«Перед Вами моя дипломная работа – Житийная икона святой Ксении блаженной.
В переводе с греческого имя Ксения означает – «странница» или «чужестранка» По имени святой и сложилась ее земная жизнь. Ее путь – шествие, движение, борьба. С опорой на посох и вечной надеждой на Господа Бога…
В иконе сложился образ святой – молодой женщины с седыми волосами, опирающейся на посох. Я не изобразила ее в облике старицы, поскольку мне хотелось выразить тонкий едва уловимый переход от человека, которым она была к человеку, которым стала. Проведя целую ночь над телом мужа, она постарела и поседела, словно прожила долгую жизнь, но все же возраст ее не изменился.
В иконе центральной является мысль о начале новой жизни. Цикл клейм начинается с изображения похоронной процессии. Святая Ксения впервые появилась в военной форме мужа (который был придворным певчим, состоявшим в чине полковника) в день его похорон; она шествовала за гробом преображенной, явившись перед людьми новым человеком. Руки святой скрещены на груди – жест смирения, принятия подвига.
Следующая сцена показывает момент восприятия имени мужа.
Она – основа композиции. Смысловой и геометрический центр – Крест, венчающий могилу мужа святой Ксении, также является вершиной креста, образуемого клеймами с изображением моления в поле, строительства Храма Смоленской иконы Божией Матери и панорамы Смоленского кладбища. По сторонам вертикали показаны начало и венец ее пути, по горизонтали – спасительный подвиг молитвы и телесных трудов ради людей и Церкви. Ее судьба, крест, который она решилась нести – жизнь любимого мужа. С одеждой и именем она приняла на себя все его страдания и тяготы, его грехи, ад и одиночество. Она сошла в его ад, чтобы спасти его. Ее поступок не был беспричинным. Очевидно, обстоятельства его смерти заставили ее пережить страх за его вечную участь. То, что он не прожил сам, она решила прожить за него. Сущность ее пути выражается ее собственными словами «…Андрей Федорович не умер, умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить, будет вечно жить»
Третье клеймо показывает как святая раздает имущество и жертвует средства на Храм с просьбой молиться о упокоении души рабы Божией Ксении. Тем самым она свидетельствует, что прежней ее больше нет. Таким образом верхний ряд клейм представляет собою череду событий, ознаменовавших переход к иной жизни, провозвестницы жизни вечной.
Ее красоту отражают в наибольшей степени следующие два клейма, стоящие друг напротив друга. Поле – место самое близкое душе подвижницы. Она говорила, что там сильнее всего ощущается присутствие Божие. Святая изображена на коленях с воздетыми руками, обращенными к Спасителю в мандорле. Земля изображена в форме гор таким образом, чтобы подчеркнуть устремление святой к Небу. Она окружена ими, погружена в пространство земное, из которого взывает к Богу. Горки подчеркивают мысль о молитвенном восхождении.
В клейме, посвященном строительству Храма, святая стоит над землей на строящейся стене. Она возвышается, словно парит над миром преодолев непростой путь на вершину. Сочетая тяжелый телесный труд и молитву она преображается сама и созидает новое, помогает во всем, что благо и содействует ему.
Следующие клейма посвящены детям. В первом дети насмехаются и кидаются в матушку комьями грязи. Общеизвестно, что прежде святая всегда терпеливо переносила обиды от детей, но этот случай заставил ее перемениться и наказать их за непочтительное отношение. Хотя момент наказания не показан. Я хотела изобразить ее доброе расположение, терпение и смирение. Только по-настоящему смиренный человек способен наказывать с пользой для души.
Клеймо «благословение детей» одно из самых близких мне в иконе. В детях – будущее и свет надежды. Ребенок – это новый человек, новая жизнь, и я думаю, что для детей благословение, доброе слово особенно важно. Они хрупкие и нежные, как весенние цветы. Стоит сказать также, что благословляя матушка так же и исцеляла их, что так же крайне важно, потому что нет страдания больше, чем видеть как болеет невинное дитя.
Следующие две сцены показывают как святая Ксения устраивает встречи и совершенно меняет судьбы людей. Она спасла младенца от сиротства, а овдовевшего врача от отчаяния и одиночества. Страшное горе она обратила в радость начала новой жизни.
Последние три клейма исполнены тихой радости, хотя матушки давно уже нет на земле. По упокоении она продолжает совершать чудеса и хранит святыми молитвами маленький рай – Смоленское кладбище. Туда непрестанно приходят молящиеся и огонь их веры возгорается сильнее в этой обители света и благодати.
Я очень надеялась, что икона станет гимном надежде и новой жизни. Очень хотела, чтобы в ней ощущалось дыхание весны. Каждая весна – это знак надежды, веры в бессмертие. Матушка 45 лет ходила по земле и видела возрождение природы из года в год. Она очень любила своего мужа, и сделала все, чтобы весна для него не закончилась никогда. Ее любовь безмерно возросла охватив великое множество людей. Свет ее согревает каждого, кто к ней приходит.
Благодарю каждого человека, поддержавшего меня добрым словом и молитвой, благодарю своего куратора – Валентину Тихоновну за руководство в трудном деле обучения иконописи. Благодарю рецензента Дарию Юрьевну за своевременную помощь, советы и поддержку. Благодарю руководство и сотрудников Академии за ежедневный труд и подвиги, за возможность обучаться иконописи, посещать Богослужения, быть в том месте, в котором я узнала, что такое настоящее счастье общения.
Благодарю Бога и матушку Ксению за возможность писать дипломную работу и за все мгновения радости, пережитые мною здесь.
Спасибо за внимание.»
Дипломная работа выпускницы Иконописного отделения Марии Епифановой. Преподаватель Валентина Тихоновна Жданова. (выпуск 2021)