«Икона не должна быть закрытым окном с росписью, икона должна быть прозрачна, как очищенное стекло, через которое можно видеть бесконечные дали»

— Антоний, митрополит Сурожский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Покаяние в памятниках иконографии

17.02.2017

Автор: епископ Балашихинский Николай

Явился Иоанн, крестя в пустыне
и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне,
и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
(Мк. 1:4, 5)

Призыв Матери-Церкви сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3:8) особенно ясно звучит в богослужении Святой Четыредесятницы и подготовительных к Великому посту недель. Есть у этого призыва к покаянию и иконографические парафразы; о некоторых из них рассказывается в нашей заметке.

Покаяние… Наверное, для новоначального христианина нет задачи более насущной — и более сложной. В системе ценностей секуляризованного мира такого понятия попросту нет: даже если речь заходит о раскаянии в совершенных проступках, а то и преступлениях, то чаще всего это — сожаление о содеянном, а иногда — не столько о самом содеянном, сколько о том, что совершенный проступок стал достоянием гласности. Между тем в церковном понимании слово покаяние, по-гречески «metanoia», дословно означает «перемена ума», «перемена образа мыслей».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние «великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам». Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты.

Слово похвальное на зачатие св. Иоанна Предтечи. XVI в. РГБ

Слово похвальное на зачатие св. Иоанна Предтечи. XVI в. РГБ

Прозвучавший два тысячелетия назад в пустыне Иудейской, а затем и на берегах Иордана призыв Иоанна Предтечи покаяться, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 3:1-2), звучит и сегодня и означает призыв к перемене всего внутреннего состояния человека, призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира, к перемене и преображению души и сердца, чувств и мыслей (митрополит Амфилохий Радович).

Евангелие арпакос. 1693 г. БАН

Евангелие арпакос. 1693 г. БАН

К этому преображению, шаг за шагом возводя по лествице Великого поста, наставляет Церковь своих чад. За три недели до начала Великого поста начинают звучать дивные тропари великопостные:

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице! Студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшного дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!»

Евангелие учительное. XVI в. РГБ

Евангелие учительное. XVI в. РГБ

Преподобный Исаак Сирин называл покаяние отверстой дверью, которой входят в Божью милость усердно ищущие ее. Первое евангельское чтение подготовительных к Великому посту недель, в Неделю о мытаре и фарисее, напоминает об одном из важнейших условий покаяния — о смирении: всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14). Представляет интерес миниатюра к этой притче рукописного Евангелия учительного XVI в. из собрания Российской государственной библиотеки (РГБ. Ф. 90. № 80). Смиренно склонившийся, бьющий себя в сокрушении сердечном в грудь мытарь изображен в пурпурных одеждах, с нимбом — так художник показал, что мытарь получил большее, нежели фарисей, оправдание. «Притчами вводяй вся Христос к жития исправлению, мытаря возвышает от смирения» (канон в Неделю о мытаре, песнь 1).

Евангелие учительное

Евангелие учительное

Второй (из четырех подготовительных к Великому посту) воскресный день — неделя о блудном сыне — научает нас решимости; подобно тому, как голодающий в чужой стране блудный сын пришел в себя (Лк. 15:17) и решился с покаянием воротиться в отчий дом, зовет нас Церковь «блудного гласу поревновав», просить Отца Небесного: «Отче, якоже онаго, и мене обыми ныне, и не отрини мене» (канон недели о блудном, песнь 3), «Объятия Отча отверстии ми потщися… Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою!» (седален канона). Из композиций, иллюстрирующих притчу о блудном сыне, следует отметить икону середины XVII в. московской церкви Святой Троицы в Никитниках. Здесь выразительно представлены все основные эпизоды притчи, в том числе — и неудачная попытка блудного сына добраться до свиного корыта, и его смиренное возвращение в отчий дом: его, оборванного и грязного, заключил в объятия Отец, и уже несут ему слуги одежду первую (Лк. 15:22)… «Отеческая Твоя благоутробия ныне отверзи ми, Небесный Отче, и не отрини мене» (канон, песнь 5).

Евангелие. XVI-XVII вв. РГБ

Евангелие. XVI-XVII вв. РГБ

В рукописном Евангелии рубежа XVI-XVII вв. (РГБ. Ф. 178. № 9500) есть миниатюра, иллюстрирующая предыдущее евангельское зачало; оно читается в среду 26-й седмицы по Пятидесятнице, но имеет прямое отношение к покаянию: это причта о заблудшей овце: Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). На миниатюре изображено стадо из девяноста девяти незаблудших и пастырь, несущий на раменах обретенную заблудшую овцу.

Уже упомянутое нами учительное Евангелие XVI в. предлагает несколько иное иконографическое решение. Здесь, как и на иконе из Троицкой церкви, представлены основные моменты притчи: покаявшегося блудного сына принимает в объятия Отец, рабы (слуги) несут первую, возвращающую сыновнее достоинство, одежду; на ноги блудного надевают сапоги. Старший сын, долгие годы хранивший верность Отцу, стоит в недоумении и обиде, не входя в дом Отца: Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его (Лк. 15:28). На миниатюре, согласно святоотеческому толкованию, слуги изображены в виде ангелов. Как отмечает учительное Евангелие, «рабы суть ангелы, но и архиереи раби суть, и словом поучения обращающихся на покаяние одевают первою одеждою».

Евангелие арпакос. 1693 г

Евангелие арпакос. 1693 г.

Тема священных воспоминаний следующей подготовительной к Посту недели — Страшный Суд Божий (Мф. 25:31-46). Иконография Страшного Суда требует подробного описания (и должна быть темой отдельной статьи), поэтому здесь мы ограничимся примерами того, как показывает его книжная миниатюра.

Евангелие. XVI-XVII вв

Евангелие. XVI-XVII вв.

Миниатюра учительного Евангелия повторяет классическую композицию Страшного Суда, о которой некогда писал в своих «Очерках о русской иконе» князь Евгений Трубецкой: здесь «человеческая совесть иконописца стремится угадать Божий Суд не о каком-либо частном явлении, а о человечестве, как целом, более того — о всем мире. Те образы, которыми он олицетворяет этот Суд, превосходят глубиной и мощью самые вещие из человеческих слов».

На миниатюре представлен Христос — Судия мира, предстоящие Ему с ходатайством за род человеческий Богоматерь и Предтеча. У ног Крестителя и Пречистой Девы — коленопреклоненные прародители. Одесную и ошуюю Престола Божия сидят двенадцать апостолов; за ними — Воинство небесное. Регистром ниже расположены идущие на Суд народы: по правую руку Спасителя — «десную часть спасаемых улучившие» святые и праведники, а по левую руку — грешники, которым предстоит еще Суд.

В центре самого верхнего регистра композиции располагается Бог Саваоф; рядом с Ним — ангелы, свертывающие свиток небес: И небо скрылось, свившись как свиток (Откр. 6:14). Другая группа ангелов низвергает в преисподнюю демонское полчище. Одесную Отца Небесного изображен Горний Иерусалим. В средней части композиции помещены «праведных души в руце Божией», весы — «мера дел человеческих». Нижняя часть отведена аду со всеми его обычными иконографическими атрибутами: здесь можно видеть и четырех зверей, символизирующих «царства погибельные», и находящегося на границе ада «милостивого блудника». Из недр адских, от зверя, на котором сидит сам сатана, поднимается вверх композиции к ногам Адама извивающийся змей — олицетворение греха… «Страшное судище Твое помышляя, Преблагий Господи, и День судный, ужасаюся и боюся, от совести моей обличаемь» (икос). Миниатюра Евангелия XVI-XVII вв. композиционно гораздо проще, но столь же выразительна, как и предыдущая. Здесь уместно привести слова Иоанна Златоуста — несомненно, хорошо известные художникам-создателям миниатюр: «Там [в аду] зияет великая пропасть, пышущая лютейшим пламенем. Там повсюду увидишь пробегающий огонь, подобный какому-то свирепому зверю…»

Новая страница покаяния открывается в последний пред Великим постом воскресный день — в Прощеное воскресенье. Главной темой богослужебных текстов этого дня является воспоминание изгнания из рая прародителей. «Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг сидит…» На миниатюре учительного евангелия сцена изгнания представлена лаконично, но весьма выразительно.

Если Адам был «женскими глаголами прельщен», то Священное Писание дает нам образ и того, как усердствующие в покаянии жены не только сподоблялись личного спасения, но и других к покаянию обращали.

Евангелие арпакос. 1693 г

Евангелие арпакос. 1693 г.

Пример тому — самарянка, беседовавшая у колодца Иаковля со Спасителем:

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала (Ин. 4:39). Изображения этой встрече нередки — их можно найти и в книжной миниатюре, и в иконописи, и в храмовой росписи.

Суздаль, XVII век

Суздаль, XVII век

Если на миниатюре учительного Евангелия изображено самое начало беседы Господа с самарянкой, то на суздальской иконе конца XVI в. композиция включает еще и апостолов, и соплеменников самарянки: И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову (Ин. 4:39-41).

Евангелие арпакос. 1693 г. БАН

Евангелие арпакос. 1693 г. БАН

Еще один пример покаявшейся грешницы — на миниатюрах Евангелия апракос. Это покаяние принесло плоды — как сказал о ней Сам Господь: она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 26:10-13).

Как говорил Преподобный Исаия, если бы не было покаяния, то не было бы спасающихся. И вот тот рецепт, который дает нам для этого Церковь: «Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаждущия напоим, нагия оболчем, странныя введем, болящия и темнице сущия посетим; да речет и к нам Хотяй судити всей земли: придите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие!» (стихира на литии в Неделю о Страшном Суде).

Как видим, в дни подготовки к Святой Четыредесятнице призыв к покаянию не только звучит в богослужебных текстах, он предстает и в зримых образах — в книжной миниатюре, иконах и храмовой росписи. Церковь использует для этого все возможные средства, и об этом Сам Господь говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).

http://www.pravklin.ru/publ/pokajanie_v_pamjatnikakh_ikonografii/9-1-0-1756 

  • Опубликовано: 7 лет тому назад 17.02.2017
  • Рубрика: Дайджест