«Церковь проповедует одновременно и словом, и образом, поэтому икону и называют учителем. Князь Трубецкой дал прекрасное определение русской иконе — «умо-зрение в красках». Икона — это воплощенная молитва, поэтому вне Церкви в подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении, она составная часть богослужения — как и церковное пение, архитектура, обряд»

— Архимандрит Зинон
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

25.04.2018

 

Об особенностях иконографии «Воскресение Христово/Сошествие во ад»

Непостижимый по самой своей сущности момент Воскресения Господа Иисуса Христа в Евангелии не описан.  К IX веку событие Воскресения Христова, раскрываемое в своей сущности святыми отцами и писателями Церкви как акт спасения человека от духовной смерти, создало в искусстве композицию, называемую теперь по ее внешней форме «Сошествие Иисуса Христа во ад». Эта богословская, глубокосодержательная и в то же время доступная непосредственному пониманию композиция прошла несколько стадий в своем историческом развитии.

Одна из особенностей иконографии «Сошествия во ад»– то, что Господь Иисус Христос никогда не изображается на иконе один, но всегда обязательно с прародителями. Постоянная обращенность  Спасителя к праотцу включает Адама в смысловой центр иконы: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Воскресение показано не изолировано, а в его связи с  идеей спасения: Господь выводит праотца из «сени смертной», чтобы даровать  ему Жизнь Вечную.

Взаимоотношение образов Спасителя и Адама имеет глубокую смысловую насыщенность.  Иисус Христос родился от Марии, приняв человеческую природу. Тем самым Адам является прародителем Спасителя – Бога, из любви к людям ставшего Человеком. Тема Сыновства и Отцовства в этой иконе очень сильна, она по-разному переживается и осмысливается в разные эпохи.

Сошествие во ад. Псков, 1 п. XVI в.

 

В образе «Воскресения» показано восстановление изначального человеческого достоинства. У древа познания произошло грехопадение, повреждение человеческой природы, на иконе же Воскресения показан момент уничтожения его последствий. Образ буквально являет исполнение слов псалма: «Послал Слово Своё, и исцелил их, избавил их от могил их» (Пс.106:20). Неслучайно образ Воскресе ния иллюстрирует эти слова в Псалтирях.

По словам святителя Киприана Карфагенского, «Христос захотел быть тем, что есть человек, чтобы и человек мог быть тем, что есть Христос». Спасение человека, по выражению Афанасия Великого, это «воссоздание и обновление» в нем образа Божия. Спасение как новое творение показано во взаимоотношении образов Христа и Адама.

Хождение по водам /Спасение утопающего Петра. Монреаль.

 

Изобразительно этот момент спасения обозначен через символику жеста Христа, держащего Адама: «захват запястья» (фразеологизм  до сих пор сохранившийся в греческом языке), имеет особое значение. На древних памятниках искусства он может быть знаком спасения, возвращения домой, знаком перехода во власть держащего запястье. На античных монетах он появляется как обозначение преобразовательных деяний императора: включение варваров в Римскую империю или освобождение новых земель. В христианской иконографии этот жест в сценах чудес связан с переходом от болезни к исцелению, от смерти к жизни.

Воскрешение дочери Иаира. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1502 г.

 

Он  присутствуют на сценах чудесного избавления; например, так держит Спаситель тонущего Петра в его хождении по водам. В раннем христианстве именно так, за запястье, священник поднимал из купели крещаемых.

Сошествие во ад. Фрагмент.Дионисий. 1502 г.

 

Сравнительный анализ различных икон Воскресения говорит о том, что эта деталь остается неизменной. В качестве исключения можно привести раннюю византийскую икону XII века.

Сошествие во ад. Византия. XII в. Государственный Эрмитраж.

 

На византийских мозаиках и иконах всегда изображаются раны от гвоздей: Спаситель поднимает Адама раненой рукой. В этом есть особый смысл, отсылающий к пророчеству Исайи: «Ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Сошествие во ад. Фрагмент эпистилия темплона. Фрагмент эпистилия из цБогородицы ФеоксепастыКонXIV — начXV в. Музей монастыря Иоанна ЛампадистаКипр

 

Так, жест «захват запястья» является предельно важным для понимания её смысла: так Господь Иисус Христос поднимает Адама и делает его причастником Своей славы.

В Православии икона понимается как «ответ», по выражению Л.А. Успенского, святых отцов, явленный в красках. Это не детальная иллюстрация конкретного текста, вместе с тем она отражает книги Ветхого и Нового Завета,  а также литургические песнопения. Образ Воскресения точно передает слова Православного Богослужения: «Возвел Адама от тли». Такое глубокое внимание и взаимопроникновение подтверждает слова С.И Голубева: «Существо иконного образа – в его наполнении. Иконопись имеет строго и тонко разработанный язык, в ней каждый нюанс обладает глубокой насыщенностью, смысловой и символической».

Литература:

Иванова С.В. Воскресение Христово. – СПб., 2014.

Монахиня Иулиания (Соколова). Труд иконописца. http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=25&chap=27

 

  • Опубликовано: 7 лет тому назад 25.04.2018
  • Рубрика: Публикации