
В последние тёплые деньки осени мы, молодые и творческие, сорвались из шумного города, променяли широкие, гладкие проспекты северной столицы на тихие улочки провинциального городка, а когда-то центра севера древней Руси — Великого Новгорода. Былое величие сохранилось лишь в названии. О великом прошлом нам расскажут памятники архитектуры, живописи,ради которых мы и отправились в это путешествие, в прошлое, почти на 900 лет назад.
Давно мы жаждали посетить этот город. 200 минут сонного пути и вот он перед нами. «Знают ли местные жители, какую сокровищницу в себе несёт их малая родина?» — невольно задаёшься вопросом. Новгород встречает нас приветливым солнцем, на память приходят строки поэта, который как никто другой чувствовал и передал нам в своём творчестве особенности русской природы:
«Гой ты Русь, моя родная!
Хаты, в ризах образа.
Не видать конца и края!
Только синь сосёт глаза…»
Башни кремля. Завтрак на траве.
Собор св. Софии, только представьте себе — сер. ХI в.! Один из древнейших памятников архитектуры так хорошо сохранившийся до наших дней. Со страхом и трепетом заходим внутрь, будто время замедляет свой ход, останавливается. По моим наблюдениям такое «неощущение» времени происходит в местах, где бережно хранится история того места, где нет «варварской реставрации» искажающей истину.
Стоит закрыть глаза и можно представить древнее богослужение, шелест платьев, дивное знаменное пение…
Смеркается. Наша славная,воодушевлённая группа держит путь в Юрьево, в Свято-Юрьев мужской монастырь.
Нас уже заждались, и как родных тепло принимают, проводят в наши временные кельи, которые находятся в монастырской стене. Узкие коридоры, окна-прощелины, — всё это позволяет погрузиться в особую атмосферу древнего монастыря.
Сама обитель расположена в живописнейшем месте, возвышаясь над рекой, полями будто бы возвышается над миром. Дивные красоты окрестностей мы застаём глубокой ночью, и вдоволь любуемся звёздным небом. Большая Медведица отражается в наших глазах. Прогуливаемся по тропинкам, вдоль братских корпусов, храмов, вдыхаем прохладу осеннего морозного вечера. Уютная трапеза в келье. Вечерняя молитва, «где двое или трое собраны во Имя Мое…».
Ранним морозным утром сквозь узкое окошко виднеется розовый рассвет и береговая сторона озера Ильмень, и все красоты, которые мы не смогли различить в сумеречных оттенках.
Успеваем попасть на Божественную литургию в собор Рождества Богородицы и спешим в новгородский музей, главную хранилищницу древнерусской иконы. 12, 13, 14 в… У одной иконы замираешь. Это 12 век., и сердце жаждет молиться у этого образа, у самых впечатлительных наворачиваются слёзы. Вот к чему и нам надо стремиться, иконописцам, — научиться писать иконы так,чтобы глядя на них только хотелось молиться, чтобы было не красиво, современно, ярко, а молитвенно.
Один день, одна ночь, — а столько впечатлений! Пора возвращаться.
Сумерки. Ритмичный стук колёс, нагоняющий дремоту. Скорый поезд спешит домой. Утомлённые пешей прогулкой, делимся увиденным и пережитом.
Закрываешь глаза и видишь башни, зелёные поля…
Так уж есть, что творческий человек нуждается во вдохновении.
Елена Цыганова, 2 курс