«Самые высокие примеры завершённости содержатся в иконописи. В основе этого искусства лежит ясность, определенность задач и их исполнения. В самой традиционной технике, в наложении санкиря, охрения, вплоть до покрытия готовой иконы олифой существует обоснованная последовательность, ведущая к полной завершенности. В иконописном образе святости не может быть никакой неопределенности или недоговоренности.»

— Н.Н. Третьяков.
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Х Международная научно-богословская конференция

28.09.2018

25-26 сентября в Санкт-Петербургской духовной Академии прошла Х  международная  научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». В рамках работы секции «Церковное искусство» выступили с докладами преподаватели Иконописного отделения СПбДА, иконописцы России и Зарубежья, историки искусства.

Интерьер Екатерининского храма в Академии Художеств

Архимандрит Александр (Федоров) (кандидат богословия, кандидат искусствоведения, заведующий иконописным отделением факультета церковных искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии) сделал доклад о работе над интерьером первого воссозданного вузовского храма (архитектурно-художественное решение церкви св. Екатерины в Академии художеств). Этот храм существует как вузовский уже полвека. Сложная задача, которая стояла перед художниками и архитекторами, которые восстанавливали храм – вписать в классический интерьер каноническую живопись, достигнуть минимальными средствами максимального результата. В продолжение доклада «Хребина Татьяна Викторовна (кандидат искусствоведения) рассказала о предметах церковного текстиля, находящихся в храме святой Екатерины. Большое внимание в сообщении было привлечено к творчеству талантливой вышивальщицы Анны Снигур, более 20 лет отвечающей за ризницу прихода. Она обладает чутким художественным вкусом и в совершенстве владеет разными техниками вышивки. А.Снигур выполняла все работы под непосредственным руководством настоятеля храма. Именно ей было поручено изготовление текстильных обрамлений для иконных образов нескольких хоругвей, в композиции которых преобладают тексты из Евангелия и Священного Писания. При изготовлении хоругвей-панно были использованы оригинальные конструктивные решения креплений икон на ткани. В представленных работах были использованы шитьё «вприкреп» золотными нитями и шнурами, аппликация».

Копийная практика в Новгородском музее.

Армеева Людмила Алексеевна (кандидат искусствоведения, преподаватель Иконописной школы при Московской Духовной Академии) в своем докладе обозначила важный вопрос: «Копирование в современном церковном искусстве: «за» и» против». В церковном искусстве сейчас период осмысления, и обращение к древним образам как никогда важно. Копирование может иметь различные цели: в музейном — важна максимальная точность, в учебном – решение тех или иных учебных задач для профессионального становления иконописца. Но какие бы цели ни ставились, копия должна передавать молитвенный настрой, и создаваться она должна с позиции глубокого проникновения в суть образа.

Жаров Андрей Павлович (преподаватель иконописной школы-студии при Минском епархиальном управлении, член Архитектурно-художественного совета Минском епархиальном управлении) рассказал про опыт восстановления алтарной преграды Борисоглебской (Коложской) церкви XII века в Гродно. Андрей Павлович рассказал про архитектурные особенности храма и создание иконостаса. Во втором докладе, посвященном технике энкаустики, Андрей Павлович  поделился опытом работы в древней технике восковой живописи, над разработкой технологии которой иконописец трудился долгое время. Восковые краски отличаются особой устойчивостью к влаге, прочностью, прозрачностью. Эта техника была особенно распространена в V-VII вв., и сохранившиеся образы из Синайского монастыря представляют удивительные по красоте и высокой технике исполнения иконы. Участники и гости конференции смогли увидеть все этапы создания образ «Евхаристия», выполненного в технике энкаустики для Спасо-Евфросиньевского Полоцкого монастыря.

Храмы на Средней Рогатке

Кутейникова Нина Сергеевна (кандидат искусствоведения, профессор кафедры русского искусства Института им. И.Е. Репина при РАХ, член-корреспондент Российской академии художеств) прочитала доклад на тему «Проблемы и тенденции храмостроения Санкт-Петербурга в 2010-е годы». Современная ситуация в храмостроении уникальна для России. На архитектурные образы Северной столицы повлияли местные условия и традиции (формирование города в Синодальный период, близость Новгорода и Пскова), в них отразились черты классицизма, модерна, интерес к древнерусскому искусству.  В своем сообщении Нина Сергеевна обозначила основные памятники церковной архитектуры указанного периода.

Большой интерес вызвал доклад петербургского искусствоведа Скрипкиной Валентины Павловны  на тему «Иконография Древа Иессеева», в котором автор сделал попытку разобраться, кто изображался в родословии Спасителя. Наибольшее развитие эта композиция получила в стенописи, лицевом шитье, книжной миниатюре, менее – в иконописи. Валентина Павловна продемонстрировала самые разные образцы композиций, включающих широкий круг персонажей: предков Христа по плоти, ветхозаветных персоналий, античных философов и сивилл, апостолов. Композиция «Древа Иессеева»  по построению и содержанию тесно связана с композициями «Похвала Богородицы» и «Христос – Лоза Истинная», поэтому в некоторых случаях разграничить их оказывается чрезвычайно сложным. Главным критерием, по которому можно отличить «Древо Иессеево», – фигура самого Иессея, отца царя Давида.

Большакова Светлана Евгеньевна (кандидат искусствоведения, преподаватель Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина) сделала сообщение на тему «Евангельский сюжет «Благословение детей» в иконах и росписях храмов синодального и современного периода». Эта иконография получила распространение во второй половине XIX века, однако появилась в росписях Волжских городов ещё двумя веками ранее. Автор познакомил слушателей с различными примерами изображения этого сюжета в живописи разных веков, стенописи, иконописи и миниатюре.

Калитин Владимир Александрович (кандидат технических наук, член приходского совета храма Успения Божией Матери дер. Вершинино Плесецкой епархии, внештатный сотрудник ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский») представил вниманию слушателей доклад «Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях», изданный в 1886 г. Автор продемонстрировал различные издания атласа, большое количество чертежей проектов Свиязева И.И., а также, в качестве примера использования типових проектов, – фотографии Кенозерской церкви Успения Божией Матери архитектора И.Ф. Яровицкого.

Мироненко Дмитрий Геннадьевич (кандидат искусствоведения, заведующий иконописно-реставрационной мастерской св. Иоанна Дамаскина Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, преподаватель Иконописного отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии, иконописец, реставратор) сделал сообщение на тему «Значение сопутствующих художественных дисциплин в системе образования студентов Иконописного отделения». Дмитрий Геннадьевич рассказал, какое место занимают в данный момент и могут занимать в дальнейшем такие дисциплины как реставрация, копирование, каллиграфия, технология живописи, основы стенописи и рисунок в программе обучения иконописцев, отметил, каким предметам следует уделять больше внимания, а какие в данный момент могут даваться лишь ознакомительно.

Кандидат искусствоведения, старший преподаватель Иконописного отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии Пивоварова Надежда Валерьевна сделала доклад «Тема Страстей Господних в иконописи и произведениях прикладного искусства московских царских мастерских конца XVII в.: «Вознесыйся на Крест волею…». В докладе были рассмотрены композиции Страстей Господних, которые получили широкое распространение в последние десятилетия XVII в. Их появление и иконографические особенности были связаны с западноевропейскими гравированными изданиями, привозимыми в Москву и использовавшимися в царских мастерских. Первые примеры композиций известны со времени правления царя Федора Алексеевича, стремившегося осуществить замысел создания в Кремле «Нового Иерусалима» (иконы и оклады напрестольных Евангелий). В последующие царствования Страстные сцены включались в убранство драгоценных литургических сосудов (потиры).

Балабейкина Ольга Александровна (кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургский государственного экономического университета) рассказала про историко-архитектурный потенциал периферийных районов Ленинградской области как фактор развития православного паломнического туризма. В данный момент в Ленинградской области более 10 действующих монастырей, около 200 храмов, при многих существуют музеи. Основное внимание автора было направлено на церковную архитектуру Подпорожья, среди почти тридцати храмов были особо отмечены автором Благовещенская церковь, церковь в честь Алексия, человека Божиего, храм Воскресения Христова, Рождества Богородицы и другие. Интересные храмовые постройки расположены  в малонаселенных  и вымирающих населенных пунктах.

Барынина Ольга Александровна (кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и культурологии Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна) прочитала доклад «Македонский ренессанс как основа для формирования православного художественного канона», в котором обратилась к  византийскому искусству IX — X вв. Этот период правления Македонской династии  имеет важное значение в развитии церковного изобразительного искусства после победы Иконопочитания.

Благодарим всех организаторов, участников и гостей конференции и надеемся на дальнейшие интересные встречи!

 

  • Опубликовано: 6 лет тому назад 28.09.2018
  • Рубрика: Новости