«Самые высокие примеры завершённости содержатся в иконописи. В основе этого искусства лежит ясность, определенность задач и их исполнения. В самой традиционной технике, в наложении санкиря, охрения, вплоть до покрытия готовой иконы олифой существует обоснованная последовательность, ведущая к полной завершенности. В иконописном образе святости не может быть никакой неопределенности или недоговоренности.»

— Н.Н. Третьяков.
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Иконография Иоанна Богослова

01.10.2017

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов — один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, автор четвертого Евангелие, за высоту христианской мысли которого он и получил свое второе имя, а также трех Посланий и Откровения, или по-гречески Апокалипсиса.

Иоанн Богослов с учеником Прохором, Миниатюра из Евангелия Хитрово. Начало XV в. Российская государственная библиотека, Москва

Родителями Иоанна были Зеведей и Саломия — личности весьма выдающиеся. Зеведей был крупным Галилейским рыбаком, обладал значительным состоянием и являлся заметным членом иудейского общества. Саломия же была дочерью овдовевшего праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, от первого брака. Впоследствии Саломия присоединилась к обществу жен, сопровождавших Спасителя и служивших Ему. Она наряду с другими женами покупала все необходимое для содержания общины учеников, присутствовала при снятии со Креста, участвовала в покупке масел для помазания уже погребенного Христа, а также названа среди жен-мироносиц, пришедших ко Гробу. Вторым сыном, братом Иоанна, был Иаков. В Евангелие от Матфея Саломия вместе с сыновьями обратилась с просьбой ко Господу: «чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую руку, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф.20:21). Спаситель сказал на это, что воссядут с Ним те, кому уготовано Отцом. На ответное возмущение апостолов Он добавил: «Кто хочет между Вами быть большим, да будет Вам слугою; и кто хочет между Вами быть первым, да будет Вам рабом» (Мф.20:26-27). Жила семья в Капернауме — крупном городе на берегу Тивериадского озера, провинция Галилеи.

О детстве Иоанна ничего не известно. Сначала он был учеником святого Иоанна Предтечи. Услышав его проповедание о Христе, Иоанн вместе с апостолом Андреем последовал за Спасителем и видел Крещение Господне. Но постоянным учеником Иисуса Христа он стал немного позже, после чудесного лова рыб в Галилейском море, когда Спаситель призвал сначала апостолов Симона Петра и Андрея, а затем и братьев Зеведеевых — Иакова и Иоанна.

Иоанна принято считать младшим братом, потому как везде он называется вторым после Иакова. Предание говорит также, что Иоанн был самым младшим из апостолов — когда он с другими учениками сопровождал Спасителя, ему было не более двадцати лет.

Братья Иаков и Иоанн проявляли горячую веру и ревность, которую Он дважды умерял. Однажды они попросили Христа разрешить низвести с неба огонь, чтобы сжечь самаритянскую деревню, не принявшую Спасителя. В другой раз, в Капернауме Иоанн Богослов сказал Учителю, что они видели человека, изгоняющего бесов Его именем, и запретили ему, потому что этот человек не ходил с ними.

Преображение Господне, Около 1403 г. Из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Также благодаря своей особой любви ко Спасителю Иоанн стал свидетелем множества великих чудес: воскрешения дочери начальника синагоги Иаира и Лазаря, брата Марфы и Марии, исцеления слепорожденного, чуда в Кане Галилейской, и других. Он сопровождал Христа во время главных событий Его земной жизни, в том числе и Преображение на горе Фавор, и страданий Его в Гефсиманском саду. На Тайной Вечере именно Иоанн Богослов, возлежавший в это время на груди Спасителя, задал вопрос: «Кто предаст тебя?» и услышал ответ. После же взятия Учителя под стражу, Иоанн, имевший доступ к первосвященнику благодаря особому положению своих родителей, последовал за Ним на допрос и суд. Апостол Иоанн Богослов вместе с Богородицей плакал у подножия Креста, и услышал слова распятого Господа: «Жено, се сын Твой; Се Мати твоя». Впоследствии Матерь Божия жила в Иерусалиме в доме Иоанна до Своего Успения, и он заботился о Ней.

После Евангельских событий, как описывает книга «Деяний», когда начинала создаваться Иерусалимская церковь, главными представителями и активными проповедниками стали именно апостолы Иоанн и Петр, а через несколько лет, после смерти первоверховных апостолов Петра, Павла и брата Господня Иакова, апостол Иоанн Богослов стал самым значимым человеком в церкви.

Распятие, Конец XIV – первая четверть XV вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

О последующей жизни апостола мы узнаем из «Хождений Иоанна Богослова», чье авторство принято приписывать его ученику и спутнику Прохору. Согласно этому труду, для определения места дальнейшей проповеди апостолы кинули жребий, вверяясь, таким образом, воле Господа. Иоанну жребий определил местом проповеди Малую Азию, а спутником назвал Прохора, и после Успения Богородицы они отправились в Эфес. Однако по пути корабль настигла буря, и в кораблекрушении выжили все, кроме апостола. Прохор горько плакал, и вынужден был вернуться в Эфес один. Через две недели Прохор шел вдоль берега и присел отдохнуть, как вдруг увидел волну, выбрасывающую что-то на берег. Это оказался Иоанн, чудесным образом избежавший смерти.

Разрушение храма Дианы, Мозаика северного купола. XI в. Собор Сан-Марко, Венеция. Италия

Последующие житийные события, как служение жестокой Романе, затем воскрешение Домна и Диаскорида, и их последующее обращение в христианство, разрушение колдовства волхва Кинопса, спасение от смертного приговора, объявленного Нероном, описаны также в «Хождении». Особого внимания стоит ссылка Иоанна императором Домицианом на остров Патмос. На Патмосе апостол стал тайнозрителем откровения, посланное ему как видение через Ангела Господня, и записанное с его слов Прохором. В видении Иоанн Богослов был перенесен в конец истории человечества, и видел конечные судьбы мира. Так была создана заключительная книга Нового Завета — «Откровение» или «Апокалипсис».

Иоанн Богослов с Прохором на острове Патмос, Конец XVI в. Мастерская Троице-Сергиева монастыря. Из церкви села Купань близ города Переславля-Залесского. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Евангелие от Иоанна было написано последним из четырех. Иоанн Богослов, видя Евангелия Матфея, Марка и Луки, решил дополнить их тем, что было пропущено, и чему он сам был очевидцем. Апостол был человеком созерцательного склада души, очень глубоко и тонко чувствующим, его Евангелие называют духовным.

Три послания Иоанна главной мыслью своей имели одно: необходимо любить друг друга. В конце своей жизни Иоанн повторял только: «Дети, любите друг друга! Потому что это заповедь Господня, и если бы ее только исполнить, — этого было бы достаточно». Благодаря этому учению Иоанн и получил имя «Апостол любви».

Святой Иоанн Богослов был единственным из апостолов, кто скончался своей смертью, прожив более ста лет. По преданию, ученики Иоанна, по наставлению учителя, закопали его в могилу живьем. Однако, на следующее утро другие ученики узнали об этом и пришли раскопать могилу, однако не обнаружили в ней тела. В связи обстоятельствами смерти, некоторые христиане находят основания полагать, что Иоанн Богослов не умер, но остался жить до Второго Пришествия Христова, чтобы обличить антихриста. В отличие от мощей других апостолов, останки Иоанна христианскому миру неизвестны.

ИКОНОГРАФИЯ

Древнейшие дошедшие до нас изображения Иоанна Богослова относятся к III-IV вв. Они сохранились в росписях катакомб и рельефах саркофагов. Среди них Иоанн всегда представлен в числе 12 апостолов или, реже, четырех евангелистов, окружающих Спасителя или предстоящих Ему. На ранних образцах черты апостолов обобщены и идентифицировать их можно только в тех случаях, когда сохранились подписи имен святых или слова евангельских текстов.

Иоанн Богослов (?), Фрагмент иконы «Апостол Петр». Константинополь, Византия. VI в. Музей монастыря Св. Екатерины, Синай. Египет

В искусстве раннехристианском Иоанн, считавшийся самым молодым апостолом, изображается юным. Позже распространился другой образ — в виде старца перед небольшим столиком, с раскрытым кодексом в руках, где апостол предстает за написанием Евангелия. Над апостолом сидит орел, символизирующий силу, свободу и высоту его мысли. Взгляд апостола устремлен в небо — Иоанн внимает непосредственно Богу. Символ орла, связанный с Иоанном, равно как и символы других евангелистов, взят из «Откровения», где на пороге рая человек встречает четырех животных, исполненных очей: первое подобно льву, второе тельцу (волу), третье с «лицом, как человек» и четвертое подобно небесному орлу. Происхождение эти животные берут в Ветхом Завете, из книги пророка Иезекииля. В Апокалипсисе животные предстают у Престола Божия, воздающие славу, честь и благодарение Господу — они и стали символами четырех евангелистов. По традиции, с XIV в., евангелисты со своими символами помещаются на царских вратах наряду с иконой Благовещения, в знак того, что с пришествием в мир Спасителя врата Рая снова открыты человеку. Иконографические типы на царских вратах обычно общие для всех евангелистов. Однако, Иоанн чаще других изображается не пишущим, а читающим или указующим на уже написанные слова, или сидящем в углубленном богомыслии.

Иоанн Богослов, 546-547 гг., Сан-Витале, Равенна

Основные иконографические типы евангелистов складываются еще в раннехристианском искусстве, но выделить и описать их невозможно ввиду недостаточного количества сохранившихся памятников. Наиболее ранние изображения евангелистов мы находим в иллюстрированных рукописях IX-X вв., где их образы сопровождали тексты Евангелий. Практически во всех византийских рукописях этого времени мы видим развитие мозаичного образа Иоанна Богослова, созданного в Равенне. Там он имеет облик старца — это объясняется преданиями о том, что Евангелие было написано Иоанном в глубокой старости. Действие также часто происходит в самой пещере или на ее фоне. В иконописи темная пещера означает мрак неведения, мир греховный, ад, место, недоступное свету, тогда как солнце и свет — символы Христа. Таким образом, пещера — это мир в неведении Истины, и апостол, внимая Богу, пишет Евангелие для просвещения этого мира. Кроме того, в случае Иоанна, это не только символ, но и указание на реальные обстоятельства написания Евангелия и Откровения. Часто на иконах Иоанна Богослова сопровождает его ученик Прохор, пишущий под диктовку апостола — в соответствие с текстом из «Хождения». В XI-XIII вв. образ Иоанна с учеником становится самым распространенным.

Иначе изображается Иоанн Богослов в ряде икон на евангельские сюжеты, в которых он принимал участие: Преображение, Тайная Вечеря, Распятие, и на иконах страстного цикла — Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Там он изображается юношей, соответственно с его возрастом на момент изображаемых событий.

Царские врата, Строгановские вотчины. Конец XVI в. Церковно-археологический кабинет МДА

Однако в композициях, где смысловой акцент ставится на символический образ Церкви, Иоанн изображается старцем даже будучи среди апостолов — как бы в напоминание о его длительном служении, завершившимся написанием Евангелия и Откровения.

Разнообразные варианты иконографии Иоанна Богослова, сложившиеся в иллюстрациях к рукописям, используются далее и в храмовой росписи, где евангелисты изображались на парусах. Росписи храма отражают сущность христианского учения. Таким образом, все пространство храма делится на «земное» и «небесное», и наиболее значимые сюжеты располагались на наиболее высоких и наиболее важных элементах конструкции храма. Под куполом располагается Христос и небесное воинство, на парусах, соединяющих стены с куполом — евангелисты, соединяющие собой земное и небесное. Также, как паруса держат купол, веру Христову держат четыре Евангелия.

    

Слева: Иоанн Богослов, Из деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Справа: Иоанн Богослов, Фрагмент иконы. XIV в. Балканы. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Достаточно рано иконы Иоанна стали включатся и в деисусный ряд. Среди древнейших образцов встречаются и такие, где Иоанн изображается юным, но это скорее исключение, чем правило. В чинах древнерусских апостол изображается иначе. Апостол изображен вполоборота вправо, предстоящим в молнии ко Христу, чей образ расположен в центре деисусного ряда. Апостол бережно несет свое Евангелие ко престолу Божию. Стоит отметить, что одежды Иоанна Богослова в иконографии не имеют постоянных цветов, как, например, одежды апостола Петра.

Иоанн Богослов с Прохором на острове Патмос с 44-мя клеймами Хождения, Из церкви Иоанна Богосолова Борисоглебского монастыря г. Дмитрова. Около 1492 г. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Иконография житийного цикла Иоанна Богослова основана на тексте его «Хождений», который на Руси воспринимался как житие святого. В конце XV в. житийные иконы становятся необычайно популярными, и именно тогда сюжеты Хождения заняли свое место в клеймах на иконах Иоанна. Как правило, иконографическая схема средника такой иконы сходна с Иоанном из миниатюр Евангелий и его изображениями на царских вратах. Интересным и уникальным по своим масштабам памятником является икона Иоанна Богослова с Прохором на острове Патмос из собрания Музея им. Андрея Рублева. Центральный образ окружают 44 клейма «Хождения». Они объединяются в разделы и следуют определенной программе, призванной показать жизнь святого именно как апостольское служение: каждое из событий завершается крещением людей. В последнем ряду клейм изображены видения Апокалипсиса, смерть и погребение апостола — акцент на значимости личного воцерковления человека перед наступлением последних времен.

Апостол Иоанн Богослов с Прохором, с Апокалипсисом, 1559 г. Костромской государственный объединенный художественный музей

Здесь стоит заметить, что интерес к личности Иоанна Богослова возрастал во времена, когда людей захватывали эсхатологические настроения. Всеобщее ожидание конца света отразилось на церковной и светской живописи. Наряду с житийными иконами святого стали появляться иконы, изображающие Откровение. Еще один уникальный по масштабам памятник, где изображение Иоанна и Прохора окружают 68 клейм, иллюстрирующих текст Апокалипсиса, это икона 1559 г. из Богоявленского монастыря в Костроме. Икона является самой подробной иллюстрацией Откровения в русской живописи с максимальным количеством клейм.

Известен также отдельный тип иконографии, посвященный Иоанну Богослову как автору Апокалипсиса, под названием «Видение Иоанна Богослова». В русском искусстве он появился во второй половине XVI в. Икона на этот сюжет из собрания Третьяковской галереи включает четыре части: видение Сына Человеческого Иоанном Богословом на острове Патмос, благословение семи церквам, Иоанн Богослов с Прохором на острове Патмос, Получение Иоанном Богословом книги от слетающего с небес Ангела.

Иоанн Богослов в молчании, Из коллекции Остроухова. Вторая половина XVI в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Со второй половины XVI в. в русской иконописи получили распространение композиции, известные как «Иоанн Богослов в молчании». Характерной особенностью этого типа является жест Иоанна, подносящего один или два пальца к губам в знак безмолвия. Считается, что в основе этой иконографии лежат заключительные слова Евангелия от Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Но основании этого текста, а также многочисленных свидетельств особой близости «любимого ученика» к Спасителю, возникает образ Иоанна как мистика и тайновидца. Кроме того, определенное влияние на данный тип могла оказать аскетическая традиция монахов-исихастов. Исихазм — древняя традиция духовной практики непрестанной молитвы, подготовляющая подвижника к Богосозерцанию. То новое, что русский исихазм внес в иконопись, было порождено глубоким жизненным проникновением как в таинство Евхаристии, так и в саму икону.

Начиная с IX-X вв., жест руки, поднесенной к губам, выражал сосредоточенную задумчивость, размышления. И такой жест Иоанна Богослова напоминал о безмолвии, как о единственно возможном пути обретения тайных знаний, к которым он сам был причастен. Кроме того, стоит упомянуть о широком распространении этой иконографии в XVII-XVIII вв., которую исследователи связывают с воздействием старообрядческой культуры — старообрядцы могли видеть в такой иконе призыв к сокровенному исповеданию веры отцов.

В житийной литературе зафиксированы несколько чудесных явлений Иоанна Богослова русским святым, и некоторые из них стали сюжетами для самостоятельных икон. В таких явлениях Иоанн обычно сопровождает Богородицу. Так, например, в III в. Богородица и Иоанн Богослов явились Григорию Неокессарийскому. Другой подобный известный сюжет — явление Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому, известный с XVII в.

Кроме того, на Руси евангелистом Иоанна и Луку связывали с делом иконописания и почитали их как покровителей иконописцев. Основанием для этого стала легендарная повесть о том, как Иоанн Богослов обучил искусству иконописания мальчика, пасшего гусей, и тот в мастерстве превзошел придворного художника. Самый ранний из циклов на этот сюжет присутствует на нижнем поле иконы с двадцатью клеймами жития из Костромской области, сер. XVII в.

Иоанн Богослов, с житием. Из Череменецкого Иоанно-Богословского мужского монастыря, Ленинградская область

Необходимо также обратить внимание и на единственную в истории русской культуры явленную икону Иоанна Богослова из Черемнецкого монастыря под Лугой. Согласно преданию, в 1478 году она явилась на берегу Череменецкого озера, где по приказу Иоанна III Васильевича вскоре был воздвигнут монастырь.

Список источников:

  1. Белик Ж.Г. Апостол Иоанн Богослов. – СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2013 – 76 с.
  2. Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 12 тт. – СПб., 1905. // Репринт: Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писании Ветхого и Нового Завета.: Новый Завет / под ред. А.П.Лопухина. – М., 2006-2008
  3. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. В 12 тт. – М., 2008
  4. Толкование на Апокалипсис Святого Андрея, архиепископа Кессайриского. – М., 2000
  5. Виноградов А.Ю., Королев А.А., О.Н.А., Э.П.А., Турилов А.А., Макаров Е.Е., Нерсесян Л.В., Иером. Николай (Сахаров). Иоанн Богослов // Православная экнциклопедия. – М., 2010. – Том XXIII. – С. 679-731

Екатерина Лопарева

  • Опубликовано: 7 лет тому назад 01.10.2017
  • Рубрика: Публикации