Святая Екатерина, чью память Церковь празднует 7 декабря по новому стилю, является одной из самых почитаемых святых во всем мире. В Восточной Церкви ей молятся как целительнице и предстательнице пред Господом при исходе души, в западной традиции считается покровительницей учащихся. В честь великомученицы Екатерины строятся храмы, монастыри, иконография святой развита и многообразна.
Житие
Согласно наиболее древним из сохранившихся источников, святая Екатерина родилась в конце II века в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду. В 305 году император Максенций (или Максимин) издал указ, согласно которому все жители близ лежащих земель должны были собраться в Александрии для принесения жертвы языческим богам. Святая Екатерина решила доказать императору ложность языческой веры и явилась во дворец. Для диспута со святой царь пригласил 50 мудрецов-риторов, но они не смогли опровергнуть слова Екатерины и сами уверовали во Христа, за что и были приговорены императором к сожжению на костре. Вскоре и сама Екатерины была взята под стражу и приговорена к пыткам. Святую, находящуюся в темнице посетила жена императора Августа с военачальником Порфирием и отрядом солдат, и также, послушав речи Екатерины, уверовали во Христа.
Екатерина находилась в темнице двенадцать дней, пищу ей приносил голубь. А на двенадцатый день святой явился Христос в окружении ангелов. Видя стойкость Екатерины, Максенций велел построить необычное орудие пыток, состоящее из четырех колес с острыми гвоздями. Когда орудие пыток было готово, Екатерину привязали к колесу и уже были готовы начать пытку, как вдруг чудесным образом механизм был разрушен, и колеса раскатились в разные стороны. Максенций пришел в гнев, и велел предать Екатерину жестоким мучениям. Императрица Августа попыталась заступиться за Екатерину, но жестокий император, приказал и её пытать, а затем казнить. В тот же день мученическую смерть принял и Порфирий со своим отрядом. Саму Екатерину казнили на следующий день усечением головы мечом, и вместо крови из раны потекло молоко.
Перед самой казнью, святая, видя множество народа, скорбящего о ней и провожавшего его, обратилась к Господу с молитвой, чтобы тело ее не осталось на земле и чтобы всем, помнящим её и обращающимися к ней в молитве, были дарованы земные блага, прощение грехов и упокоение после кончины.
Спустившиеся с неба 4 ангела перенесли тело на гору, соседнюю с горой Синай. По преданию, мощи святой были обретены около 800 г. на вершине горы, которая стала впоследствии называться горой Святой Екатерины и перенесены в Синайскую обитель, которая со временем стала называться её именем.
В древнейших редакциях жития святой Екатерины нет однозначного описания принятия ею христианства. Сюжет мистического обручения со Христом встречается впервые в XV веке в английских переводах жития. Согласно описываемой там легенде, Екатерину принуждали к замужеству, и она поставила условие, что выйдет замуж только за того, кто будет равен ей в уме, красоте, богатстве и знатности рода. Тогда мать Екатерины, которая была христианкой, отвела её к некому подвижнику, который рассказал о том, что знает Человека, который превосходит её по всем критериям, дал икону Пресвятой Богородицы с Младенцем и велел перед ней молиться. Во время молитвы Екатерине явилась Божья Матерь с Младенцем, который даже не захотел взглянуть на святую и отвернулся от неё, сказав, что она сможет увидеть своего Жениха только послушав старца и сделав, как он велит. Тогда Екатерина отправилась к подвижнику, который наставил её в вере и крестил. Вскоре Екатерине опять явилась Богородица с Младенцем на руках, который на это раз повернулся к Екатерине и надел её на палец обручальный перстень.
Иконография
О великомученице Екатерине в кратком толковом иконописном подлиннике говорится: «Святыя Великомученицы Екатерины. Постради в лето 5804: риза лазорь, испод (нижняя одежда) бакан (органическая краска темно-красного цвета), в деснице крест». По краткому подлиннику Филимонова описание её изображения выглядит следующим образом: «На Екатерине риза лазорь, испод бакан, в правой крест, левая молебна, персты вверх». В позднейших редакциях подлинников говориться следущее: «…на голове венец царской, власы просты, аки у девицы, риза лазорь, испод киноварь. Бармы (украшения на одежде) царския до подоля, и на плечах, и на руках; рукава широки. В правой руке крест, а в левой свиток…».
Таким образом, традиционно великомученица Екатерина изображается в богато украшенной царской одежде (как описывается в иконописном подлиннике – нижняя одежда – красная, верхняя – синяя), с широким изукрашенным оплечьем, с лором и «торакием», на непокрытой голове – корона. Корона символизирует и царскую власть и мученический венец. Синий и различные оттенки красного – являются царскими цветами.
Иногда святая Екатерина изображается в красном плаще – традиционном одеянии мучеников, и в синем хитоне. Красная цветовая гамма одежд мучеников символизирует огонь присутствия Божия и кровь, пролитую ими за Христа. Яркий киноварный цвет одежд — не только символически подчеркивает мученичество, но сама зрительная активность красного создает в её иконах чувство победы, триумфа жизни над смертью.
В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение Екатерины приобрело особенную роскошь: по моде того времени её волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах – продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове – высокая богато украшенная корона.
В правой руке у святой Екатерины чаще всего изображается крест. Крест – образ Распятия Господня, символ пути и цели христианской жизни, страдания и спасения. Крест в руках мученицы – знак её уподобления Христу в страданиях и смерти, и обретение через них вечной жизни в Царствии Небесном. Это спасительная сила, которой побеждаются враги.
Левая рука святой чаще всего изображена с раскрытой ладонью – в жесте принятия благодати, адорации. В левой руке у мученицы также часто изображают свиток, на котором помещают текст молитвы. Допустим один из трех вариантов:
- Аз ныне зрю возлюбленнаго Жениха Иисуса Христа, Творца и Спаса моего, Иже есть мyчеников красота, и венeц, и слaва, и призывaет мя к неизреченным добротам райским, да цaрствую с Ним и возвеселюся во век безконeчный.
- Призри с высоты Твоея, Господи, на предстоящия люди сил, и настaви их на свет Твоего познaния, и тем, аще призовyт мною всесвятое имя Твое, дaждь иже к пользе прошение, да от всех воспеваются величия Твоя во веки.
- Господи Боже мой, услыши мене, даждь поминающимъ имя Екатерины отпущение грехов и в час исхода его проводи его с миром, и даждь ему место покойно.
Также иногда у великомученицы Екатерины в руках изображают колесо, иногда меч, которым отсекли ей голову, или столб, у которого совершилась казнь. С одной стороны, это орудия пыток и смерти, но с другой стороны, — орудия победы и вечной жизни.
Великомученица Екатерина на троне
С XVI века распространение получает ещё один иконографический тип великомученицы Екатерины – «Святая Екатерина на троне». Святая одета, как и принято, в царское красное платье, поверх может быть накинут плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов. На голове – корона, волосы убраны под сетчатый головной убор. В правой руке Екатерина держит пальмовую ветвь, а левая рука покоится на колесе – орудии мучений — и одновременно держит Распятие. Распятие и пальмовая ветвь символизируют победу над смертью. На пюпиторе лежит раскрытое Евангелие. В нижней части изображены предметы, символизирующие мудрость и подчеркивающие прекрасное образование святой: астрономический глобус, чернильница, философские книги, циркуль и пр.
На иконе великомученицы Екатерины на троне XVII века из Средиземноморья на заднем плане изображаются сюжеты, связанные с горой Синай: явление Моисею Неопалимой Купины, вручение Скрижалей Завета, а также перенесение мощей святой ангелами на соседнюю гору:
«Моление великомученицы Екатерины о народе»
На Руси в XVI веке также появляется новый иконографический тип — «Моление великомученицы Екатерины о народе». Икона показывает святую в молнии перед казнью. В этом иконографическом варианте великомученица представлена в рост в повороте влево в молитвенной позе со свитком в руке. Она обращается ко Спасителю, расположенному в верхней части композиции в небесном сегменте. На свитке написаны слова её предсмертной молитвы. Рядом с ней воин с мечом готовиться совершить казнь. Иногда художник помещает в композицию народ: он стоит на коленях у ног святой, обращаясь к ней с молитвой. В музее им. Андрея Рублева храниться икона Усекновения главы великомученицы Екатерины, на которой сюжет моления перед казнью представлен без народа. Екатерина обращается в молении к Спасителю перед казнью, в её руках свиток с молитвой, за спиной — палач, приготовившийся обнажить меч. Надо отметить, что эта композиция имеет непосредственную связь с иконографией Божьей Матери. Широко распространены образы Богородицы, на которых Она в молении обращается к Иисусу Христу, расположенному в небесном сегменте, в Её руках свиток. Такую композицию называют по-гречески «параклисис», то есть заступничество, утешение. В русской иконографии характерным примером такого образа является Боголюбская икона Божьей Матери.
В монументальной живописи образ великомученицы Екатерины начинает включаться в большинство храмовых декораций средне- и поздневизантийского периода, если там изображаются святые жены. Часто Екатерина изображается среди святых жен, которые почитаются как целительницы. В мозаике нартекса монастыря Хосиос Лукас (40-е гг. XI в.) Екатерина изображена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой.
Современные иконы:
Преподаватели и студенты нашей Иконописной школы также создают образы святой великомученицы Екатерины:
Икона « Вмч. Екатерина на троне». Выполнена преподавателем Иконописной школы Ждановой В.Т.
Поясное изображение святой Екатерины. Икона выполнена студенткой 3 курса
Голубевой Анной (преподаватель Кусов И.А.) в 2014/2015 учебном году.
Святая великомученица Екатерина. Дипломная работа Афанасьевой Вероники. 2016 г. Преподаватель Кусов И.А.