«Тот образ, который пишется с благоговением, впитывает от благоговейного иконописца Благодать Божию и передаёт людям вечное утешение. Иконописец «перерисовывает», переводит себя на ту икону, которую он пишет, поэтому его душевное состояние имеет большое значение. «…»Иконы проповедуют и проповедуют веками. И когда кто-то, например, человек, которому больно, бросает взгляд на икону Христа или Божией Матери, то получает утешение»

— прп. Паисий Святогорец
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Иконописец как Свидетель

20.06.2018

18 июня 2018 года в Санкт-Петербурге, в рамках закрытия выставки Александра Николаевича Солдатова «Рождение Образа» прошел круглый стол на тему «О красоте».

В конференции участвовали искусствоведы Академического Института им. Репина, иконописцы Москвы и Санкт-Петербурга: Александр Васильевич Стальнов (руководитель иконописной мастерской Иоанна Богослова; преподаватель СПбДА) , Валентина Тихоновна Жданова(один из ведущих иконописцев Санкт-Петербурга, преподаватель СПбДА) , Дмитрий Геннадьевич Мироненко (руководитель иконописной мастерской Иоанна Дамаскина Александро-Невской Лавры; преподаватель СПбДА), Бобров Юрий Григорьевич (профессор Академического Института им. Репина, реставратор, искусствовед), Нина Сергеевна Кутейникова (искусствовед, член-корреспондент Российской АХ);

Разговор затронул темы стилизации и канона, свободы и закона, символа и образа, копии, интерпретации и тиражирования, красоты и возвышенного в искусстве, а также различные стороны значения красоты в воззрениях философов и богословов различных эпох.

Александр Николаевич поделился собственными выводами на основе мысли теолога Г. У. фон Бальтазара в книге «Тео-эстетика», идеи которого продолжил православный философ Девид Харт в книге «Красота бесконечного» (основанной также на множестве учений отцов Церкви). Бальтазар развивает христианское богословие в аспекте третьей трансцеденталии – Красоты, вслед за фундаментальными понятиями Истины и Блага. Солдатов убежден, что проблема современных иконописцев сугубо богословская, по его мысли возврат к тео-эстетики – единства идей «Истина, Благо и Красота» — это шанс для действительного возрождения церковного искусства. Поиски стиля, бесконечные интерпретации знака, все современное церковное искусство, идущее по пути «культуры значения», оказывается музейным и занято вторичными проблемами. «Нужно говорить о высоком, о Боге, не стремясь к развоплощению формы». Говоря об иконописце, как о свидетеле Божественной Славы, Александр Николаевич выводит на первый план забытое значение иконы – показать эту Славу через красоту, «преображающую сердце человека».

Подводя итоги беседы, Александр Николаевич процитировал дневниковую запись о. Александра Шмемана:

«В красоте всякого подлинного произведения искусства всегда можно найти закон. Однако рождается оно не от закона, а от «исполнения» его, от благодати; исполняя закон, красота преодолевает его. А когда остаётся «под законом» и хочет родиться «у закона» (современные иконописцы, всё копирующие) – то умирает, становится стилизацией, так что закон оказывается смертью искусства. И не «закон», а красоту мы ищем и воспринимаем в искусстве…».

(Из дневника протопресвитера А. Шмемана )

  • Опубликовано: 3 месяца тому назад 20.06.2018
  • Рубрика: Новости