Копируя икону, человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен. Постепенно он начинает ощущать реальность этого мира, узнавать истинность данного образа, потом постигает глубину его содержания, поражается четкостью форм, внутренней обоснованностью его деталей и поистине святой простотой художественного выражения

— Монахиня Иулиания
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Иконография образа «Сошествие Христа во ад»

08.05.2021

Воскресение Христово является ключевым событием евангельского повествования. В христианской живописи тема Воскресения нашла свое художественное выражение в целом ряде сюжетов. Многие из них изображают явления Воскресшего Спасителя женам-мироносицам, апостолу Фоме и другим ученикам. Но особенно широкое распространение получила композиция «Сошествие Христа во ад», которая и стала в восточнохристианском искусстве образом Воскресения Христова.

Событие Воскресения Господа Иисуса Христа – таинственно. Евангелисты не сообщают об этом подробно, так как не было свидетелей восстанию Христа из гроба. Святые жены-мироносицы и апостолы становятся свидетелями уже совершившегося чуда: они приходят к пустому гробу, видят погребальные пелены Христа и слышат радостную весть от ангелов, а вскоре встречаются с Воскресшим Господом. Именно поэтому изображение самого момента Воскресения не получило развития в традиционных образцах византийского и русского искусства. В раннехристианском искусстве с III в. это событие изображалось только символически – как спасение пророка Ионы из чрева кита [15].

Композиция «Сошествие Христа во ад» заменяет собой образ Воскресения и передает основной смысл праздника – избавление людей от уз вечной смерти. В византийской традиции она имеет название «Воскресение» (Ανάστασις). О событии сошествия Христа во ад, которое произошло еще прежде Воскресения, мы узнаем из нескольких источников.

Многократно об этом пророчествует царь Давид в псалмах. Он говорит о том, что Господь сойдет во ад и выведет оттуда души праведников:

«…плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15: 9–11).

«Возьмите врата князи ваши, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен…» (Пс. 23:7–8);

«Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего» (Пс. 85:13);

«Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных…» (Пс.101:20–21).

В этих словах звучит пророчество и надежда на то, что Иисус Христос выведет из ада и самого Давида.

О сошествии Господа во ад и благовестии всем, находящимся там, Царствия Божия говорит св. апостол Петр:

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18-19). Апостол Павел также упоминает об этом: «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4:8-9).

В Евангелии говорится о том, что когда Христос умер на кресте, то в это время «земля потряслась; и камни расселись и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:51–52). Это значит, что крестная смерть Христова победила власть смерти, разрушила узы ада и освободила находящихся там праведников.

Основным источником иконографии «Сошествия во ад» является апокрифическое Евангелие от Никодима (II-IV вв.), авторство которого приписывается тайному ученику Иисуса Христа, фарисею Никодиму. Некоторые другие источники ссылаются на это Евангелие и также говорят о сошествии Господа во ад. Это «Слово якорное» свт. Епифания Кипрского (IV в.), гомилии Евсевия, епископа Александрийского «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и «О сошествии Господа во ад» (V-VI вв.). Также об этом событии говорится в святоотеческих пасхальных поучениях и богослужебных текстах [9]. В Огласительном слове на Пасху свт. Иоанн Златоуст говорит: «Ад…огорчился, ибо связан. Он взял тело и нашёл в нём Бога; взял землю и увидел в ней Небо…Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос — и ты повержен» [2].

Евангелие от Никодима состоит из двух частей. В первой говорится о суде Пилата над Христом и распятии. Во второй части повествование ведется от лица двух сыновей Симеона-Богоприимца, которые в момент смерти Спасителя воскресли из мертвых. Они рассказывают о том, что Христос в царственном свете сошел во ад и озарил его мрачные глубины: «пришел Царь славы во образе человеческом, Господь пресильный, и вечную тьму озарил, неразрешимые узы расторг, и посетил нас, сидящих во тьме греховной». От такого чуда ужаснулись все служители ада: «Откуда Ты, столь крепкий чистый человек и столь сияющий силою, что не можем смотреть (на Тебя)?»

«И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватил диавола, увязал (его), предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих (в аду), в Свое пресветлое сияние» [1].

Эти фрагменты текста апокрифического Евангелия стали основой иконографии  «Сошествия во ад». В центре композиции изображается Христос, окруженный светлым сияющим ореолом – мандорлой. Он стоит на сокрушенных вратах ада и, протягивая руку Адаму, выводит его из гроба. По сторонам от Христа изображаются Ева, цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча и другие ветхозаветные праведники. В аду разбросаны сломанные замки, ключи, порванные цепи или лежит поверженный связанный сатана. Фоном и обрамлением композиции служат иконные горки, расположенные по сторонам от Христа, над группами святых.

В византийском искусстве сюжет Сошествия во ад появляется в VIII в. Наиболее ранними изображениями этого сюжета являются миниатюры лицевых рукописей VIII-IX вв.

Ранние композиции отличаются простотой и лаконичностью. На страницах Хлудовской Псалтири (Константинополь, сер. IX в., ГИМ) встречаются три миниатюры на данный сюжет. Здесь Христос представлен в сиянии славы, Он выводит из ада Адама и Еву. Ад изображен персонифицированно – в виде античного божества Силена. Он лежит вниз головой, бессильно раскинув руки. Данные миниатюры служат иллюстрациями к текстам псалмов, в которых говорится о Воскресении Христовом [15].

Более подробная композиция представлена на миниатюре из Трапезундского Евангелия (2-я пол. X в., Византия, Константинополь; РНБ).

Здесь Христос, попирающий связанного сатану, выводит Адама из гроба. Кроме Адама и Евы здесь изображена целая группа ветхозаветных праведников. Среди них – цари Давид и Соломон. Они изображены не случайно: псалмопевцу Давиду, прародителю Иисуса Христа по плоти, принадлежат многие пророчества о Христе и Его сошествии во ад и Воскресении. Царь Соломон известен как строитель Иерусалимского храма, о котором, по мнению иудеев, говорил Христос: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19) [5]. Слева от Спасителя изображены двое старцев в молении. Возможно, это пророки, и один из них – Моисей, ветхозаветный прообраз Христа, или пророк Исайя. На золотом фоне греческая надпись «Ἡ Ανάστασις», Воскресение.

Небольшая миниатюра, изображающая Сошествие Христа во ад, находится в Парижском Греческом Евангелии (gr. 74, XI в., Национальная библиотека, Париж).

Здесь Христос держит крест, а святые праотцы изображены с нимбами, но в иллюстрациях данного Евангелия изображение нимбов еще встречается не совсем последовательно [12]. Среди фигур праведников можно узнать св. Иоанна Предтечу, который благовествует о Христе. Его присутствие в композиции основано на текстах Евангелия от Никодима и «Сошествие Иоанна Предтечи во ад».

Еще одним памятником является миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки (XI в., Великая Лавра св. Афанасия, Афон).

Фигура Христа, держащего крест, очень динамична. Он вытаскивает из гроба коленопреклоненного Адама и устремляется вверх. За Евой в пастушеской одежде изображен Авель. Невинно убитый во время жертвоприношения Богу, он символизирует жертвенное служение Богу и связывает композицию с темой Евхаристии [5]. Справа от Спасителя стоят цари Давид и Соломон, а за ними – Иоанн Креститель. Они указывают на Христа, словно подтверждая истинность пророчеств. Золотой фон заменяет собой мандорлу и передает сияние славы Воскресшего Господа.

Композиция Сошествия Христа во ад получила свое развитие и в храмовой росписи. Мозаики и фрески с этим сюжетом встречаются в византийских и русских храмах уже с XI в. В системе храмовой декорации эта композиция часто располагается на северной стене, как одна из заключительных сцен земной жизни Спасителя.

Одной из наиболее ранних является мозаика из монастыря Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1-я четверть XI в.), расположенная на восточной стене нарфика. Здесь фигура Христа изображена почти фронтально, вся композиция простая, уравновешенная, торжественная и монументальная, среди праотцев представлены только Адам и Ева, Давид и Соломон.

Мозаики, созданные немного позже, отличаются более подробным изображением события. Например, композиции из кафоликона монастыря Неа Мони на о. Хиос (Греция, 1042-1056 гг.) и из церкви Успения Божией Матери в Дафни (2-й пол. XI в.) имеют более сложный иконографический извод. Здесь больше фигур, Христос обращен к Адаму и представлен в движении. На мозаике в Дафни под ногами Спасителя лежит скованный сатана [7].

Достаточно подробной является и мозаичная композиция собора Сан Марко в Венеции (1-я пол. XII в.). Расположение фигур и движение Христа напоминает миниатюру из Евангелия Фоки. Но в мозаике Иисус Христос попирает поверженного сатану, который все еще пытается удержать Адама, а за Адамом и Евой изображена еще одна группа молящихся праведников.

В XI в. иконографическая композиция Сошествия Христа во ад появляется и на Руси с принятием христианства. Древнейшее сохранившееся изображение этого сюжета – фреска в Софийском соборе в Киеве (XI в.), расположенная в нижнем регистре северной части трансепта. Левая часть этой композиции не сохранилась и была дописана маслом во время реставрации в середине XIX в. [7]. Здесь представлен более простой иконографический извод, с малым количеством фигур, подобно миниатюре из Евангелия Фоки и мозаике в Хосиос Лукас.

Такой же лаконичностью и монументальностью отличается и фреска из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове (1130-1140 гг.), расположенная на восточном склоне северного свода. Фронтально стоящая фигура Христа имеет легкое, едва заметное движение. Его лик обращен прямо на зрителя, что создает торжественное настроение, Христос изображен как «Царь славы». Среди праведников узнаются традиционные фигуры Адама и Евы, Авеля, царей Давида и Соломона, Иоанна Предтечи.

Близкой по времени является фреска из храма св. Георгия в Курбиново (Македония, 1191 г.), расположенная на северной стене. Простая по числу фигур композиция отлич

ается большой выразительностью и динамичностью: Христос в стремительном движении спасает Адама из глубины ада. Фигура Христа окружена сияющим ореолом с расходящимися лучами света.

В последующий период иконография «Сошествия во ад» развивается и усложняется. Одним из примеров этому служит фреска из церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны (Сербия, ок. 1265 г.). Сложная многофигурная композиция полна движения: окруженный сиянием Христос стоит на поверженном сатане и, наклонившись, извлекает Адама из ада. Это положение фигуры Спасителя передает Его бесконечную любовь ко всему человечеству. Он полон сострадания к людям и ради нашего спасения принял Крестную смерть. Ко Христу устремляются Ева и другие праведники. В группе справа, возможно, представлены Авель, пророк Исайя. В Евангелии от Никодима он напоминает о своем пророчестве: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, страна Заиорданская, страна Галилейская, люди, во тьме ходящие, увидят свет великий: живущие в стране мрака, свет воссияет вам» (Ис. 9:1-2, Мф. 4:14-16) [1]. В верхней части фрески слева и справа изображены фигуры со свитками. Можно предположить, что на свитках были написаны слова пророчеств о Христе.

Со свитком изображен и Иоанн Предтеча в правой группе святых.

В нижней части представлены ангелы, связывающие диавола и разбивающие оковы, а справа – множество праведников в молении Христу.

Достаточно подробным изложением «Сошествия во ад» является и замечательная фреска из монастыря Хора, или Кахрие Джами (Константинополь/Стамбул, ок. 1316-1321 гг.). Эту композицию отличают белые, сияющие одежды Христа, окруженного мандорлой в голубых и белых тонах. На темно-синем фоне Его светлая фигура сразу привлекает взгляд. Спаситель выводит из гробов Адама и Еву, держа их за руки. Белые одежды и сияние Христа напоминают о Преображении и указывают на связь с этим событием. Здесь тоже происходит явление человечеству Божественной славы Иисуса Христа, в которую Он вовлекает человека, дает возможность обожения [5].

Среди фресок русских храмов стоит отметить Новгородские. Роспись в церкви Феодора Стратилата на Ручью, выполненная в 1380-1390 гг., сохранилась фрагментарно. По цветовому решению в красно-коричневых тонах она близка к фрескам Феофана Грека в храме Спаса на Ильине улице, и в целом здесь отмечается влияние византийского искусства XIII-XIV вв.

Композиция «Сошествие во ад» очень динамична, Христос изображен словно летящим. Правой рукой он выводит из гроба Адама, а левую протягивает Еве, стремящейся к Нему. Все фигуры и даже горки направлены к Спасителю, все сосредоточено вокруг Его сияющей фигуры и стремится к Нему. Над Ним ангелы воздвигают крест с терновым венцом – символ страданий и крестной смерти, которыми и было даровано искупление от уз ада.

Композиция «Сошествие во ад» включается в систему храмовой росписи и как один из сюжетов акафистного цикла. В соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря одна из фресок Дионисия (1502 г.) иллюстрирует 12-й кондак Акафиста Пресвятой Богородице: «Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа». Изображение кратко передает смысл кондака: Христос держит в правой руке разорванное рукописание, а левой выводит Адама. Такое решение встречается позднее и в других храмовых росписях, посвященных теме акафиста, а также на некоторых иконах [10].

В иконописи сюжет Сошествия Христа во ад стал иконой главного христианского праздника Пасхи и получил широкое распространение и развитие. Одна из самых ранних икон относится к XII в. (Гос. Эрмитаж, Византия). Композиция этой иконы предельно простая, но она отражает самое главное – спасение мира Христом.

Простотой композиции отличается и «Сошествие во ад» из монастыря св. Екатерины на Синае (2-я пол. XII в., располагается на эпистилии темплона). Здесь Христос держит крест и представлен в движении. Этот образ напоминает миниатюру из Евангелия Фоки, а также фрески в Софии Киевской и Мирожском монастыре. Отличительная деталь – это поверженный сатана (или олицетворение ада) под ногами Спасителя.

На Руси первые иконы на данный сюжет также отличаются простой и ясной композицией. Это можно наблюдать на нескольких примерах. Это деталь иконы «Сошествие во ад, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение» из праздничного ряда Софии Новгородской (Новгородский музей, ок. 1341 г.),

«Сошествие во ад» из праздничного чина Успенского собора во Владимире (1408 г., моск. школа, Третьяковская галерея),

а также икона из праздничного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ок. 1497 г.). В этих композициях Христос обращен к Адаму и за руку выводит его из гроба. В другой руке Спасителя крест или свиток. Фигура Господа в золотых одеждах окружена голубым сиянием с лучами или звездами. Он стоит на сломанных вратах ада, где разбросаны замки, ключи и цепи. Слева и справа от Христа – ветхозаветные праведники, среди которых пророки Давид,  Соломон и Иоанн Креститель имеют нимбы. Икона из Успенского собора во Владимире принадлежит к школе Андрея Рублева и отличается гармоничным и мягким цветовым решением, тонким рисунком и одухотворенностью.

Более подробную композицию можно увидеть на иконе 2-й четверти XV в., принадлежащей к Критской школе (Средиземноморье, Гос. Эрмитаж). Здесь больше фигур, в верхней части изображены ангелы с крестом и орудиями Страстей. Эта икона «замечательная строгостью форм и редкой красотою рисунка» [6].

Широкое распространение сюжет «Сошествия во ад» получил во Пскове. В XIV-XVI вв. здесь был создан целый ряд икон одного иконографического извода на эту тему, с изображением избранных святых. В качестве примера можно рассмотреть одну из них, хранящуюся в Псковском музее (конец XV в.).

Яркие тона, преобладание красного создают особую экспрессивность, выразительность. Она подчеркивается и стремительным движением в фигуре Христа: Он словно только что спустился в ад и уже устремляется вверх, увлекая за Собой праотцев [5]. На иконе изображены и ангельские силы – в аду они предают диавола мучению, а в верхней части, над сияющим Христом, они прославляют Его величие и напоминают царскую свиту. Отличительной особенностью псковских икон является изображение ада как града с башнями, что оправдывает врата ада [8]. В бездне можно заметить группу праведников, которую выводит к свету старец, указывающий на Христа. Возможно, это Моисей, ветхозаветный прообраз Спасителя, который когда-то вывел иудейский народ из Египта [5].

С присоединением Пскова к Москве в иконописи становится заметным влияние московской школы. На псковской иконе 1-й половины XVI в. (Псковский музей) представлено более традиционное изображение. Особенность композиции – Ева, припадающая к ногам Спасителя, а также другие святые жены рядом с ней. Внизу в достаточно крупном масштабе расположены фигуры ангелов и души праведников.

На иконах XV-XVI вв. можно наблюдать, как постепенно происходит усложнение иконографии. Икона из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (мастерская Дионисия, ок. 1502 г., Русский музей) свидетельствует о более глубоком осмыслении этого сюжета. Христос изображен на фоне голубого сияния, заполненного ангельскими силами. Они олицетворяют добродетели (счастье, востание, истина, сладость, живот, чистота, смирение, мудрость, любовь) и копьями поражают противоположные им пороки, находящиеся в аду. Источником такой иконографии послужили аскетические сочинения Святых Отцов Церкви, таких как «Лествица» св. Иоанна Синайского, поучения аввы Дорофея, Слова св. Исаака Сирина и другие произведения. Основной в них является тема борьбы добродетелей и пороков, торжество нравственного начала человеческой души, а также тема победы небесного воинства над силами тьмы [9, 11]. В XV в. на Руси также распространилось учение св. Нила Сорского о борьбе со страстями и умной молитве, исихастское направление монашества. Все это нашло свое отражение в развитии иконографии Воскресения.

Известно несколько икон такого извода. Еще один пример – это икона из Воскресенского собора Коломенского кремля (конец XIV в., Третьяковская галерея). В верхней части композиции изображены ангелы, воздвигающие крест – орудие нашего спасения.

В XVI-XVIII вв. иконография сюжета еще более усложняется. Появляются иконы с клеймами, в которых изображаются события из земной жизни Спасителя или основные церковные праздники.

Средник иконы часто представляет собой развернутую иконографическую редакцию с элементами западного влияния. На иконе может быть изображено сразу несколько событий: изведение праведников из ада, их шествие в рай, а также явления Воскресшего Господа ученикам. В верхней части иконы можно увидеть изображение рая в виде города, напоминающего сад и обнесенного стеной, где праведников ожидает благоразумный разбойник. В качестве примеров можно указать икону из Архангельского музея изобразительных искусств (1-я пол XVII в.) и икону из церкви Илии Пророка в Ярославле (1680-е гг.).

Рассмотрев несколько различных изображений «Сошествия Христа во ад», можно выделить основные детали композиции, которые присутствуют неизменно на всех образцах, и те детали, которые могут меняться.

В центре композиции всегда изображается Христос. Он в золотых (иногда в красных или белых) одеждах, окружен сиянием-мандорлой и стоит фронтально или, чаще всего, обращен влево или вправо к Адаму. Спаситель выводит из гробниц Адама или Адама и Еву, в руке держит крест или свиток. Под ногами Христа – сломанные врата ада, которые часто изображаются лежащими накрест. В аду разбросаны ключи, замки и разорванные цепи, иногда лежит поверженный и связанный (скованный) сатана, олицетворяющий собой ад. В более подробном изводе в аду можно увидеть ангелов, предающих диавола мучению и разбивающих оковы.

По сторонам от Спасителя располагаются две группы ветхозаветных праведников, среди которых всегда присутствуют Адам и Ева, Иоанн Предтеча, цари Давид и Соломон, часто и Авель в пастушеской одежде, с посохом. Иногда среди святых можно узнать и других пророков.

Неизменной деталью является жест Христа – Он держит Адама за руку и извлекает его из гробницы. Ева иногда изображается припадающей к ногам Спасителя. В верхней части композиции иногда изображаются ангелы, воздвигающие крест как знамя победы над смертью.

В целом на примерах различных композиций «Сошествия Христа во ад» заметно постепенное развитие и усложнение иконографии, стремление вложить в сюжет больше сведений, о которых говорится в источниках, и передать богословский смысл композиции.

 

Литература:

 

  1. Евангелие от Никодима. // Русская апокрифическая студия // http://apokrif.fullweb.ru/apocryph1/ev-nikodim.shtml

 

  1. Свт. Иоанн Златоуст. Слово огласительное на Святую Пасху иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоуста (на современном русском языке). // https://azbyka.ru/slovo-oglasitelnoe-na-svyatuyu-pashu

 

  1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. I, стр. 119, прим. 1. // https://www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top_id=70&month=0&style=old&mode=iconogr

 

  1. Васильева А. В. Иконы «Сошествия во ад» («Анастасис») и «Воскресение». // Образовательный портал «Слово», Искусство: Иконография. // https://www.portal-slovo.ru/art/46407.php

 

  1. Иванова С. В. Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или «Воскресение»? // Научный богословский портал Богослов.ru. – 10.04.2010. // https://bogoslov.ru/article/730084

 

  1. Лазарев В. Н. История византийской живописи. – М.: Искусство, 1986. //https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29

 

  1. Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской. // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. – М.: Наука, 1978. // https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=5&chap=2&ch_l2=4#pic15

 

  1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. – М.: Искусство, 2000. // https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=7&chap=7&ch_l2=7#picV-12

 

  1. Лаурина В. К. Вновь раскрытая икона «Сошествие во ад» из Ферапонтова монастыря и московская литература конца XV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. – Т. XXII. М. – Л., 1966.

 

  1. Николай, епископ Балашихинский. Иконография Воскресения Христова. / Московские Епархиальные Ведомости, №3 за 2015 г. // https://mepar.ru/library/vedomosti/81/1871/

 

  1. Пивоварова Н. В. Сошествие во ад (из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря). // Русские монастыри: искусство и традиции. – СПб., 1997. // https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=391

 

  1. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. // https://www.litmir.me/br/?b=303812&p=11

 

  1. Преображенский Петр, прот. Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. // https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazhenskij/apokrificheskie-skazanija-o-zhizni-gospoda-iisusa-hrista-i-ego-prechistoj-materi/

 

  1. Припачкин И. А. О Воскресении Христовом в православной иконографии. – М.: Паломник, 2008.

 

  1. Уханова Е. В. Две древних уникальных иконографических композиции Воскресения Христова середины IX в. // Блог Исторического музея. – 21.04.2020. // https://blog.mediashm.ru/?p=2668

 

Работу выполнила студентка 3 курса Иконописного отделения Мария Самойленко.

 

  • Опубликовано: 5 месяцев тому назад 08.05.2021
  • Рубрика: Публикации