«Икона — это подобие, изображение, которое никогда не может быть совершенным, потому что изображение никогда не может совпадать с полнотой реальности, но достаточно реально, чтобы ударить нас в душу»

— Антоний, митрополит Сурожский
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Защита дипломных работ

23.06.2018

22 июня в Санкт-Петербургской Духовной Академии подвели итог еще одному циклу обучения: выпускники Иконописного отделения защитили дипломные работы. В этом году шесть выпускников курса А.В. Стальнова и А.И. Сорокивского в качестве курсового дипломного проекта написали иконостас в Сретенский храм Антониева монастыря  Великого Новгорода.

Аринушкина Ольга создала храмовый образ «Сретения Господня». Основным образцом послужила икона из Кирилло-Белозерского монастыря, которая была композиционно переработана в соответствии с форматом доски.

42950520291_f94ae064f3_o

В иконографии раскрывается смысл Двунадесятого Праздника, рассказывающего о встрече Бога с человеком и предстоящей Жертве Спасителя. Вся композиция, направляющая внимание к престолу, служит этому глубокому замыслу. Эта иконография начала формировать еще в V веке и известна из ранних христианских фресок и мозаик. Она традиционно включает в себя образы Младенца Христа, Божией Матери и Иосифа, праведного Симеона и Анны пророчицы.

Дионисопулос Дмитрий написал иконы Спасителя и Божией Матери.

42950520071_940b8828af_o

«Икона Христа Вседержителя находится справа от царских врат. Простая иконографическая схема служит сосредоточению внимания молящегося на лике, благословляющем жесте и Евангелии, текст которого, в моем случае, гласит: «Придите ко Мне вси труждающиеся о обремененнии, и Аз упокою вы» ( Мф. 11, 28 ст). Примером такой иконографии для меня стал образ Спаса Звенигородского, невероятно выразительный, но в то же время очень сдержанный, написанный Андреем Рублевым. Так же в работе я ориентировался на икону Господа Вседержителя конца XV века круга Дионисия, происходящую из ризницы Троице-Сергиевой Лавры, образцы XVI века из Новгородского музея и Третьяковской галереи. Все эти образы были серьезно переработаны для того, чтобы в итоге получился образ, который бы соответствовал стилистике новгородской иконописи XVI века и смотрелся бы слажено с другими иконами в ряду иконостаса.
42950519921_93dd4a6272_o
Тихвинский образ Божией Матери соответствует иконографическому типу одигитрии. По преданию, образ явился на Русь в 1383 году близ города Тихвин. С иконы было сделано большое количество списков, многие из которых являются чудотворными. При написании иконы, я ориентировался на образец XVI века из собрания музея Андрея Рублева. Также образцами послужили такие иконы, как: Тихвинская икона Костромского Ипатьевского монастыря XVI века и Тихвинская икона Божией Матери с акафистом XVI века из псковского музея».

42900830842_955e7a2acd_o
Третьей работой стала икона собора Двенадцати апостолов. «Эта икона, в отличие от других, была написана в технике яично-лаковой темперы, особенностью которой является добавление лака в эмульсию, что придает краскам особые структурные свойства, которые позволяют буквально вплавлять один цвет в другой. Такое решение было предпринято мной для того, чтобы попытаться написать такие же живые и свободные образы апостолов, какими они предстают на византийской иконе XIV века из собрания ГМИИ, на которая послужила главным и единственным образцом». Этот образ останется в стенах Духовной Академии.

Ремизова Мария написала в качестве дипломной работы образы Архангелов Михаила и Гавриила для диаконских врат.
41139708850_06eb099090_o
41139710020_e541d766d8_o
«Архангелы, как служители Царя Небесного, изображены в одеждах античной аристократии с регалиями императорской власти. Главная задача выпускной работы состояла в разработке иконографии, ориентированной на стилистику новгородских икон начала XVI века. В этот период иконы архангелов Михаила и Гавриила находились в деисусном ряду иконостаса, где фигуры расположены в трехчетвертном повороте и обращены к центру. В данном иконостасе для соблюдения гармонии местного ряда я изобразила архангелов фронтально, взяв за основу иконы начала XVI века  из деисусного ряда иконостаса Софии Новгородской, также в качестве образцов использовались фрески Дионисия из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря».

Кривошей Ангелина выполнила сложную композицию Царских врат, включающую образы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Евангелистов.
41139709490_b71b6cff6f_o
Такая композиция наиболее полно раскрывает смысл Благовестия, которым мы призваны к тому, чтобы войти в Царстве Божие: в образах есть Благовещение – как начало Евангелия и образ Иоанна Богослова – как автора Откровения, являющего конец Евангелия. Многофигурная композиция Царских врат в своем колорите словно собирает весь местный ряд иконостаса, она наполнена многими деталями, которые требовалось решить гармонично. Образцами послужили иконы XV-XVI вв.

Копач Вера написала образ преподобного Антония Римлянина – основателя Новгородского монастыря.
42950519781_d6f546c06d_o
Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году. Он принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. «Преподобный Антоний изображен плывущим на камне, в молении обращённый к Божией Матери с Младенцем.  В иконе раскрывается идея моления, композиция тесно связана с текстом жития. Образцом для работы послужили житийные иконы с клеймами из собрания Новгородского музея, музея Московского Кремля, Кирилло-Белозерского монастыря».

Мелих Анастасия написала икону пророческого ряда иконостаса – Богоматерь «Воплощение» с предстоящими пророками Давидом и Соломоном.
41139708230_6f1d5202ab_o
Икона Божией Матери «Знамение» является особо почитаемым образом в Великом Новгороде. Эта икона занимает важное место в древнерусском высоком иконостасе, формирование которого происходило  на рубеже XIV – XV вв. Икона стала центром пророческого ряда и чаще писалась на отдельной доске. В своей работе за основу было взято  решение центральной иконы пророческого чина из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, где образы Божией Матери и пророков представлены вместе.  Для образа Божией Матери использовались образцы из различных музейных собраний. Пророки Давид и Соломон с момента становления иконографической программы храма занимали значимое место в росписи, чем подчеркивалась их связь с темой Боговоплощения. В свитках святых на иконе тексты взяты из Псалтири (Пс. 44:101) и Книге Притчей Соломоновых (Притч. 9:1). Источниками для разработки иконографии послужили образы пророков из храмов Ферапонтова, Антониева и Кирилло-Белозерского монастыря, икона Северного письма.

Все работы заслужили высокие оценки. После защиты владыка поздравил выпускников с достойной защитой и заслуженными оценками. А также обратился с пожеланиями к студентам:

«Я очень рад, что вы смогли найти, обнаружить в себе и выразить те дары, которые дал вам Господь. Мне хотелось бы пожелать, чтобы вы свою жизнь посвятили Церкви. Не переходите к коммерциализации своего церковного послушания, не превращайте свое служение в ремесло, которое не несет за собой внутреннего содержания. Ведь прежде всего, иконописец — христианин. Это человек, который обязательно молится, призывает помощь Божию и причащается. Благодарите Бога за тот талант, который Он вам дал. И этим талантом служите прежде всего не своему имени, а Имени Божию».

  • Опубликовано: 3 месяца тому назад 23.06.2018
  • Рубрика: Новости