«Самые высокие примеры завершённости содержатся в иконописи. В основе этого искусства лежит ясность, определенность задач и их исполнения. В самой традиционной технике, в наложении санкиря, охрения, вплоть до покрытия готовой иконы олифой существует обоснованная последовательность, ведущая к полной завершенности. В иконописном образе святости не может быть никакой неопределенности или недоговоренности.»

— Н.Н. Третьяков.
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Введение во храм Богородицы. Иконы праздника

05.12.2014

Богородичный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» – один из великих церковных праздников – отмечается Церковью 4 декабря по новому стилю. Праздник был установлен в память того дня, когда трехлетняя Дева Мария была приведена в Иерусалимский храм для посвящения Богу в соответствии с обетом, данным её родителями – святыми Иоакимом и Анной. Этот праздник был установлен во времена правления императора Юстиниана (VI век), с VIII века он появился в некоторых месяцесловах, но широкое распространение получает только в IX веке. С этого момента и начинает формироваться иконография праздника.

ikona_iz_ikonostasa_kirillo-belozerskogo_monastyrya-_xv_vek

Событие Введение Богородицы во храм описано в Протоевангелии Иакова, тексте II века. В нём повествуется о том, что родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева легко преодолела пятнадцать ступеней храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию – Захарией, отцом святого Иоанна Крестителя. По особому откровению Она была введена во Святая Святых. Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя там, Мария всецело посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию, получая пищу, как рассказывает нам предание, из рук ангела. По происшествии времени Она, решившая сохранять девство и уневеститься Богу, была поручена заботам Иосифа Обручника, дабы не нарушать отеческих преданий. 

Сокровенный смысл праздника выражен в обращенных к Деве Марии словах ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через тебя явит Господь в последние дни сынам Израилевым искупление» (Иак. 7). Эта тема раскрывается и в тропаре праздника: «Днесь спасения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласновозопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение». Так мы видим, что Введение во храм становится прообразом, предвестием приближающегося Рождества Христова, а значит и грядущего спасения людей.Эту связь мы видим и в Церковном календаре, когда за Введением следует праздник Рождества Христова. А также в особенностях устава богослужений — именно с праздника Введения Церковь поет ирмосы канона Рождества Христова на ка-тавасиях воскресных канонов.

Древнейшие изображения «Введения во храм Пресвятой Богородицы» известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI-XII веках. Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. Смысловым центром иконы является фигура Пресвятой Девы.ikona_vvedenie_vo_hram_s_kleymami_zhitiya_bogorodicy-_rossiya_xvi_vek

Традиционная композиция иконы Введения во храм разделена на две части. В одной части, символизирующей Ветхий Завет, за спиной Богородицы изображаются Богоотцы Иоаким и Анна в окружении иерусалимских дев, шествующих с зажженными свечами в руках (при этом Богоотцы могут, как возглавлять шествие, так и замыкать его). В византийских памятниках IX-XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу («В храм тя принесоша, Всенепорочная Чистая… яко жертву чисту» (6-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. В палеологовскую эпоху в иконографии композиции «Введение во храм» акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Праведные Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие, девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В русских иконах встречаются различные варианты изображения процессии. Святые Иоаким и Анна могут как возглавлять шествие (как на иконе из Кирилло-Белозерского монастыря), так и замыкать его (в среднике иконы Введение во храм с клеймами жития Богородицы), а также находиться в окружении иерусалимских дев (например, на Новгородской иконе-таблетке).

vvedenie_vo_hram-_ikona-tabletka-_novgorod_xv_vek

В другой части композиции — указывающий на Новый Завет, изображена Дева Мария и встречающий её первосвященник Захария, фигура которого помещается или в открытых вратах ограды, или за затворенными вратами, напоминающими царские врата иконостаса. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, в которых Богородицу называют «Двере Господня»: «к Нейже, дивяся, Захария вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двeри» (стихира праздника). Этот эпитет Богородицы основан на видении пророка Иезекииля таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез 44. 1-4). Это пророчество читается в качестве паремии на службе в праздник Введения и является прообразом Приснодевства Богородицы. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, а над ним — сень (киворий). Изображение деталей присущих храму христианскому подчеркивает то, что Введение во храм, как и Рождество Богоматери, — это начало времени Нового Завета. Иерусалимский же храм — это место, неразрывно связанное с эпохой Закона, с ушедшим в прошлое ветхозаветным периодом.

ikona-_yaroslavl-_1560-e_gg-_chastnoe_sobranie

В верхней части композиции (справа или слева) изображен эпизод кормления Девы Марии ангелом. Этот эпизод имеет евхаристический смысл, который отражен также в богослужении праздника: «Небесным воспитана Дева Хлебом верно в Храме Господни, родила еси миру жизни Хлеб, Слово» (стихира на хвалитех праздника).

Интересна композиция иконы XVI века из частного собрания. Видно, что иконописец старается передать формы отечественной архитектуры: белокаменные резные фасады, закомары, луковичные главки, шатровые звонница, но при этом мы видим завесы с изображением Херувимов, которые, как нам известно, были также помещены на завесах Скинии, а затем и самого Иерусалимского храма. В левой части композиции – провожающие Марию Святые Иоаким, Анна и иерусалимские девы, справа – встречающие её первосвященник Захария, и девы, живущие при храме, которые посвятили себя служению Богу.

ikona-_novgorod-_xiv_v-_gosudarstvennyy_russkiy_muzeyСовсем другую композиционную схему имеет икона Введения во храм XIV века, происходящая из Троицкой Церкви села Кривое, Архангельской области.

Уникальная особенность составляет включение в композицию фигуры праведного Иосифа Обручника, по жребию принявшего из рук Захарии воспитанную в храме двенадцатилетнюю святую отроковицу Марию для соблюдения её чистоты и непорочности (Иак. 9). Эта деталь в иконе — указание на будущее событие. Часто в храмовых декорациях сюжет обручения Марии Иосифу следует за сюжетом Введения во храм.

Церковь, изображенная на заднем плане, разделена на отдельные нефы, в каждом из отделений храма мы видим изображения светильников, которые были реальностью храма русского – подвешенные паникадила или лампады в каждом нефе. Дева Мария, сидящая на ступенях, изображается в левой части – там, где в храме, если стоять лицом к алтарю, находится жертвенник. Помещение здесь этого сюжета связано с Проскомидей, совершающейся на жертвеннике, и являющейся предуготовительной частью Литургии, как и событие Введения во храм Богородицы хронологически предшествует Евангельскому циклу, предуготавливает нас к рождению в мир Христа и последующего спасения рода человеческого через принесение Его в жертву. Как Дева Мария была отдана Её святыми родителями наслужению Богу, «яко непорочное приношение» (стихира на литии) в Иерусалимский храм, так и Христос затем принес Себя в чистую жертву ради спасения людей.

Голубева Анна. Выпуск 2016 (Кусов И.А,) Рождество Пресвятой Богородицы

Икона автора статьи Елены Шпак. 

Источники:

  1. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях Русского музея. Каталог выставки. 1995 год.
  2. Давидова М.Г., Лепахин В.В. Введение во храм Пресвятой Богородицы. – СПб.: Метропресс: ООО «Метропресс», 2013 – 76 с. 
  3. http://www.pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presvyatoj-bogorodicy-ikonografiy…
  4. http://www.pravenc.ru/text/149979.html

Шпак Елена, 3 курс

 

  • Опубликовано: 10 лет тому назад 05.12.2014
  • Рубрика: Публикации