«Приступающим к изучению техники иконописного дела прежде знакомства с рисунком, материалами и способами их применения необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и теснейшую связь с жизнью Церкви. Иконопись — это не просто искусство, это искусство церковное.
Икона — это книга о вере. Языком линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.»

— Монахиня Иулиания (Соколова)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Копийная практика в Пскове

16.10.2017

 

В сентябре 2017 года студенты 4 курса Иконописного отделения СПбДА совершили поездку в Псков — один из самых древних, славнейших и уникальных городов — где в Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике копировали древнюю живопись XVI вв. Студентам удалось познакомиться с неповторимыми произведениями древней живописи вблизи, т.к. копирование является основой в обучении иконописному мастерству. Самая главная задача здесь — понимать и  уловить цветовые решения древнего мастера. Постоянная практическая тренировка дает  неоценимые знания и опыт. Студенты копировали лучшие произведения древней живописи Пскова такие как: иконы «Омовение ног», «Успение» из праздничного чина церкви Архангела Михаила ( перв. половина XVI в.) , клейма «Путешествие волхвов», «Приношение даров младенцу Христу» образа Тихвинской иконы Божией Матери с акафистом (перв. чеверть XVI в.) , икону Св. праведных Иоакима и Анны, икону Иоанна Предтечи,  иконы «Огненное восхождение пророка Ильи» ( XVI в.), «Чудо Георгия о Змие» ( втор. половина XVI в.).

Псковский музей один из крупнейших музеев в стране, владеющий ценнейшими памятниками  XVXVI вв., а  псковская школа живописи – самобытное художественное явление. Станковая живопись Пскова прошла сложный путь развития. Истоки восходят к XIII веку, а в начале XIV века намечаются те черты, которые составили ее неповторимость и  из которых выкристаллизовался классический облик псковской школы иконописи конца XIVXV столетий. Значительность икон XVI века говорит о преемственности  творчества средневековых псковских живописцев, бережно сохранявших свои художественные традиции. Главной особенностью псковского иконописания можно считать необычайно драматическое, эмоционально-насыщенное состояние святых, аскетически напряженный мир которых был сродни мироощущению псковитян, лишенных благодушия и душевной гармонии. Псковским иконам присуще высокое умозрительное начало, которое сказывается в особой одухотворенности строгих ликов святых; оригинальные иконографические изводы, живописный темперамент, проявляющий в живописных переливах глубоких и сильных колеров, в смелой лепке форм, в загадочном свечении бликов, в золотом сиянии ассиста. Это черты делают псковскую икону  столь непохожей на все, что создавалось в других центрах Руси.

Удивительно красива архитектура города!  

Жемчужина посещения — удивительный историко –архитектурный комплекс Спасо-Мирожского монастыря. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок Спасо-Преображенского собора тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.. Забеленные в позднесредневековое время  фрески были открыты во второй половине XIX века, в XX веке велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Стенопись поражает высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.  Фрески собора Рождества Пресвятой Богородицы (1313г.) Снетогорского монастыря, который студенты также посетили, имеют иной характер. Здесь в свое время палитра складывалась из трех основных цветов спектра-голубого (фоны), оранжево-красного (лица и обрамления) и желтого (нимбы). Этот яркий  и контрастный цветовой  аккорд дополняли белый цвет (одежды и света на лицах), оливково-серый (высветления) и фиолетовый. В настоящее время снетогорские фрески выглядят более монохромными, чем они были в момент создания.

 

Углубиться в историю  Пскова удалось благодаря посещению Псково-Печерского монастыря, Изборска и Елеазаровского монастыря, где находится икона «Спаса Вседержителя» или «Спас Елеазаровский» (сер. XIV в.)-древнейший памятник псковской иконописи. Студенты посетили  псковский Кром – ядро древней крепости, в котором находится Троицкий собор XVII века – главная архитектурная доминанта города. Он являет собой неизменный образ старого Пскова и назывался Домом Святой Троицы, также как Новгород — Домом св. Софии, а Изборск — святителя Николая. Современное здание собора является четвертым по счету, однако каждый раз главный престол храма остается на том же, установленном еще в глубокой древности, месте, освящался во имя Живоначальной Троицы. Место для храма было избрано самой равноапостольной Ольгой: ей, стоящей на берегу реки Великой, было явлено видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор. В XII веке собор был возобновлен в камне, предположительно смоленскими строителями, — в те времена местная школа зодчества еще не сложилась.

Удивительные соборы, которые поразили красотой и благородной простотой –церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (XVI в.), церковь Косьмы и Домиана с Примостья (1463 г.), церковь Варлаама Хутынского, церковь Богоявления с Запсковья, церковь Николы на Усохе (1536 г.), церковь Василия Великого на Горке (1413г.). Интересны были такие архитектурные объекты как дом Лапина(XVII век), Дом Печенко (втор. половина XVII в..). Храм Богоявления, основанный в 1496 году, — один из лучших образцов древнерусского зодчества. 

Церковь Варлаама Хутынского стоит около крепостной стены и остатков башни (там, где некогда были Варлаамские ворота). Через эти ворота 13 сентября 1472 года въехала Софья Палеолог на пути из Рима в Москву. 

Кульминацией посещения было Фондохранлище (Дом Массона), где находится удивительный по красоте экспонат — икона «Страшный Суд» (XVI в.). 

«Страшный Суд» Псков, 16 век. Фрагмент.

Время, проведенное на древней Земле Пскова – центра духовной культуры, было удивительным, запоминающим и неповторимым!

Анастасия Мелих, Ангелина Кривошей (IV курс иконописного отделения). 

 

Храм Богоявления, основанный в 1496 году, — один из лучших образцов древнерусского зодчества.

  • Опубликовано: 7 лет тому назад 16.10.2017
  • Рубрика: Новости