«Художественный образ в картине постоянно изменяется с изменением человеческой культуры; он всегда свободен, не сдерживается никакими рамками и канонами, в нем действует всегда колеблющаяся неустойчивость душевного настроения. Картиной мы любуемся и наслаждаемся или отвергаем и критикуем. Иконе мы поклоняемся и служим, в ней господствует устойчивость духовного устроения, а не случайность настроения».

— Монахиня Иулиания.
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Архистратиг Михаил – воевода Небесного воинства

21.11.2014

Тропарь архангелу Михаилу:

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиящия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил.

Кондак:

Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко бесплотных Архистратиг.

На Литургии в праздник Собора архангела Михаила 21 ноября можно несколько раз услышать цитату из Библии: «Творяй ангелы Своя, духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103:4; Евр. 1:7). Эта фраза встречается и в числе надписаний на иконах архангела Михаила. В этих словах емко сказано о сотворении ангельских сил и о том, что они принадлежат к духовному миру, а по причине их верности и преданности Богу, они пламенеют, как огонь. В христианском богословии с древнейших времен уделялось пристальное внимание вопросу о бесплотных служителях Божиих. На протяжении веков сформировался целый раздел богословия – ангелология. Христианские мыслители древности приходят к выводу, что природа ангелов непостижима для человека, ее знает один только Создатель. Наши знания очень ограничены, но нам открыто, что ангелы бестелесны, невидимы, что они существуют в ином измерении, нежели люди. Ангелы – духовные существа, которые непрестанно служат Богу. Ангельские свойства передаются через образы, понятные человеку. Богослужение в честь архангелов изобилует различными символами, на них же основан язык иконописи.

Само имя Михаил древнееврейского происхождения и переводится на русский язык «кто как Бог», а архистратиг в переводе с греческого значит «главнокомандующий». Это слово характеризует архангела Михаила как предводителя небесного воинства. 

01-_arhangel_mihail_iz_zvenigorodskogo_china-_andrey_rublev-_15vek

Существует множество икон архангела Михаила. Основанием для композиций служат свидетельства о его деяниях, помощи и чудесах, которые мы находим в Библии (например, в Откровении говорится, что свержение Деницы с небес произошло при участии арх. Михаила), апокрифах, писаниях святых отцов, преданиях. В 9 веке в Константинополе было составлено «Сказание чудес архистратига Михаила». 

Можно выделить для более подробного рассмотрения несколько типов иконографии славного Божиего Архангела. 

Образ арх. Михаила из деисусного чина. Деисус с греческого значит «моление». В иконописи деисус представляет собой ряд, в  центре которого находится икона Спас в Силах, а по бокам от Спасителя как бы сходясь, друг за другом располагаются образы Богородицы святых и архангелов Михаила и Гавриила. Фигуры деисуса могут быть как ростовыми, так и оплечными. Примеры такого типа – арх. Михаил из Звенигородского чина (оплечный образ архангела), арх. Михаил из деисуса Благовещенского собора Московского Кремля (ростовое изображение), икона арх, Михаила из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (в рост). 

 

«Собор архангелов». Существует 2 вида композиции этого типа. Первая – изображаются два архангела – Михаил и Гавриил, держащие на руках зерцало (диск) с изображением Спаса Еммануила, креста или же монограммы Иисуса Христа (первые буквы Его имени). Пример такой композиции можно встретить у нас, в Петербурге, в Русском Государственном музее. Второй вариант композиции, более распространенный, содержит в себе не только архангелов Михаила и Гавриила, но и других ангелов и бесплотных сил. Изредка эта композиция соединяется с композицией «Свержение сатаны», как на вратах собора Рождества Богородицы в Суздале (17-18вв.)

Сюжетные композиции. Многие чудесные явления ангелов, описанные в Библии и в различных источниках, воплотились в христианском искусстве. Приме03-_yavlenie_arhmih_iisusu_navinu-_svitok_iisnavina-_10vek_0ры тому композиции «Явление архангела Иисусу Навину» (Свиток Иисуса Навина 10-го века, фреска Архангельского собора Московского Кремля 17-го века), «Чудо в Хонех» (икона из монастыря св.Екатерины на Синае 12 века, Новгородская таблетка 15-16 века, икона из Русского Музея 15-16 века).
   
Иконы архангела Михаила с деяниями. Иконы архангела Михаила с деяниями получают распространение с конца 14 века. Они представляют образ Архангела в центре и маленькие композиции по периметру (они имеют название «клейма»), в которых изображены различные ангельские явления. Примеры таких композиций – икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» (из Архангельско04-_arhangel_mihail_s_deyaniyami_angelov_0го собора Московского Кремля 1399 год) – именно после появления этой иконы на Руси стали распространяться иконы архангела Михаила с клеймами. Этот тип икон архангела Михаила представляют также такие памятники: иконы «Архангел Михаил с деяниями» (из Спасской церкви поселка Лальска, 16 век), «Чудо архангела Михаила в Хонех с деяниями» (из Чудова монастыря в Москве, 17 век), уникальность этой иконы в том, что рассказ о деяниях арх. Михаила представлен в 69(!) клеймах. Эта икона позволяет усмотреть как меняется в 17 веке художественный язык русской иконописи. Образы предыдущих эпох отличались лаконизмом, их смысл прочитывался достаточно легко и быстро. На примере этой иконы наблюдается невероятная насыщенность каждой композиции различными деталями. Для рассмотрения такой иконы и понимания рассказа в клеймах необходимо много времени. 

05-_blagoslovenno_voinstvo_nebesnogo_carya_0Образ конного архангела Михаила был мало распространен в византийском и русском искусстве, но такие изображения существуют. Прекрасный пример тому – икона «Благословенно воинство Небесного Царя» ( арх. Михаил изображен на крылатом коне). В 16 веке возникает иконография «Архангел Михаил грозных сил воевода». Примеры этой иконографии мы видим в иконах «Архангел Михаил грозных сил воевода» (иконостас Успенского собора в Кремле г. Дмитрова, Московской обл.) 

06-_yavlenie_arh-_mihaila_iisusu_navinu-_xvii_vek_makedoniya_0Существуют и отдельные изображения архангела Михаила в воинских доспехах. Такая иконография Архистратига восходит к изображениям арх. Михаила в ветхозаветном сюжете «Явление арх. Михаила Иисусу Навину». Примеры таких икон – образ арх. Михаила из Македонии 17 век. В правой руке архангел держит меч как символ того, что архистратиг является предводителем Небесного воинства. В левой руке — зерцало — в византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела: символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом. В зерцале монограмма (первые буквы имени) Иисуса Христа.

Существующее разнообразие образов архангела Михаила говорит о проявлении его различных деяний, помощи роду людскому. Самое раннее, известное нам, его деяние – его участие в свержении падшего Денницы с Неба. Затем мы видим его помощь израильскому народу, народу, в котором должен был явиться Спаситель. Затем носительницей истинной веры стала Византийская империя и на протяжении ее существования мы опять видим помощь Архистратига, теперь уже христианам. Древние сказания сообщают о нескольких чудесных явлениях архангела Михаила, когда он спасал Константинополь от неминуемой гибели, обращая в бегство врагов. Русское государство, руководимое православным правителем, понималось, как продолжение Византийской империи, а следовательно, следующим хранителем православной веры. Теперь помощь Божия, являвшаяся через деяния небесных сил и их Предводителя, сопутствовала русскому народу, что отмечено в древнерусской книжности (летописных повестях, монастырских преданиях).  

Человечество, обладая Божиим даром творчества, стремилось ранее и стремится сейчас прославить Бога и его дивных сил бесплотных, в мире, столь возлюбленном Господом, прославить, создавая прекрасные, одухотворенные образы, помогающие нам молиться, а если выражаться понятнее – общаться с Богом. 

В иконописной школе при СПбДА преподавателями и студентами уже не один год создаются образы архангелов.

   07-_arhangel_gavriil-_zhdanova_v-t_008-_arhistratig_mihail-_zhdanova_v-t_0 

Образы архангелов Михаила и Гавриила. Иконы выполнены преподавателем иконописной школы при СПбДАиС Ждановой В. Т. 

09-_arhistratig_mihail-_kusov_i-a_0

Преподавателем Кусовым И.А был написан  образ Архангела Михаила в воинских доспехах.

      012-_arhangel_gavriil-_antonova_e-_vypusknica_spbda_2014_god_0 013-_arhistratig_mihail-_glinskaya_ya-_vypusknica_spbda_2014_god_0

Выпускниками 2014 г. (преподаватель Стальнов А.В.) были написаны элементы иконостаса для домового храма в честь святого великомученика Дмитрия Солунского при Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва г. Санкт- Петербурга . Среди выполненных работ были также и образы архангела Михаила (Глинская Яна) и архангела Гавриила (Антонова Екатерина) для диаконских дверей.

В июне 2014 г. на летнем просмотре работ иконописной школы были выставлены два аналойных образа архангела Михаила, выполненные студентами 2 курса (преподаватель Кусов И. А.). 

image_8_1

За образец взята икона XV в. – одна из пяти храмовых икон иконостаса церкви Св. Димитрия в Марковом монастыре (Македония). Икона написана Ушаковой Людмилой.

image_10_1

Икона написана Цюпко Викторией. За образец был взят образ архангела Михаила XIV в. (Византия. Константинополь)
Статья подготовлена на основании материала, представленного в книге «Архангел Михаил» Тычинская П.А., СПБ.: Метропрес, 2013.

 

  • Опубликовано: 9 лет тому назад 21.11.2014
  • Рубрика: Публикации