«Церковь проповедует одновременно и словом, и образом, поэтому икону и называют учителем. Князь Трубецкой дал прекрасное определение русской иконе — «умо-зрение в красках». Икона — это воплощенная молитва, поэтому вне Церкви в подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении, она составная часть богослужения — как и церковное пение, архитектура, обряд»

— Архимандрит Зинон
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Каллиграфия и шрифт

03.11.2018

Каллиграфия и шрифт» как учебная дисциплина на Иконописном отделении Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Дария Юрьевна Джемс-Леви

  График, иконописец,

член Союза Художников,

преподаватель курса «Каллиграфия и шрифт»

Эстетика иконной надписи недооценена современными иконописцами. Ей не уделяется достаточно внимания. Небрежно или неумело исполненный текст может серьёзно навредить восприятию даже прекрасно написанного образа.

Иконная надпись, заключающая в себе священное имя, название священного события, цитату из Священного писания, молитву, памятную надпись или изречение святого,  – требует к себе такого же ответственного и благоговейного отношения, как и написание самого образа.

В работах признанных мастеров мы никогда не увидим небрежности к какому-либо элементу произведения, потому что мастерство – это, прежде всего, ответственность.

Ответственный подход к написанию иконы подразумевает, в том числе, правильный, соответствующий стилистике живописи, подбор шрифта; умение красиво расположить  текст в общей композиции иконы, чёткое исполнение всех элементов текста, изучение материала, во избежание грамматических ошибок.

В иконе должен быть совершенен каждый элемент, начиная от доски, и заканчивая надписью. Именно поэтому в прошлом году в нашей школе был введён в курс учебных дисциплин курс «Каллиграфия и шрифт».

Цель курса — познакомить студентов с многообразием древних кириллических шрифтов, их историческими и региональными формами, научить правильно соотносить стиль иконного письма и шрифта надписания образа для создания цельного гармоничного произведения, освоить основы шрифтовой композиции.

В процессе обучения студенты на практике осваивают приёмы владения каллиграфическими инструментами – ширококонечными и остроконечными перьями и кистями, копируют исторические образцы, делают эскизы предметов церковного обихода с использованием шрифтов (плащаницы, покровцы, киоты и т.д.), выполняют графические листы с текстом молитвы, используя орнамент или миниатюру.

Студенты изучают принципы построения вязи – особого декоративного орнаментального вида письма, широко используемого во всех видах церковного декоративно-прикладного искусства, знакомятся с такими шрифтами, как устав и полуустав, встречающихся в иконных надписях, учатся понимать пластику и характер шрифтов, что позволит самостоятельно генерировать их недостающие элементы (например при русификации греческих или латинских шрифтов).

Одним из важнейших навыков, который получают студенты в процессе курса «Каллиграфия и шрифт» — умение правильно вести работу, работать с эскизами, что является залогом успешного результата. У студентов формируется чувство пропорции и ритма, вырабатывается твёрдая, уверенная линия, что немаловажно не только в каллиграфии, но и в иконописи в целом.

Можно с уверенностью сказать, что введение курса «Каллиграфия и шрифт» в перечень учебных дисциплин значительно повысит уровень профессиональной подготовки выпускников иконописного отделения СПбДАиС.

Работы Дарии Юрьевны Джемс-Леви

.

Работы, выполненные студентами III курса в течение 2017-2018 учебного года

  • Опубликовано: 5 лет тому назад 03.11.2018
  • Рубрика: Публикации