Иконография Варлаама Хутынского представлена многочисленными миниатюрами, памятниками иконописи, монументальной живописью, шитьем, прикладным искусством, графическими прорисями, гравюрами, отразившими общерусский характер почитания святого. Большая часть изображений сохранилась в произведениях новгородского и московского искусства.
В иконографической традиции изображения преподобного можно выделить несколько основных вариантов. К самому раннему типу изображения относится одноличный фронтальный образ Варлаама Хутынского, восходящий к не дошедшему до настоящего времени надгробному портрету святого. Поясной вариант этого извода воспроизводился на игуменских печатях Хутынского монастыря начиная с первого десятилетия XV в. (впервые — на печати игумена Варлаама). Преподобный представлен в куколе, в руке свернутый свиток.
Очевидно, иконы с изображением святого писались в Новгороде еще до освидетельствования архиепископом Евфимием мощей святого (1440), поскольку вышеупомянутый игумен Варлаам, став архимандритом Юрьева монастыря, уже в 1410 г. построил в Лисицком монастыре надвратную церковь во имя Варлаама Хутынского, где рядом с царскими вратами должны были поместить его образ. Поскольку в это же время (между 1408- 1422 и 1438) возникает вторая редакция жития святого, обычно сопровождавшаяся написанием иконы и возложением покрова на гробницу, следует предполагать более древнее сложение иконографии преподобного. К самому древнему иконографическому типу святого относятся его изображения на шитых покровах, известные нам по памятникам XVI в. В московской мастерской царицы Ирины Годуновой был шит покров, вложенный в Хутынский монастырь в 1579 г., на котором Варлаам Хутынский представлен в схиме, на голове куколь с Голгофским крестом, в руках свернутый свиток (НГОМЗ; более ранние покровы из Хутынского монастыря известны по описанию (Макарий (Миролюбов), архиепископ. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 2.).
Прп. Варлаам Хутынский. Покров. 1579 г. Мастерская царицы Ирины Годуновой. (НГОМЗ)
К той же традиции относятся большие храмовые иконы преподобного, их иконография отличается лишь деталями: надетым или спущенным на плечи куколем, закрытым или раскрытым свитком, содержанием написанного на нем текста. О такой иконе XVI в. в трапезной палате церкви Варлаама Хутынского Спасо-Преображенского Хутынского монастыря упоминает архиепископ Макарий: «В левой руке преподобного свиток с надписью: «Братие, о нем же изыдосте, о том и подвизайтеся и о своем спасении не нерадите; и Господь наш Иисус Христос да сохранит вы в любви Его; аз же аще и телесне отхожу от вас, но духом с вами неотступен буду, и о всем да разумно будет, аще убо обрел благодать пред Богом, монастырь и по смерти моей, якоже и при моем животе ничимже»».
Сохранился резной образ преподобного, украшавший верхнюю крышку деревянного реликвария из Димитриевской церкви в Новгороде (сер. XVI в. (1560 ?), НГОМЗ), где Варлаам Хутынский изображен без куколя, с раздвоенной бородой, благословляющим, с развернутым свитком в руках с текстом: «Блажен человек, иже помянет имя мое в день памяти моея». Такой же образ преподобного (наряду с его предстоянием Спасителю в деисусной композиции) встречается в средниках житийных икон.
Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение». Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ)
Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, свт. Харитон Исповедник. Икона из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ)
Самым ранним сохранившимся является изображение Варлаама Хутынского вместе со святыми, чьи дни памяти близки, на новгородской иконе 2-й пол. XV в. «Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью «Знамение» (ГРМ). Святой представлен фронтально, он в золотисто-охряном подряснике, светло-зеленой схиме с откинутым куколем и фиолетово-коричневой мантии, обеими руками придерживает свернутый свиток. На таблетке из комплекта святцев Софийского собора преподобный представлен в центре оборотной стороны (на лицевой — «Воздвижение Креста») между святыми Харитоном Исповедником, епископом Иконийским, и Сергием Радонежским. Он изображен в темно-вишневой мантии и желтом подряснике, куколе, благословляющим, со свитком в руке. В дальнейшем, особенно в XVI веке, этот вариант изображения преподобного будет самым распространенным.
Со второй половины XV в. вплоть до конца XVII в. на московских и новгородских иконах Варлаам Хутынский нередко представлен с преподобным Сергием Радонежским. Для новгородцев преподобный Варлаам Хутынский олицетворял славу местной истории, духовное начало новгородской церкви и монастырской жизни, подобно тому, как в Москве те же идеи связывались с именем преподобного Сергия Радонежского. Самое раннее изображение — фреска восточной стены домовой церкви во имя преподобного Сергия Радонежского архиепископа Ионы в Новгородском детинце (между 1460 и 1463). К этому же времени относится шитое убранство белого клобука Василия, архиепископа Новгородского, украшенного после 1478 г. дробницами с тремя фигурами русских святых: Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. На новгородской иконе «Избранные святые» (1560, ГТГ) по левую сторону от Богоматери «Знамение» представлены поясные фигуры преподобных Варлаама Хутынского (в схиме) и преподобного Сергия Радонежского, оба со свитками.
В XVI- XVII вв. существовал вариант пядничных икон с образами этих двух преподобных («Святые Варлаам и Сергий Радонежский», конец XVI в., ГРМ). Для многочисленных изображений Варлаама Хутынского на полях икон разных изводов характерен тот же принцип: святой чаще всего представлен в паре или рядом с преподобным Сергием Радонежским, например на московской иконе «Богоматерь Одигитрия со Святой Троицей и избранными святыми» (последняя четверть XV века, ГТГ).
Богоматерь Одигитрия со Св. Троицей и избранными святыми. Икона из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Посл. четв. XV в. Мастер Дионисий (ГТГ).
Образ преподобного часто появляется на иконах со святыми на полях в составе других преподобных: поясное фронтальное изображение Варлаама Хутынского в медальоне представлено на нижнем поле шитого сударя «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому» (последняя четверть XV в., ГМЗМК). К началу XVI в. можно отметить сближение обликов Варлаама Хутынского и преподобного Сергия Радонежского, о чем свидетельствует, например, изображение на деревянном реликварии 1560 г.
«Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК)
На протяжении XVI- XVII вв. фронтальное изображение преподобного часто представлено с новгородскими святыми, например на шитой пелене середины XVI в. вместе с новгородскими святыми Иоанном и Никитой, Ионой Отенским, Евфимием Вяжицким, осененными духовным символом Новгорода — образом Богоматери «Знамение» (вышита в мастерской Строгановых и вложена Д. А. Строгановым в Хутынский монастырь, ныне в НГОМЗ). Об особом отношении новгородцев к памяти святого говорит тот факт, что уже в 1645 г. на месте, где, по преданию, жили родители преподобного, была построена часовня в честь Варлаама Хутынского, украшенная его иконой, а в 1679 г. в ней был установлен каменный крест с изображениями «Распятия» и Варлаам Хутынский (Макарий (Миролюбов), архимандрит. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 г. // ЗОРСА. 1857. Т. 9.).
Пелена. Избранные святые. Мастерская Строгановых, XVI в..
Особый иконографический тип предстоящего или молящегося Варлаама Хутынского складывался с введением его изображения в деисусный чин. Такие иконы получили распространение прежде всего в новгородском искусстве (икона из иконостаса Успенской церкви Колмова монастыря близ Новгорода, ок. 1530, НГОМЗ), чаще всего святой изображается в паре с преподобным Сергием Радонежским, напр. на деисусных иконах (ок. 1558) иконостаса церкви апостолов Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде (НГОМЗ). Деисусные иконы XVI-XVII вв. с образом преподобного известны в музеях Новгорода и Пскова (обе 1550, НГОМЗ, ПИАМ; не расчищены). В предстоянии Варлаам часто изображается среди русских преподобных перед чудотворным образом Богоматери или перед иконами-праздниками: на пелене «Богоматерь «Неопалимая Купина», с избранными святыми» (конец XV — начало XVI в., ГРМ) — рядом с преподобным Сергием Радонежским. Вместе с преподобным Антонием Римлянином он изображен в молении иконе Богоматери «Знамение» на фреске центрального прясла южной стены Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря. В паре с тем же святым Варлаам предстоит Господу Вседержителю на двустороннем образке, написанном мастером Г. Семёновым на частице камня — реликвии преподобного Антония Римлянина (XVIII в., ГРМ). На ряде икон преподобный предстоит в молении Христу (или Богоматери) вместе с преподобным Прокопием Устюжским (XVI в., АМИИ; XVII в., ГТГ); на иконе из Каргополя со святыми Николаем Мирликийским и Алексием, человеком Божиим (XVI в., АМИИ).
Пелена. Богоматерь Неопалимая купина и избранные святые. (Конец XV — начало XVI в., ГРМ)
Св. Варлаам Хутынский, новгородский чудотворец. Москва. Середина XVI в.
Преподобный Прокопий Устюжский и праведный и Варлаам Хутынский (XVI в., АМИИ; XVII в., ГТГ).
Часто Варлаам Хутынский изображен предстоящим в ряду святых: на полях вологодской иконы «Воздвижение Креста» (вторая половина XVI в., ГТГ) — в паре с преподобным Сергием Радонежским; на кресте-мощевике из Новгорода (начало XVI в., ГММК) — в руке посох (в ряде житийных тестов — явления Варлаама Хутынского с посохом, которым он наказывает грешников; посох лежал на раке святого уже в 20-30-х гг. XVI в. (Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973.).
Единоличный образ Варлаама Хутынского, предстоящего в молитве Спасителю, Святой Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI- XVII вв. был самым распространенным: икона середине XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); две иконы второй половины и конца XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Святой Троицы, очевидно, в память явления ему на месте будущего монастыря трех лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского монастыря — каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая церковь «под колоколы» во имя священномученика Григория Армянского, просветителя Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, например икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым — преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского монастыря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон преподобного был того же извода (Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9.). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов преподобного Варлаама (РИБ. М., 1876. Т. 3.), опись 1701 г. московского Успенского собора называет несколько икон святого, среди которых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной». Такие иконы во множестве писали в Хутынском монастыре или по его заказу в других местах для продажи богомольцам и поднесения знатным гостям, о чем свидетельствуют многочисленные прориси с образом В. Х. (Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. № 72, 73).
Варлаам Хутынский. Середине XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина)
Прп. Варлаам Хутынский. Покров. XVI в. (ПИАМ)
«Варлаам Хутынский в молении перед Спасом» Кирилл Уланов, 1701 г.
После чуда воскресения у раки преподобного постельничего великого князя Василия II Григория Тумгеня в 1460 г. почитание святого распространилось в Москве, где тотчас же появились его изображения. Особого размаха оно достигло в период правления князя Василия III, принявшего перед смертью в иноческом постриге имя Варлаам. Почитание Варлаама Хутынского повлияло на сложение новой иконографии святого. Вероятно, в тот период в Москве на древней иконе «Спас на престоле» (конец XIV — начало XV в., ГММК), вывезенной из Новгорода и поставленной в местном ряду иконостаса Успенского собора Московского Кремля, была приписана коленопреклоненная фигура припадающего Варлаама Хутынского в монашеском облачении (удалена при реставрации в 1934-1935). Возможно, ее копией являлась сходная по иконографии икона из церкви священномученика Григория Армянского в Хутынском монастыре (Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 2.).
Особое развитие получила иконография Варлаама Хутынского, припадающего вместе с преподобным Сергием Радонежским к ногам стоящего Спасителя — «Спас Смоленский». Первый образ такого извода, по преданию, был написан в благодарность за взятие Смоленска в 1514 г. и помещен над Фроловскими воротами Кремля (уничтожен в 1917). В основе иконографии этой фрески лежит видение слепой инокине кремлевского Вознесенского монастыря, случившееся в 1521 г., когда к Москве подходили полчища Магмет-Гирея. Преподобные Варлаам и Сергий, увидев святителей, выносивших из Кремля святыни, припали к их ногам, вопрошая: «чесо ради исходити из града сего». Святители ответили, что уходят из Кремля по воле Божией, поскольку москвичи прогневили Бога и наказаны за это нашествием монголо-татар. Тронутые молитвой преподобных, чудотворцы вернулись обратно в Кремль, а Магмет-Гирей увел свои войска без боя. Самым ранним среди многочисленных повторений (см. также прориси: Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 249-251) этой иконографии является средник иконы «Спас с притчами» из местного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI в., ГММК). К нач. XVIII в. относится образ «Спас с припадающими преподобным Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским» в московской церкви Иоанна Воина на Якиманке, находящийся в киоте справа перед иконостасом.
Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием и Варлаамом (с притчами). XVI век. Музеи Московского Кремля.
Житийных икон Варлаама Хутынского известно немного, почти все относятся к XVI- XVII вв. Самой ранней является новгородская икона середины — третей четверти XVI в. «Варлаам Хутынский, с 14 клеймами жития» из г. Боровичи (ГИМ), образ преподобного в среднике подобен изображению на новгородской таблетке. Содержание клейм восходит ко второй редакции жития, включавшей сказание Родиона Кожуха о чуде 1460 г. с постельничим Григорием Тумгенем; часть сюжетов связана с детством, аскетическими подвигами святого, устроением им монастыря. Одним из самых значительных памятников иконографии святого является московская икона «Святой Варлаам Хутынский, с 20 клеймами жития» 60-х гг. XVI в. (ГРМ). Средник повторяет традиционный образ преподобного в молении, предстоящего благословляющему Господу Вседержителю в небесном сегменте. Литературным источником житийного цикла был текст Пахомия Логофета. Самыми редкими являются три клейма нижнего поля, подробно иллюстрирующие чудо с Григорием Тумгенем. Ярославская икона второй половины XVI в. «Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами» (ЯХМ) иллюстрирует текст второй редакции житийной повести с добавлением эпизодов о крестном ходе в Петров пост, Варлаам Хутынский в среднике изображен благословляющим, в схиме, с развернутым свитком в отведенной в сторону руке. Ко второй половине XVI в. относится икона с 24 клеймами, иллюстрирующими распространенную редакцию жития, окружающими святого, предстоящего образу Богоматери «Одигитрия» в облачном сегменте (из ГТГ передана в музей г. Тбилиси). Житийная икона преподобного с 12 клеймами, конца XVII или начала XVIII в., из рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в основе своей имеет один из кратких вариантов Распространенной редакции жития; святой в среднике представлен в редком иконографическом варианте — по пояс, со свитком и образом храма в руках. К первой половине XVII в. можно отнести икону «Варлаам Хутынский в деяниях» с 38 клеймами, которая в начале ХХ в. находилась в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря (Никольский А. Житие преподобного Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции // ВАИ. 1911. Вып. 21.. Возможно, в настоящее время находится в НГОМЗ. Инв. 7623. 182´ 142 см; под записью). Судя по перечисленным клеймам, автор иконы пользовался одним из наиболее подробных списков распространенной редакции. К разным вариантам этой и Особой редакций относятся еще несколько памятников: икона из церкви Илии Пророка в Ярославле с 18 клеймами жития и образом предстоящего Спасителю Варлаама Хутынского. (Первая половина XVII в., ЯМЗ). В ее последних 3 клеймах помещено видение хутынского пономаря, ставшее в XVI в. темой отдельных икон «Видение пономаря Прохора». Началом — первой половиной XVIII в. можно датировать икону «Варлаам Хутынский в житии, с 18 клеймами» из Крестовоздвиженской церкви г. Петрозаводска (Музей изобразительных искусств Карелии). В среднике преподобный обращен к изображенному в левом облачном сегменте благословляющему Спасу. Подробные житийные циклы известны по многочисленным миниатюрам XVI- XVII вв. (новгородские рукописи с иллюстрированным житием Варлаама Хутынского: Сб. XVII в.- ИРЛИ. Собр. Ф. А. Каликина № 35; БАН. 30.7.30; РНБ. Соф. № 1430, XVII в.- на Л. 103 миниатюра «Видение пономаря Тарасия»; Лицевое житие XVII в.- ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 97).
Преподобный Варлаам Хутынский, с житием. Храм Василия Блаженного XVI век.
Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ)
Преподобный Варлаам Хутынский, с житием в 20 клеймах. 1560-е. Москва.
Иконы и миниатюры на сюжет «Видение пономаря Тарасия» появляются в XVI в. как отражение событий мора и пожара 1505- 1508 гг. (предание отмечает, что это наказание явилось вместо потопа, предотвращенного молитвой вставшего из гроба Варлаама Хутынского), причина создания больших иконных композиций о видении Тарасия остается неясной. О самой ранней из них, появившейся на месте чуда — в Спасском соборе Хутынского монастыря,- упоминают древние переписные книги и описи обители (Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9.). Близкой по времени является происходящая оттуда икона конца XVI — нач. XVII в. (НГОМЗ). К наиболее ранним повторениям относятся также храмовый образ XVI века Варлаамиевского придела Покровского собора на Красной площади и небольшая икона начала XVII века из собрания ГРМ. Все они (включая поздние, начала XVIII в., ГТГ) повторяют одну композиционную схему и восходят, по-видимому, к древнему образцу. Вариант видения хутынского пономаря Прохора известен в монументальной живописи по росписи в церкви Илии Пророка в Ярославле (1680), где в диаконнике был устроен придел Варлаама Хутынского, украшенный житийным циклом святого, и зимнего Покровского придела той же церкви, расписанного в 1697 г.
«Видение хутынского пономаря Тарасия» (новгородская икона, к. XVII — н. XVIII вв.). Последняя треть XVI в. Из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря. НГОМЗ.
Среди древних житийных сюжетов отдельной композицией стало изображение погребения Варлаама Хутынского на иконах-пядницах (конца XVI в. (с записями), ГРМ). Этой сцене, единственной из всего жития, соответствует подробное описание в иконописных подлинниках (см. Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2.).
На протяжении XV- XVIII вв. иконография Варлаама Хутынского варьировалась: его писали то в куколе, то с непокрытой головой, то в игуменской шапочке, с бородой разной формы и длины. В иконописных подлинниках он также описывается по-разному: «Брада руса с проседью, менши Василья Кесарийскаго, на конци уже состряся» (РНБ. Перетц. № 524. Л. 82); «рус исчерна, брада до персей, узка, на главе схима, из под нея кудерцы знать, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 186). Изображения перподобного в игуменской шапочке встречаются редко (например, на верхнем поле иконы «Воскресение-Сошествие во ад» из Пскова, XV в., ПИАМ).
Многочисленные образы Варлаама Хутынского размещаются наряду с другими русскими чудотворцами в чине преподобных в таких сюжетах, как «Воздвижение Креста», «О Тебе радуется», «Покров Богоматери», «Богоматерь Боголюбская с припадающими» и др.
По материалам pravenc.ru