отсеченная глава. «Её впалые щеки, резко очерченные глубокие морщины говорят о пережитых мучеником жестоких пытках. […] Возможно, в образе обезглавленного воина греческие художники видели беспощадно мучимый и терзаемый Православный мир»*.

Чистые яркие краски икон несут энергию жизни, они говорят не о трудностях борьбы, а о радости победы, поднимают человека, пробуждают в нем любовь к Богу и ближнему*.

* — Губарева О.В., Тунцова Н.М. «Великомученик Георгий Победоносец». — СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2013 — 76 с.
** — Лосский В.Н., Успенский Л.А. «Смысл икон»; пер. с фр. Рещиковой В.А., Успенской Л.А.. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет: Эксмо, 2013. — 336 с.: ил.

Майя Коваленко 

 

  • Опубликовано: 10 лет тому назад 06.05.2014
  • Рубрика: Публикации