Современный человек воспринимает икону как иллюстрацию, не постигая глубокого смысла, заключенного в ней «богословского трактата». Существо иконного образа – в его наполнении. Иконопись имеет строго и тонко разработанный язык, в ней каждый нюанс обладает глубокой насыщенностью, смысловой и символической. Мы в лучшем случае воспринимаем икону эстетически, а надо всматриваться, изучать Священное Писание, Отцов Церкви и иконографию.

— С.И. Голубев
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Дайджест  >  Текущая запись

Иконография иконы Никола Липенский 1294г, Новгород

22.05.2021

Икона была написана в 1294 году по заказу некоего Николы Васильевича, для монастырской церкви Николы на Липне под Новгородом, мастером Алексой Петровым, где являлась храмовым образом. Во второй половине XIX века находилась в церкви Архангела Михаила.

Никола изображен по пояс, фронтально,  правой рукой благословляет, на левой держит закрытое Евангелие.

фрагмент иконы Николы на Липне

Тип изображения Николы тот же, что и в иконе из Духова монастыря. Сравнительно редкая особенность издаваемой иконы состоит в том, что кисть руки Николы с Евангелием представлена не прикрытой омофором.

Никола 13в из Духова Монастыря, Русский Музей

По сторонам нимба Николы, на золотом фоне — стоящие на киноварных подушках Христос с Евангелием и красным свитком и Богоматерь с омофором. Христос в рыжевато-кирпичном хитоне и синем (из-за потемневшей олифы сейчас кажется черным) гиматии, покрытом золотыми крестами. Богоматерь в коричнево-лиловом мафории с золотыми кругами и каймами и в синем (как гиматий Христа) хитоне. Хитоны обеих фигур украшены вертикальными золотыми полосами-клавами.

Фигуры Христа с Евангелием и Богоматери с омофором иллюстрируют так называемое «никейское чудо». Согласно преданию, во время Никейского собора Никола, возмущенный выступлением Ария против святых отцов, дал еретику пощечину. Арий пожаловался императору, председательствовавшему на соборе. По решению епископов, Никола был заключен в темницу и лишен сана. Но явившиеся Николе ночью Христос и Богоматерь вручили ему знаки епископского достоинства — Евангелие и омофор.

Необычен также крестчатый гиматий Христа. В русском искусстве XIII в. единственный пример представляет икона «Спас Златые власы» в Московском Кремле, с золотыми узорами на одеянии.

По мнению Л. А. Успенского, гиматий Христа может быть трактован здесь как полиставрион — привилегия архиепископа. Это, вероятно, соотносится с темой «Ты еси иерей» и с сущностью изображаемого эпизода: Христос, как глава священства «по чину Мелхиседекову», и Богоматерь восстанавливают Николу в его епископском достоинстве.

По наблюдению Г. Анриха, намек на существование таких изображений, где Христос и Богоматерь вручают Николе Евангелие и омофор, содержится уже в одной из версий жития Николы, так называемой Vita Compilata, составленной между 860 и 965 гг. В сохранившихся иконах византийского круга они встречаются в XII–XIII вв. В русских памятниках самый ранний пример этого изображения — в издаваемой иконе Никола на Липне.

В отличие от большинства икон византийского круга, фигуры Христа и Богоматери представлены не по пояс, а в рост. Аналогичные изображения — в произведениях западной ориентации: житийная икона около 1300 г. из Какопетрии.

Фигуры святых на полях размещены «по чину»архангелы, апостолы, святители, мученики. Такой состав и расположение фигур, соответствующее последовательности обращений в молении о заступничестве, чаще всего сопровождали изображения не отдельных святых, а композиции — «Деисус», «Распятие» или фигуру Христа.

 В центре верхнего поля представлена «Этимасия» («Престол Уготованный»), по сторонам — поясной апостольский чин, возглавляемый архангелами Михаилом и Гавриилом. Слева за архангелом Михаилом — апостолы Петр, Иоанн, Лука, Варфоломей, Иаков (?) и юный апостол (по поздней надписи, удаленной при расчистке — Филипп). Справа, за архангелом Гавриилом — апостолы Павел, Матфей, Марк, Андрей, Симон и юный апостол (вероятно, Фома).

На боковых полях изображены в рост святители и мученики, в следующем порядке (перечисление попарно,

Св. Димитрий

по горизонталям, начиная сверху): Василий Великий и Григорий Богослов; Иоанн Златоуст и неизвестный святитель (в поздней надписи он был назван Ипатием); Кирилл Александрийский и Афанасий Александрийский; Борис и Глеб; Георгий и Димитрий; Флор и Лавр. В углах нижнего поля — поясные фигуры Космы и Дамиана.

Одежды святых на полях — киноварные, изумрудно-зеленые, ярко-синие, лиловые, рыжевато-кирпичные. Надписи на полях поздние и сохранились не всюду, поэтому многие персонажи определяются предположительно.

 

Облачение Николы

 Омофор белый, на нем золотые кресты в черных окаймлениях. Обрез Евангелия зеленый, крышка желтая с золотыми наугольниками, крестом и кругами; застежки серебряные на черно-красных ремнях.

Фелонь Николы коричнево-лиловая, с золотыми крестами и широкой золотой каймой у ворота. Покрой фелони особый: по бокам ее разрезы почти до плеч, отличается от тех, что употреблялись православным церковным обрядом. Аналогию фелони Николы составляют западные, латинские священнические облачения (casulae, planetae), которые сначала были колоколообразными и сплошными, подобно восточным, а с XIII в.

Хитон Николы синий (сейчас кажется почти черным), с узором из золотых ромбов. На запястьях и выше локтя — киноварные поручи-эпиманикии с золотыми окаймлениями и белильным орнаментом. Хитон отличается от традиционных подризников, имевших лишь поручи-эпиманикии на запястьях, и напоминает скорее княжеские или воинские облачения. Возможно, хитон Николы восходит к древнему типу западных облачений дороманской и романской эпохи (до XII в.): известно, что латинские подризники  того времени бывали украшены золотом, жемчугом, аппликациями из драгоценных тканей, начиная же с XIII в. стали делаться гладкими и получали украшения лишь у ворота, на запястьях и подоле.

Живопись

Лик и руки Николы имеют в качестве основного тона светлую красновато-золотистую охру. На ней лежат санкирного цвета тени, коричневатая подрумянка, легкие высветления. Черты лика обведены густыми черными и коричневыми контурами. Пряди волос исполнены белильными, черными, коричневыми и зеленоватыми линиями по желтой основе. По мнению Н. В. Перцева [37], икона исполнена тем особым живописным приемом, свойственным главным образом памятникам XII–XIII вв., когда предварительный рисунок и тени, нанесенные черной краской и санкирем на левкас, просвечивают сквозь лежащую на них охряную карнацию. Дополнительные же тени положены поверх охряного тона. (смешанная техника).

Нимб Николы белый, с золотыми квадрифолиями в красных медальонах; между медальонами — чередующийся красный и зеленый орнамент: стебли со спиралевидными отростками. По внутренней и внешней сторонам нимба — широкая черная кайма с золотыми ромбами (под некоторыми ромбами видна серебряная подкладка). Все одежды Николы и его нимб обильно украшены «жемчугами».

Лик Богоматери написан тем же приемом, как у Николы, но с меньшей градацией теней и светов. Лик Христа не сохранился. Лики святых на полях исполнены плоскостно, красноватой охрой с резкими черными контурами.

Следует отметить большую интенсивность оттенков красок, примененных в иконе, особенно зеленой (обрез Евангелия глубокого изумрудного тона, типа окиси меди) и синей.

Письмо ликов Георгия, Флора и отчасти Бориса и Кирилла Александрийского (все они на левом поле) отличается: они исполнены очень светлой, розовой охрой (почти белой), с теплыми тенями и черными штриховыми контурами черт.

Фон и поля золотые. Нимбы фигур на фоне и полях также золотые, отделены от фонов тонкой графьей. Вверху и внизу (на торцовых шпонках) — киноварная опушь (внизу она видна в выпадах оставшегося там позднего грунта).

На нижнем поле поздняя надпись (вероятно, XVI в.), содержащая дату исполнения иконы (6802 г. — 1294 г.) и ее поновления (7064 г. — 1556 г.). Надпись исполнена по желтому фону черной краской, с киноварными инициалами, в пять строк. Надпись обладает усложненной графикой, имеются элементы вязи, разновидности разделительных знаков в виде точек, дужек и штрихов, расположенных колонками друг под другом и исполненных как черной краской, так и киноварью.

Текст надписи в упрощенной транскрипции:

«В ле(т)о 6802 при князи Андреи Александрович(и) и при архиеп(и)скопе Клименте и при посаднице Андреи Климовичи написана быс(ть) икона сиа повелением и стяжаниемъ раба б(о)жия Николы Васил(ь)евич(а) с(вя)тому Николе в ч(е)сть и в славу от века и до века. А писал грешны(й) Алекса Петров с(ы)нъ. Да в лет(о) 7064 при державе ц(а)ря и г(о)с(у)д(а)ря великог(о) кн(я)зя Иванна Василевича всея Руси самодержца, при архиеп(и)скопе Пимине Великого Новаграда и Пскова повелением и стяжанием Никол(ь)ског(о) игумена Антониа обновлен быс(ть) сии образъ с(вя)таг(о) Николы чудо(т)ворца Липенског(о) монастыря. О великикии с(вя)т(ите)лю отче Николае своею с(вя)тою м(о)л(и)твою призри притекающих к ч(е)стному твоему образу, заступи и избави от всего зла и исполни прошения с(е)рд(е)цъ ихъ, а поставившему и обновившему сию икону мъзду подаждь и в сии веце и в бу(ду)щии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе м(и)л(о)сти, слава Богу, аминь. С(вя)т(ите)лю Х(ристо)въ Николае, архиепископе Миръ Ликииских чюдотворче, сп(а)си и помилуи и соблюди х(ри)с(т)олюбиваг(о) православнаго ц(а)ря и г(о)с(у)д(а)ря великого кн(я)зя Ивана Василевича всея Руси самодершца и х(ри)столюбивую правоверную ц(а)р(и)цу Анастасию и их бл(а)городня чада бл(а)г(о)в(е)рнаг(о) х(ри)с(т)олюбиваго ц(а)р(е)вича Ивана Ивановича и их бл(а)городную дщерь х(ри)с(т)олюбивую ц(а)р(е)вну Евдокию. С(вя)т(ите)лю Х(ри)с(то)въ Николае м(о)ли Х(ри)с(т)а Б(о)га н(а)шег(о) да умножит Г(о)с(под)ь Б(о)гъ лет живота их да устроит ц(а)рство их твердо и вечно в род и род до века. Амин(ь)». (Выносные буквы внесены в строку, титла раскрыты; в круглых скобках — буквы, отсутствующие в оригинале. Древнерусские обозначения цифр переданы современными цифрами, буквы  заменены на «е», «я», «и», «о», «кс», «у»). Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 (6802)г.

  • Опубликовано: 4 года тому назад 22.05.2021
  • Рубрика: Дайджест