«Икона — это подобие, изображение, которое никогда не может быть совершенным, потому что изображение никогда не может совпадать с полнотой реальности, но достаточно реально, чтобы ударить нас в душу»

— Антоний, митрополит Сурожский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Новгород-на-Волхове. Порция вдохновения.

22.09.2014

В последние тёплые деньки осени мы, молодые и творческие, сорвались из шумного города, променяли широкие, гладкие проспекты северной столицы на тихие улочки провинциального городка, а когда-то центра севера древней Руси — Великого Новгорода. Былое величие сохранилось лишь в названии. О великом прошлом нам расскажут памятники архитектуры, живописи,ради которых мы и отправились в это путешествие, в прошлое, почти на 900 лет назад.

Давно мы жаждали посетить этот город. 200 минут сонного пути и вот он перед нами. «Знают ли местные жители, какую сокровищницу в себе несёт их малая родина?» — невольно задаёшься вопросом. Новгород встречает нас приветливым солнцем, на память приходят строки поэта, который как никто другой чувствовал и передал нам в своём творчестве  особенности русской природы:

«Гой ты Русь, моя родная!
Хаты, в ризах образа.
Не видать конца и края!
Только синь сосёт глаза…»

Башни кремля. Завтрак на траве.

Собор св. Софии, только представьте себе — сер. ХI в.! Один из древнейших памятников архитектуры так хорошо сохранившийся до наших дней. Со страхом и трепетом заходим внутрь, будто время замедляет свой ход, останавливается. По моим наблюдениям такое «неощущение» времени происходит в местах, где бережно хранится история того места, где нет «варварской реставрации» искажающей истину.

Стоит закрыть глаза и можно представить древнее богослужение, шелест платьев, дивное знаменное пение…

Смеркается. Наша славная,воодушевлённая группа держит путь в Юрьево, в Свято-Юрьев мужской монастырь.

Нас уже заждались, и как родных тепло принимают, проводят в наши временные кельи, которые находятся в монастырской стене. Узкие коридоры, окна-прощелины, — всё это позволяет погрузиться в особую атмосферу древнего монастыря.

Сама обитель расположена в живописнейшем месте, возвышаясь над рекой, полями  будто бы возвышается над миром. Дивные красоты окрестностей мы застаём глубокой ночью, и вдоволь любуемся звёздным небом. Большая Медведица отражается в наших глазах. Прогуливаемся по тропинкам, вдоль братских корпусов, храмов, вдыхаем прохладу осеннего морозного вечера. Уютная трапеза в келье. Вечерняя молитва, «где двое или трое собраны во Имя Мое…».

Ранним морозным утром сквозь узкое окошко виднеется розовый рассвет и береговая сторона озера Ильмень, и все красоты, которые мы не смогли различить в сумеречных оттенках.

Успеваем попасть на Божественную литургию в собор Рождества Богородицы и спешим в новгородский музей, главную хранилищницу древнерусской  иконы. 12, 13, 14 в… У одной иконы замираешь. Это 12 век., и сердце жаждет молиться у этого образа, у самых впечатлительных наворачиваются слёзы. Вот к чему и нам надо стремиться, иконописцам, — научиться писать иконы так,чтобы глядя на них только хотелось молиться, чтобы было не красиво, современно, ярко, а молитвенно.

Один день, одна ночь, — а столько впечатлений! Пора возвращаться.

Сумерки. Ритмичный стук колёс, нагоняющий дремоту. Скорый поезд спешит домой. Утомлённые пешей прогулкой, делимся увиденным и пережитом.

Закрываешь глаза и видишь башни, зелёные поля…

Так уж есть, что творческий человек нуждается во вдохновении.

Елена Цыганова, 2 курс

  • Опубликовано: 10 лет тому назад 22.09.2014
  • Рубрика: Новости