«Если обычному художнику, чтобы что-то изображать, необходимо прежде научиться видеть, то и касающемуся искусства церковного, возвышенно-духовного, необходимо прозреть в этой области. А чтобы прозреть, надо в ней ожить, ощутить ее реальность, задышать ее воздухом (молитвой), почувствовать ее умиренность и бесстрастие, плениться красотой ее чистоты, радостью благоговейного предстояния пред Лицом Божиим.»

— Монахиня Иулиания (Соколова)
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Новости  >  Текущая запись

Весенняя копийная практика 2 и 3 курсов

30.05.2022

В мае месяце, согласно учебному плану, студентам 2 и 3 курса Иконописного отделения Академии была организована выездная копийная практика.

Копирование в музее – это прекрасная возможность воочию видеть шедевры русского религиозного искусства, изучать их в непосредственной близости. Для начинающего иконописца прямое общение с иконой крайне необходимо.   Оно позволяет увидеть глубину, которая раскрывается при длительном, детальном изучении, в буквальном смысле стоянии с молитвой перед образом.

Студенты 3 курса проходили практику с 10 по 24 мая в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.

Кирилло-Белозерский монастырь расположен в г. Кириллове Вологодской области. В 1397 г. в этой живописной лесистой местности, ища уединения для молитвенного подвига, обосновался преподобный Кирилл. Так было положено начало основанию монастыря, со временем ставшего средоточием духовной жизни Русского Севера и одним из центров древнерусского искусства. Даже сейчас,  белокаменные стены монастыря являются неким камертоном в настроении города и его культурной жизни. В  XVI веке монастырь расширился – «старый город» (так сейчас называется первоначальная территория) разросся «Новым», по этой логике «новейшим» городом можно считать сам Кириллов.

В 1497 г. было завершено строительство главного собора монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Замечательным памятником древнерусского искусства XV в. является иконостас Успенского собора – единственный образец классического русского иконостаса, почти полностью сохранившийся в своем первозданном облике. Некоторые иконы в настоящее время находятся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея и музея им. Андрея Рублева. Предположительно, иконы написаны тремя мастерами: новгородским, московским и ростовским.

Работе с этими памятниками искусства студенты посвятили две недели.

Студенты  копировали иконы праздничного ряда – Рождество Христово, Успение Божией Матери, Уверение Фомы, Вход Господень в Иерусалим, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Крещение Господне. Интересно, но, когда творение древнерусского мастера удается ниточка за ниточкой «распустить», а потом «связать» по горячим следам – поражаешься, какой ты, человек XXI века, ветхий, по сравнению со средневековым иконописцем. Начинаешь понимать ход мыслей старых мастеров, их дисциплинированность в искусстве.

Приходя с копирования, после священной музейной тишины, студенты делились своими догадками на счет сложных цветов, рассуждали над богословским обоснованием колорита и  читали анализы реставраторов, занимавшихся нашими памятниками.

В рамках практики студентам удалось побывать в Ферапонтовом монастыре, основанном сподвижником преподобного Кирилла. Здесь, в росписях Рождественского собора, удалось увидеть известные всему миру фрески московского иконописца XV-XVI вв. Дионисия.

 

 

Студенты 2 курса проходили практику в Новгородском государственном музее-заповеднике в период с 4  по 18 мая.

Своими впечатлениями поделилась  Екатерина Розанова:

«Практика в музее была своего рода проверкой уровня подготовки каждой из нас, возможностью оценить свои силы, свои навыки и умения, которые надо было самостоятельно применить на практике. И приезд преподавателя был некой контрольной точкой в этой работе. Трепет и волнение перед приходом Ивана Александровича Кусова невозможно с чем-то сравнить: возвышенное чувство радости и благоговения перед его опытом и страх разочаровать своей неуспеваемостью и ошибками, все эти эмоции пролетают в секунду, когда видишь его, заходящим в зал… А потом улыбки, похвала, веселые истории и чувство облегчения, что он приехал.

Практика – прекрасная возможность осознать, что ты получил за прошедшее время обучения, не важно, прошел год, два или больше, ты переосмысливаешь весь свой опыт, начиная с подготовки доски и заканчивая покрытием ее олифой. Интересно, что удовольствие приносит не только применение практических навыков, но и теоретических –  при рассмотрении коллекции образцов музея. Невольно вспоминаешь лекции Надежды Валерьевны Пивоваровой по Иконографии, думаешь над образцом, анализируешь, сравниваешь с другими изводами, пытаешься понять, что хотел передать мастер той или иной пластикой.

Мы копировали разные работы: Сретение праздничного ряда из храма на Волотовом поле, Благовещение из Колмового монастыря, Пророк Даниил во рву львином из храма Двенадцати апостолов, фрагмент иконы Крещения из праздничного ряда Антониева монастыря, фрагмент иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Каждый из нас, выбирая образец, преследовал свои цели, но главной, конечно, было максимально точно скопировать разные сюжеты и детали — горки, архитектура, животные, потому что работа с образцом в живую не сравнима ни с чем. Тональные отношения, цвета, пластика, цифровые и книжные носители не передадут ту мощь и величие образца, выбранного для копирования. Поездка в Новгород дала нам огромный опыт и желание узнавать и творить как можно больше, смотреть на древние образы, работать с ними, думать о них и создавать новые, свои!».

Копийная практика в музеях была первым опытом наших студентов, и надеемся, они еще не раз побывают у истоков древнерусского искусства.

Студенты благодарят Новгородский и Кирилло-Белозерский музей-заповедники за предоставление копирования, Новогородскую и Вологодскую епархии за теплый прием, а также ректора Академии Преосвященнейшего Силуана за содействие в организации выездной практики.

  • Опубликовано: 2 года тому назад 30.05.2022
  • Рубрика: Новости