«Художественный образ в картине постоянно изменяется с изменением человеческой культуры; он всегда свободен, не сдерживается никакими рамками и канонами, в нем действует всегда колеблющаяся неустойчивость душевного настроения. Картиной мы любуемся и наслаждаемся или отвергаем и критикуем. Иконе мы поклоняемся и служим, в ней господствует устойчивость духовного устроения, а не случайность настроения».

— Монахиня Иулиания.
Загружается...
Вы здесь:  Главная  >  Публикации  >  Текущая запись

Талант ответственности

23.11.2016

К 110-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва

(1906 – 1999).

«В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

  Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще.

Д.С. Лихачёв.

kizhi-chasovnya-spasa-nerukotvornogo-xvii-xviii

Кижи. Часовня Спаса Нерукотворного XVII-XVIII вв. 1970-е гг. Фотография из альбома Д. С. Лихачева.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Трудно описать жизнь и деятельность этого человека. Прежде всего, о нем говорят как о представителе той интеллигенции, которая является  хранительницей прошлого, её высших ценностей и достижений, хранительницей истинного чувства прекрасного. Дмитрий Сергеевич  был великолепно образован (точнее, широта его кругозора была результатом самообразования) и являлся специалистом во многих областях науки и искусства: литературовед и искусствовед, филолог, культуролог, историк, знаток  древнерусского искусства и литературы, академик РАН, автор более 500 научных и 600 публицистических трудов… Этот список можно продолжать довольно долго. И вместе с тем, по воспоминаниям современников, он был человеком необыкновенно простым и скромным, в разговоре своем совершенно не стремившимся показать свою ученость. Он прекрасно чувствовал живое течение истории, но оставался  человеком своего времени; не стремясь отгородиться от меняющегося мира кипами старинных книг и рукописей, он обращался к молодым, разговаривая с ними просто и легко«Увы, таких людей мы больше не увидим» — скажет о нем выдающийся русский ученый, литературовед С.С. Аверинцев. Его поразительная духовная стойкость помогла выжить в самые тяжёлые периоды жизни: во время ссылки,  войны, гонений, и не просто выжить, а найти  силы и вдохновение для творческого исследовательского труда. «Лихачев — это во многом и совесть нашей России. Мы часто оправдываемся: «А что я могу? А что мы можем сделать?» Это говорят все, на всех уровнях: «Я бессилен». А Лихачев один, не имея ничего в распоряжении, кроме своего слова и пера, — ничего у него больше не было, — смог «…». У Лихачева был талант человека, который знал, что ему надо делать, знал, что он обязан делать, — талант ответственности. Перед историей, обществом. Перед самим собой, перед своим прошлым. Перед своей верой»так писал о нем Д. Гранин.

novgorod-fotografiya-iz-fotoarkhiva-d-s

Новгород. Фотография из Фотоархива Д. С. Лихачева.

Вера была для рода Лихачёвых живительной силой. В автобиографических записках Дмитрия Сергеевича мы находим яркие  воспоминания о дяде Гаврюше, который ездил на Афон; тёте по отцу, Мане, которая учила добру и вере в Бога посещавших её людей; дяде Васе, очень почитавшем Серафима Саровского.

«Воспоминания» Дмитрия Сергеевича рисуют прожитое время  непритворно, с предельной искренней прямотой, но в этой прямоте нет холодного равнодушия. «Многие убеждены, что любить Родину – значит гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви – любви-жалости. Неудачи русской армии на фронтах Первой мировой войны ранили моё мальчишеское  сердце». Волны казней и репрессий происходили уже с 1918 года, постепенно убивая «животворную силу русской интеллигенции». Начались гонения на Церковь. «Эти гонения были настолько невыносимы для любого русского, что многие неверующие начали  посещать Церковь, психологически отделяясь от гонителей». Аресты, провокационная политика  «живой церкви», изъятие церковных ценностей не могли  заглушить голос молитвы в верующей душе. Шли богослужения, к

ак отмечали, «с особой истовостью», «священники служили с особым чувством». К церковным хорам примыкало много профессиональных певцов, и поэтому они звучали особенно хорошо. «Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, её победами и завоеваниями. Сейчас это многим трудно понять. Мы не пели патриотических песен. Мы плакали и молились».

vid-s-kryshi-preobrazhenskogo-sobora-na

Вид с крыши Преображенского собора на бухту Благополучия. Луковица Благовещенской (музейной) церкви. 1928 г.

 

Это чувство любви к Родине побудило молодого человека к изучению древнерусской литературы и древнерусского искусства. «Я хотел удержать в памяти Россию, как хотят удержать в памяти образ умирающей матери сидящие у её постели дети, собрать её изображения, показать друзьям, рассказать о величии её мученической жизни. Мои книги – это, в сущности, поминальные записочки, которые подают «за упокой»: всех не упомнишь, записываешь наиболее дорогие имена. Такие находились для меня именно в Древней Руси», — пишет Дмитрий Сергеевич.

lih-6

Из книги Архитектура Соловецкого монастыря. Страница с подписями Лихачёва.

Поразительная духовная стойкость и работоспособность Дмитрия Сергеевича не может не удивлять. Находясь в ссылке на Соловецких островах, он трудится в Соловецком музее, где на бумаге из школьных тетрадей составлял опись икон монастыря; в блокадном городе писал труд по обороне древнерусских городов. 

 С большой болью писал Дмитрий Сергеевич об изменениях, которые он увидел в Великом Новгороде после войны. Ему посчастливилось не раз видеть город  до войны: с замиранием сердца смотреть на тени пролетающих стрижей на светлых стенах Нередицы, и сидя у памятника Тысячелетию России, любоваться на отражающиеся в золотом куполе Софии облака, ходить на Волотово и в Хутынь, ездить в Юрьев монастырь…

lih-12

Церковь пророка Илии на Славне. Рисунок Д.С. Лихачёва из «Новгородского альбома».

Теперь, после освобождения, Новгород представлял страшную картину надругательств над памятниками искусства. Солдаты стоявших здесь армий делали рисунки прямо поверх фресок, бесстыдно внося свидетельство о своём пребывании в таинственно-неприкосновенный образ небесного мира, запечатленный древнерусским художником. Но не только это свидетельствовало о прошедших событиях. «Помню страшную рану в церкви Спаса на Ильине от нашего снаряда. Дело в том, что наша артиллерия не обстреливала новгородские церкви (был дан специальный приказ). Немцы пользовались этим и устраивали в верхних точках исторических памятников наблюдательные и корректировочные пункты. В этой церкви наблюдательный пункт был особенно опасен для наших войск, наступавших с востока. Был выпущен один единственный снаряд – и, увы, он повредил фрески Феофана Грека».

790501

Д. С. Лихачев у южного портала Успенского собора Московского Кремля. 1986.

В послевоенное время Дмитрий Сергеевич продолжает свои труды.  С огромной любовью он пишет всегда о родном городе на Неве: «Петербург-Ленинград – город трагической красоты, единственный в мире. Если не понимать этого – нельзя полюбить Петербург». Он прилагает множество трудов, чтобы сохранить исторический облик Невского проспекта, Екатерининского и Петергофского парков, участвует в реставрации культурных памятников, выступает с докладами – на всё и на всех хватало времени и сил.

Дмитрий Сергеевич является автором многих трудов по древнерусскому искусству и культуре: «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.)», «Древнерусская культура и современность», «Искусство Киевской Руси», «Искусство периода создания национального Русского государства», «Искусство периода феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига», «Русская культура нового времени и Древняя Русь», «Андрей Рублёв»…  (полный список смотрите ниже)

П. Сотникова вспоминала: «Было неосознанное желание духовного общения с человеком, особенным тем, что он жил как христианин, чего мы, однако, тогда не подозревали и понять не могли. Своим студентам Дмитрий Сергеевич внушил необходимую потребность задуматься о человеческом достоинстве, смысле жизни, Боге и обратиться к Евангелию». 

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилёв.

  

Здесь мы приводим список трудов Д.С. Лихачёва, которые могут быть полезны всем интересующимся искусством и культурой Древней Руси.

  • Древнерусская культура и современность: Беседа// Вопросы философии. — 1969. — № 11. — С. 129 — 134.
  • Древний Новгород как столица — предшественник Петербурга // Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. В 3-х т.СПб.: «Издательство «АРС», lihachev-d_-kultura-rusi-vremen-andreya-rubleva-i-epifaniya-premudrogo-konec-xiv-nachalo-xv-vv-1962-1942006. Т. 2. С. 127-131.
  • Заметки об истоках искусства // Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. В 3-х т.СПб.: «Издательство «АРС», 2006. Т. 3. С. 11-17.
  • Икона «Нил Столобенский в житии» самого начала XVIII в. с изображением Ниловой пустыни// Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник 1981. — Л., 1983. — С. 245- 254.
  • Искусство периода объединения Северо-Восточной Руси (1380 — 1460)// История русской литературы: Учеб. для вузов / Под ред. В. А. Десницкого, Б. С. Мейлаха и Л. А. Плоткина. М., 1941. — Т. 1, Ч. 1. — С. 150 — 151.
  • Искусство периода создания национального Русского государства (1460 — 1530-е годы)// История русской литературы: Учеб. для вузов / Под ред. В. А. Десницкого, Б. С. Мейлаха и Л. А. Плоткина. М., 1941. — Т. 1, Ч. 1. — С. 182 — 184.
  • Искусство периода феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига// История русской литературы: Учеб. для вузов / Под ред. В. А. Десницкого, Б. С. Мейлаха и Л. А. Плоткина. М., 1941. — Т. 1, Ч. 1. — С. 122 — 125.
  • Искусство периода объединения Северо-Восточной Руси (1380 — 1460) // История русской литературы: Учеб. для вузов / Под ред. В. А. Десницкого, Б. С. Мейлаха и Л. А. Плоткина. М., 1941. — Т. 1, Ч. 1. — С. 150 — 151.
  • Искусство периода создания национального Русского государства (1460 — 1530-е годы) // История русской литературы: Учеб. для вузов / Под ред. В. А. Десницкого, Б. С. Мейлаха и Л. А. Плоткина. М., 1941. — Т. 1, Ч. 1. — С. 182 — 184.
  • К дискуссии о методах реставрации памятников древнерусской живописи// Искусство. — 1972. — № 2. — С. 34 — 37.
  • Киев — мать городов русских// Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность: Сб. науч. тр.- Киев, 1987. — С. 6 — 14.
  • Киевская Русь (X — начало XIII вв.)// Культура Древней Руси: Пособие для учителей / Сост. Э. С. Смирнова. Л., 1967.- С. 9-21.
  • Крещение Руси и государство Русь // Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. В 3-х т.СПб.: «Издательство «АРС», 2006. Т. 2. С. 85-107.
  • Куликовская битва в миниатюрах XVI века// Повесть о Куликовской битве. Текст и миниатюры лицевого свода XVI века.- Л., 1984. — С. 317 — 328, 370 — 381. — На рус. и англ. яз.
  • Культура Древней Руси// Краткая история СССР: В 2-х ч. Ч. 1. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистическ ой революции. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 1983.- С. 49 — 58.
  • Культура Древней Руси и задачи ее изучения// Бюл. Комис. СССР по делам ЮНЕСКО. — 1973. — № 4. — С. 6 — 8.
  • Культура Киевской Руси при Ярославе Мудром// Исторический журнал. — 1943. — Кн. 7 — С. 28 — 35.
  • Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.).— М., Л.: Изд-во АН СССР, 1962.- 172 с.
  • Культура Руси на рубеже XIV — XV веков// Исторический журнал. — 1943. — Кн. 1 — С. 40 — 45.
  • Культура Руси периода феодальной раздробленности: Искусство и литература// Очерки истории СССР. Период феодализма IX -XV вв. / Под ред. Б. Д. Грекова, Л. В. Черепнина и В. Т. Пашуто. — М., 1953. — [Ч.] 1. — С. 424-462.
  • Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. (Конец XIV— начало XVI в.).— Л.: Госполитиздат, 1946. — 160 с.. — (Russian reprint ser. ed. V. Soloviev with the assistance of A. Kimball. 39. The Hague, Paris: Mouton, 1967). — [Фототип. переизд. кн.].
  • Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. (Конец XIV-начало XVI в.).— Л.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1946. — 160 с.
  • Культура русского народа Х — ХVII вв.— М., Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 120 с.
  • Мозаики и живопись Древнего Киева: [Альбом]/ Автор вступ. ст. и сост. Д. С. Лихачев. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — 16 с. — (К 1500-летию Киева). — На рус. и англ. яз.
  • Московский Кремль// Художественные памятники Московского Кремля. — М., 1956. — С. 5 — 10: ил.
  • Московский Кремль: [Ист. очерк]// Юному художнику: Кн. для чтения по истории искусства. 2-е изд. — М., 1963. — С. 291- 296.knigi-deti-voyny_5
  • Новгород// Звезда. — 1945. — № 3. — С. 102-106.
  • Новгород Великий, ровесник русской истории// Советский Союз. — 1966. — № 5. — С. 37-41.
  • Новгород Великий: Очерк истории культуры Новгорода XI- XVII вв.— М.: Сов. Россия, 1959. — 104 с.
  • Памятники искусства в литературе Новгорода// Новгород: К 1100-летию города. — М., 1964. — С. 48 — 56.
  • Память культуры и культура памяти// Юный художник.- 1983. — № 8. — С. 1 — 3.
  • Предисловие// Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. — М., 1987. — С. 5 — 6.
  • Предисловие к книге В. Н. Сергеева «Рублев» // Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. В 3-х т.СПб.: «Издательство «АРС», 2006. Т. 2. С. 133-137
  • Принцип ансамбля в древнерусской эстетике// Культура Древней Руси: Посвящается 40-летию науч. деятельности Николая Николаевича Воронина. М., 1966. С. 118-120.
  • Псков// Звезда. — 1945. — № 10-11. — С. 201-204.likh-less-04-3-rus-kultura
  • Русская культура нового времени и Древняя Русь// Древнерусская литература и русская культура XVIII -ХХ вв. Л., 1971. С. 3 — 7. (Тр. Отд. древнерус. лит., Т. 26).
  • Русская культура: Сборник.М.: Искусство, 2000. 438 с.
  • Святая Русь// Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X-XX вв. / Сост. C. С. Бычков. М.: Московский рабочий, 1992. С. 6-7. (Клуб любителей истории Отечества).
  • Святая Русь и соловецкие мученики веры по рассказу одного из узников лагеря// Символ. Париж, 1988. Декабрь, № 20. С. 47-51.
  • Символ единства: (К 625-летию Андрея Рублева)// Студенческий меридиан. — 1985. — № 9. — С. 16.
  • Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу// Сказание о Борисе и Глебе / Сост. протоиерей В. Брегеда. [М.]: Ниппур, 1994. С. 3 — 14. Пер. с древнерус.
  • Слово о Киеве // Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. В 3-х т.СПб.: «Издательство «АРС», 2006. Т. 2. С. 109-125.
  • Соловки в истории русской культуры// Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. — М., 1980.- С. 9 — 41.images
  • Соловки в истории русской культуры// Беломорье /Сост. Д.Ушаков. — М., 1984. — С. 27 — 41.
  • Соловки в истории русской культуры // Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. В 3-х т.СПб.: «Издательство «АРС», 2006. Т. 2. С. 139-177.
  • Сравнительное изучение литературы и искусства Древней Руси// Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. — М., Л., 1966. — С. 3-10. — (Тр. Отд. древнерус. лит., Т. 22).
  • Стилеформирующая доминанта древнерусского домонгольского искусства и литературы// Средневековая Русь. — М., 1976.- С. 131 — 134.

 

Полный список публикаций можно найти на сайте: http://likhachev.lfond.spb.ru/search/bibliogr_likhachev.php

Источники:

  1. Лихачев Д.С. Воспомиания. – М., Вагриус, 2007.
  2. Лихачёв Д.С. Новгородский Альбом. – СПб, 1999.
  3. http://likhachev.lfond.spb.ru/excurs.htm




  • Опубликовано: 7 лет тому назад 23.11.2016
  • Рубрика: Публикации